Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:39, реферат

Описание работы

Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия..

Содержание

Введение.
Глава 1.Невербальные коммуникации
1.1. Специфика невербальной коммуникации ………………………стр. 6-7
1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7
2. Кинесика …………………………………………………………….стр. 7
2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8
2.2. Мимика …………………………………………………………....стр. 9-11
2.3. Позы ……………………………………………………………….стр. 11-12
2.4. Внешний вид ……………………………………………………...стр. 12-15
3. Такесика ……………………………………………………………..стр. 15
3.1. Объятия …………………………………………………………....стр. 15-16
3.2. Рукопожатия ……………………………………………………….стр. 16
3.4. Похлопывание по спине или плечу ………………………….......стр. 16
3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17
3.6. Поцелуи ……………………………………………………………стр. 17
4. Сенсорика ………………………………………………………..….стр. 17-18
5. Проксемика ……………………………………………………….....стр. 18-20
6. Хронемика ……………………………………………………….….стр. 20-21
Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22
2.1. Оттопыренный вверх большой палец …………………………...стр.22
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22
2.3. Хлопки ладонью по лбу …………………………………………..стр.22
2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22
2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23
2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23
2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23
2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23
Заключение ……………………………………………………………...стр.24
Список литературы …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Значение жестов в разных странах мира.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти  не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты  во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и различное значение.

2.1. Оттопыренный вверх большой палец.

В Европе это – жест одобрения, в Саудовской Аравии им хотят сказать – «проваливай», в Греции – «заткнись». В мусульманских странах это – непристойный жест, а в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии он имеет сразу три значения. Во-первых, его используют при голосовании на дороге, во-вторых, чтобы сказать, «все в порядке», а в-третьих, если большой палец при этом резко выбрасывается вверх – как нецензурное оскорбление. 
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнуты в виде кольца. 
Этот жест был изображен еще на древнегреческих фресках и для самих греков – это символ поцелуя. Для американцев он означает – все о'кей, для немцев – «ты полный ноль», в Японии – это просьба дать денег в долг, в Бразилии – сексуальное желание, во Франции – недоверчивое отношение к словам собеседника, а в Турции и Португалии – обвинение в гомосексуальности. 
2.3. Хлопки ладонью по лбу.

Для француза, немца или итальянца хлопки по лбу – это жест, показывающий, что идея глупа. Тот же жест у англичанина  и испанца означает, что они  очень довольны собой.

2.4.Движение указательного пальца из стороны в сторону. 
В США, Италии и Финляндии – это легкое осуждение, угроза или призыв прислушаться. В Голландии и Франции – отказ.

В Индии  такое движение указательного пальца означает «Ты – лжец!». 

2.5. V-образный знак пальцами.

Очень популярен в Великобритании и Австралии, но имеет оскорбительную интерпретацию. Во время Столетней войны у пленных обрубали указательный и средний пальцы, чтобы те больше не могли стрелять из лука. Естественно, в то время два пальца, оттопыренных в виде латинской буквы V, не имели ничего общего с современным символом победы: показывая этот жест, лучники лишь издевались над врагом, демонстрируя, что могут его убить. Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал этот жест как обозначение победы, но для этого рука должна быть повернута тыльной стороной к говорящему. В противном случае жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись».

2.6. Покачивания головой.

Так покачивание  головой из стороны в сторону, означающий в России и большинстве  стран Европы «нет», в Болгарии, Греции и Индии означает одобрение, «да» и прочее. Интересен отрицательный жест у неаполитанцев, такой жест выглядит достаточно интересно: вздёрнув голову вверх и оттопырив нижнюю губу неаполитанцы выражают неодобрение и несогласие.

2.7. Указательный палец у виска.

Указательный  палец у виска означает "глупость" во Франции, "ум" в Голландии и "живи своим умишком" в Великобритании.

2.8. Ладонь в форме лодочки.

Типичный  жест итальянцев - ладонь в форме  лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно".    

  
 
 
 
 

Заключение. 

Невербальные  сообщения способны передавать обширную информацию. Во-первых, это информация о личности говорящего. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении собеседников друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

Люди  используют невербальное общение для  того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

Итак, подводя  итоги данного исследования, следует  отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в  процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом  общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. 
 

Список  литературы.

1.  Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.

4.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 224 с.

5. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник под ред. проф. М.А. Василика.- М.: Гардарики, 2003.- 615 с.

6.Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.

7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.

8. Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000.- 549 с.

9. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.

10. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 246 с.

11.Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1999. – 365 с.

12.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века».- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 401с.

13. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995. – 197 с. 

Информация о работе Невербальные средства общения