Невербальные средства в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие невербального общения и его составляющие………………………4
2 Невербальные средства в деловом общении………………………………….6
2.1 Жестикуляция и позы в деловом разговоре…………………………………8
2.2 Глаза как мощный знак невербальной коммуникации……………………18
2.3 Рукопожатие………………………………………………………………….20
2.4 Мимика……………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Реферат по деловой риторике.docx

— 308.22 Кб (Скачать)
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие невербального общения и его составляющие………………………4

2 Невербальные средства в деловом общении………………………………….6

2.1 Жестикуляция и позы в деловом разговоре…………………………………8

2.2 Глаза как мощный знак невербальной коммуникации……………………18

2.3 Рукопожатие………………………………………………………………….20

2.4 Мимика……………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  используемых источников……………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Язык  нашего тела, по сравнению с другими  вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов  передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в  интерпретации этого способа  контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину  информацию от тела и словесные выражения.

     Глазами человек воспринимает значительно  больше, чем ушами. Большая часть  информации передается невербальными  средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли  человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую  роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника.

     Можно использовать язык жестов для того, чтобы вводить людей в заблуждение  и манипулировать ими. Бывают случаи, когда именно это необходимо.

     Понимание тонкостей языка жестов может  улучшить и упростить ваши отношения  с окружающими людьми.

     Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова  собеседника, но и умением правильно  интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия. 
 
 
 
 

     1 Понятие невербального общения и его составляющие 

     Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без  использования слов (передача информации или влияние друг на друга через  образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения»  становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и  способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все  формы самовыражения человека.

     Существуют  две проблемы понимания невербального  общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

     Невербальные  средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический  контакт между партнерами; 2) обогащать  значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

     Невербальное  общение – это общение посредством  неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

     Визуальная  система общения включает в себя:

     - жесты;

     - мимику, позы;

     - кожные реакции (покраснение,  побледнение, потоотделение);

     - пространственно – временную  организацию общения;

     - контакт глазами (визуальный контакт);

     - вспомогательные средства общения,  в том числе: подчеркивание  или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование  средств преобразования природного  телосложения (одежда, прическа, косметика,  очки, борода, мелкие предметы в  руках) и прочее.

     Акустическая  система подразделяется на следующие  аспекты:

     - паралингвистическая система (система  вокализации, то есть темп голоса, его диапазон, тональность);

     - экстралингвистическая система  (включение в речь пауз, а также  других средств, как то покашливание, смех, плач, темп речи).

     Тактильная  система – это прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

     Ольфакторная  система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

     Невербальное  общение человека связано с его  психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального  общения раскрывается внутренний мир  личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей. Люди быстро приспосабливают  свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение  оказывается менее пластичным.

     Учеными разработана классификация невербальных средств общения (рис. 1). 

Просодика и

экстралингвистика

Проксемика

Такесика

Кинесика

     

     

Ориентация

Визуальный контакт (взгляд) 

Рукопожа-тие

Интонация

Экспессив-но-вырази-тельные

движения 

     

Тембр

Дистанция

Поцелуи

Направ-ление движения глаз

Громкость

Поза 

Паузы

Похлопы-вания

Походка 

Мимика 

Жест 

     

Вздох

Длина паузы 

Смех

Частота контакта 

Плач

     

Кашель

 
 
 
 
 

     2 Невербальные средства в деловом общении 

     Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его  жестам, мимике и позам относится  к области кинесики.

     Кинесика — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения. Кинесика изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся:

  • мимика (движение мышц лица)
  • пантомимика (движения всего тела)
  • «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса)
  • экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний)
  • поза и пространственный рисунок (дистанцирование и личные зоны, территория, перемещения)

     Во  всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти  во всем мире означает "да" или  утверждение. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек  не знает или не понимает, о чем  идет речь.

     Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной  нации отличается от невербального  языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым  первым и самым важным в его  жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и  нежность. Ребенок, лишенный этого в  детстве, отстает от сверстников  в интеллектуальном развитии и приобретает  эмоциональные дефекты, которые  почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы  значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

Информация о работе Невербальные средства в деловом общении