Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:39, реферат
Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия..
Введение.
Глава 1.Невербальные коммуникации
1.1. Специфика невербальной коммуникации ………………………стр. 6-7
1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7
2. Кинесика …………………………………………………………….стр. 7
2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8
2.2. Мимика …………………………………………………………....стр. 9-11
2.3. Позы ……………………………………………………………….стр. 11-12
2.4. Внешний вид ……………………………………………………...стр. 12-15
3. Такесика ……………………………………………………………..стр. 15
3.1. Объятия …………………………………………………………....стр. 15-16
3.2. Рукопожатия ……………………………………………………….стр. 16
3.4. Похлопывание по спине или плечу ………………………….......стр. 16
3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17
3.6. Поцелуи ……………………………………………………………стр. 17
4. Сенсорика ………………………………………………………..….стр. 17-18
5. Проксемика ……………………………………………………….....стр. 18-20
6. Хронемика ……………………………………………………….….стр. 20-21
Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22
2.1. Оттопыренный вверх большой палец …………………………...стр.22
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22
2.3. Хлопки ладонью по лбу …………………………………………..стр.22
2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22
2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23
2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23
2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23
2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23
Заключение ……………………………………………………………...стр.24
Список литературы …………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСТКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ
МЕДИЦИНЫ»
Кафедра истории и экономической теории
Губанова Анна Владимировна
Невербальные
средства общения
Оценка:
«_________»_______2011г
______баллов
Преподаватель:____________
Оглавление.
Введение.
Глава 1.Невербальные коммуникации
1.1. Специфика
невербальной коммуникации …………
1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7
2. Кинесика ………………………………………………………
2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8
2.2. Мимика ………………………………………………………….
2.3. Позы ……………………………………………………………….
2.4. Внешний вид ……………………………………………………...стр. 12-15
3. Такесика ………………………………………………………
3.1. Объятия …………………………………………………………
3.2. Рукопожатия ……………………………………………………….стр. 16
3.4. Похлопывание
по спине или плечу ………………………….
3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17
3.6. Поцелуи …………………………………………………………
4. Сенсорика ………………………………………………………..….стр. 17-18
5. Проксемика ……………………………………………………….....стр. 18-20
6. Хронемика ……………………………………………………….….стр. 20-21
Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22
2.1. Оттопыренный вверх большой палец …………………………...стр.22
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22
2.3. Хлопки ладонью по лбу …………………………………………..стр.22
2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22
2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23
2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23
2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23
2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23
Заключение ……………………………………………………………...стр.
Список литературы ……………………………………………………..стр.25
Введение.
Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия.
Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта может легко контролироваться.
Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Люди и сейчас понимают друг друга без слов.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми.
Проблемы невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным.[7, с. 110].
Наиболее влиятельной работой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.[2, с. 5].
Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.). Изучались различные средства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации. К началу нынешнего века появляется новая научная дисциплина "невербальная семиотика", которая нацелена на систематическое изучение невербального поведения человека.
Объектом данной работы является процесс невербального общения между людьми, а предметом – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.
Цель данной работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать понятие невербальной коммуникации;
2. проанализировать и объяснить значение основных элементов
невербальной коммуникации;
3. выделить сущность процесса невербальной коммуникации.
Методологическая основа исследования выражается в информационном подходе к изучению невербальных проявлений. Эта основа базируется, прежде всего, на положении о распространении потока коммуникации, на взаимодействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как носитель всех структурно-содержательных компонентов, представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, мысли, потребности и многое другое.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность, анализируется степень изученности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются методы исследования.
В первой главе - «Невербальные средства общения» - рассматриваются специфика, основные элементы невербального взаимодействия и их интерпретация.
Во второй
главе рассматриваются
В Заключении
подводятся итоги проведенного исследования.
Глава 1.
1.1. Специфика невербальной коммуникации.
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью
невербального языка является то,
что его проявление обусловлено
импульсами нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативные, по ним можно понять текущее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Таким образом, невербальная коммуникация представляет сложный процесс, протекающий в основном неосознанно.
1.2. Невербальные элементы коммуникации
Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.[7, с. 123].
2.Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения.[3, с. 98].