Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:05, реферат

Описание работы

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Содержание

Введение……………………..………………………………………..………..3
1. Понятие невербального общения……………………………………...…4
2. Невербальные средства общения...............................................................5
а) мимика………………………………………………………………...…….6
б) жестикуляция, движения.............................................................................7
в) поза……………………………………………………………………….…11
г) взгляд.............................................................................................................12
Заключение.......................................................................................................13
Список используемой литературы………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Реф. Конечный вар..doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Cодержание

 

Введение……………………..………………………………………..………..3

1. Понятие невербального общения……………………………………...…4

2. Невербальные средства общения...............................................................5

а) мимика………………………………………………………………...…….6

б) жестикуляция, движения.............................................................................7

в) поза……………………………………………………………………….…11

г) взгляд.............................................................................................................12

Заключение.......................................................................................................13

Список используемой литературы………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В настоящее время  в процессе общения и взаимопонимания  людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать  гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Согласно оценкам ученых с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Соответственно 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

 

 

 

1. Понятие невербального общения

 

 

 Невербальное общение  – это «язык жестов», включающий  такие формы самовыражения, которые  не опираются на слова и  другие речевые символы.

  Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

   Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

    Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.

     Невербальный  язык настолько мощный и общий,  что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Его составляют:

-внешний вид, одежда, поза;

-выражения лица, улыбка, взгляд;

-движения, походка;

-жесты;

-прикосновения, объятия;

-поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;

-мимика;

-личное пространство.

2. Невербальные средства общения

           Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестетика изучает внешние  проявления человеческих чувств  и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.

4. Физиогномика – учение о  выражении характера человека  в чертах лица и формах тела.

5. Просодика – ритмико-интонационное  оформление речи

Основными средствами невербального  общения являются:

а) мимика;

б) жестикуляция, движения;

г) поза;

д) направленность взгляда.

а) мимика- движение мышц лица, выражение лица.

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

-удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

-страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

-гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

-отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

-печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

-счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

 

б) жестикуляция, движения.

 

         Очень большую роль в невербальном общении играет жестикуляция.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И  вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются  естественным путем, и хотя никто  предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые  возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние  человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.  

         Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.

Теоретики ораторского  искусства в своих статьях  о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию.

А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает  ее эмоциональное звучание,

В зависимости от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

-Ритмические жесты.

         Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи и подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

          Произнесите, например, пословицы:

          Говорит, что воду цедит;

          Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное  движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.  Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

-Эмоциональные жесты.

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, растерянность, замешательство – все это проявляется  не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми.

 Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

-Указательные жесты.

Можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.      

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: « У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.

Бывают случаи, когда  расшифровка жеста определяется ситуацией. Например: идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Он хочет узнать который час.

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на  которое можно указать.

-Изобразительные жесты.

Изобразительные жесты  появляются в случаях:

-если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

-если одних слов недостаточно по каким-либо причинам              (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность);

-если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

-Символические жесты.

Такие жесты условны  и называются они символическими. Некоторые из них имеют  вполне определенное значение.

           Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

Руки, заведены за голову, выражение превосходства. Руки в  боки - символ непокорности. Обхватить  руками голову – признак неприятности или беды.

Символические жесты  характерны для ряда типовых ситуаций:                 

-Жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

-Жест интенсивности – рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.

-Жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет!  Не надо, не надо, прошу вас;

-Жест противопоставления, антонимичности – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить.

-Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.

-Жесты объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.

в) поза.

Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в  беседе, субординацию, стремление к  совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая  субординация — стремление доминировать или напротив подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый — подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

Информация о работе Невербальные средства общения