Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:39, реферат

Описание работы

Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия..

Содержание

Введение.
Глава 1.Невербальные коммуникации
1.1. Специфика невербальной коммуникации ………………………стр. 6-7
1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7
2. Кинесика …………………………………………………………….стр. 7
2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8
2.2. Мимика …………………………………………………………....стр. 9-11
2.3. Позы ……………………………………………………………….стр. 11-12
2.4. Внешний вид ……………………………………………………...стр. 12-15
3. Такесика ……………………………………………………………..стр. 15
3.1. Объятия …………………………………………………………....стр. 15-16
3.2. Рукопожатия ……………………………………………………….стр. 16
3.4. Похлопывание по спине или плечу ………………………….......стр. 16
3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17
3.6. Поцелуи ……………………………………………………………стр. 17
4. Сенсорика ………………………………………………………..….стр. 17-18
5. Проксемика ……………………………………………………….....стр. 18-20
6. Хронемика ……………………………………………………….….стр. 20-21
Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22
2.1. Оттопыренный вверх большой палец …………………………...стр.22
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22
2.3. Хлопки ладонью по лбу …………………………………………..стр.22
2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22
2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23
2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23
2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23
2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23
Заключение ……………………………………………………………...стр.24
Список литературы …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСТКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» 

                         Кафедра истории и экономической теории 
 
 

                                   Губанова Анна Владимировна 

                                Невербальные средства общения 

                                        Реферат по психологии

                                   студента 3-го курса (7 группа)

                                 факультет ветеринарной медицины

                                          очной формы обучения 
 
 

Оценка:                                                                             Научный руководитель:

«_________»_______2011г                                      доктор педагогических наук,

______баллов                                                             профессор кафедры истории                        

Преподаватель:____________                                        и экономической теории

                                                                                         Киселева Ольга Олеговна 
 
 
 
 
 

                                           Санкт- Петербург 2011

                                              Оглавление.

Введение.

Глава 1.Невербальные коммуникации

1.1. Специфика  невербальной коммуникации ………………………стр. 6-7

1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7

2. Кинесика …………………………………………………………….стр. 7

2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8

2.2. Мимика …………………………………………………………....стр. 9-11

2.3. Позы ……………………………………………………………….стр.  11-12

2.4. Внешний вид  ……………………………………………………...стр. 12-15

3. Такесика ……………………………………………………………..стр. 15

3.1. Объятия …………………………………………………………....стр. 15-16

3.2. Рукопожатия  ……………………………………………………….стр. 16

3.4. Похлопывание  по спине или плечу ………………………….......стр. 16

3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17

3.6. Поцелуи ……………………………………………………………стр. 17

4. Сенсорика  ………………………………………………………..….стр. 17-18

5. Проксемика  ……………………………………………………….....стр. 18-20

6. Хронемика  ……………………………………………………….….стр. 20-21

Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22

2.1. Оттопыренный  вверх большой палец …………………………...стр.22

2.2. Большой и  указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22

2.3. Хлопки ладонью  по лбу …………………………………………..стр.22

2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22

2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23

2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23

2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23

2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23

Заключение ……………………………………………………………...стр.24

Список литературы ……………………………………………………..стр.25

Введение.

Общение имеет  большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека  к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия.

Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта может легко контролироваться.

Это наиболее древняя  и базисная  форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Люди и сейчас понимают друг друга без слов.

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми.

Проблемы  невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как  изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих  себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным.[7, с. 110].

Наиболее  влиятельной работой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. Многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.[2, с. 5].

Невербальная  коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.). Изучались различные средства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации. К началу нынешнего века появляется новая научная дисциплина "невербальная семиотика", которая нацелена на систематическое изучение невербального поведения человека.

Объектом  данной работы является процесс невербального общения между людьми, а предметом – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

Цель  данной работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1.  дать понятие невербальной коммуникации;

2.  проанализировать и объяснить значение основных элементов

невербальной  коммуникации;

3.  выделить сущность процесса невербальной коммуникации.

Методологическая  основа исследования выражается в информационном подходе к изучению невербальных проявлений. Эта основа базируется, прежде всего, на положении о распространении потока коммуникации, на взаимодействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как носитель всех структурно-содержательных компонентов, представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, мысли, потребности и многое другое.

 Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность, анализируется  степень изученности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются методы исследования.

В первой главе - «Невербальные средства общения» - рассматриваются специфика, основные элементы невербального взаимодействия и их интерпретация.

Во второй главе рассматриваются особенности  невербального общения в разных странах.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

  1. Невербальные коммуникация.

1.1. Специфика  невербальной коммуникации.

Люди  могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается  устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Особенностью  невербального языка является то, что его проявление обусловлено  импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. [4, с. 120].

Характер  и формы выражения различных  средств общения позволяют нам  говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативные, по ним можно понять текущее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные  сообщения обычно непроизвольны  и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет сложный процесс, протекающий в основном неосознанно.

1.2. Невербальные элементы коммуникации

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.[7, с. 123].

2.Кинесика

Кинесика  представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при  коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения.[3, с. 98].

Информация о работе Невербальные средства общения