Невербальные средства в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие невербального общения и его составляющие………………………4
2 Невербальные средства в деловом общении………………………………….6
2.1 Жестикуляция и позы в деловом разговоре…………………………………8
2.2 Глаза как мощный знак невербальной коммуникации……………………18
2.3 Рукопожатие………………………………………………………………….20
2.4 Мимика……………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Реферат по деловой риторике.docx

— 308.22 Кб (Скачать)

     Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку. Если ее кладут на локоть партнера, то это  выражает больше чувства, чем при  захватывании запястья. Если руку кладут на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находится на предплечье. 

     2.4 Мимика

     Мимика  имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

     Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются  невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.

     Особая  роль в передаче информации отводиться мимике – движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном  лице лектора теряется до 10-15 процентов  информации.

     В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанных В.А.Лабунской (табл. 1). 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица Эмоциональное состояние
Гнев Презре-

ние

Страда-ние Страх Удив-ление Радость
Положение

рта

Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки  губ опущены Уголки  губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или прищу-рены Глаза прищурены Глаза

широко

раскрыты

Глаза прищу-

рены  или раскрыты

Яркость глаз Глаза блестят Глаза туск-лые Блеск глаз

не выражен

Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты  вверх
Уголки  бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние  уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные  складки на лбу и переносице Горизонтальные  складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо  динамичное Лицо  застывшее Лицо динамич-ное

 

     Из  таблицы видно, что основную информативную  нагрузку несут глаза и рот (губы). Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее – эмоции страдания и  страха. Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное  состояние и такие чувства, как  печаль, робость, злобу, враждебность и  т.д.

     С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом  формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек  только формирует мысль, он чаще всего  смотрит в сторону, когда мысль  полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда  трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на собеседника. Слушающий  же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.

     Визуальный  контакт свидетельствует о расположенности  к общению. Если на нас смотрят  мало, то мы полагаем, что к нам  или к нашим словам и действиям  относятся плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение.

     Взгляд  передает самую точную информацию о  состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Если человек возбужден  или заинтересован чем-то, находиться в приподнятом настроении, его  зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. И  наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Невербальная  коммуникация является одной из важнейших  областей существования знаков и  знаковой информации и занимает значительное место в жизни человека и общества.

     Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам  логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

     Невербальное  общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

     Невербальное  общение – наиболее древняя и  базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при  помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

     Невербальный  язык настолько мощный и общий, что  часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает  многие наши поступки, например, заранее  знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу  без нее.

     Остается  добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало  невербальное общение, то мы уподобились  бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией  простыми печатными словами (например, с помощью сети Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

     Знание  языка жестов и телодвижений позволяет  не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело  на него услышанное еще до того, как  он выскажется по данному поводу. Другими  словами, такой бессловесный язык может  предупредить вас о том, следует  ли изменить свое поведение или сделать  что-то другое, чтобы достичь нужного  результата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ботавина  Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.
  2. Зельдович Б. 3. Деловое общение. – М.: «Альфа-Пресс», 2007г. – 456 с.
  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений:/Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 424 с.
  4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986. – 34 с.
  5. Поваляева М.А. Невербальные средства общения: М.А. Поваляева, О. А. Рутер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.

Информация о работе Невербальные средства в деловом общении