Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:39, реферат

Описание работы

Общение имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как в профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как в « плановом процессе» отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия..

Содержание

Введение.
Глава 1.Невербальные коммуникации
1.1. Специфика невербальной коммуникации ………………………стр. 6-7
1.2. Невербальные элементы коммуникации ………………………..стр. 7
2. Кинесика …………………………………………………………….стр. 7
2.1. Жесты ……………………………………………………………..стр. 7-8
2.2. Мимика …………………………………………………………....стр. 9-11
2.3. Позы ……………………………………………………………….стр. 11-12
2.4. Внешний вид ……………………………………………………...стр. 12-15
3. Такесика ……………………………………………………………..стр. 15
3.1. Объятия …………………………………………………………....стр. 15-16
3.2. Рукопожатия ……………………………………………………….стр. 16
3.4. Похлопывание по спине или плечу ………………………….......стр. 16
3.5. Прикосновения …………………………………………………....стр. 16-17
3.6. Поцелуи ……………………………………………………………стр. 17
4. Сенсорика ………………………………………………………..….стр. 17-18
5. Проксемика ……………………………………………………….....стр. 18-20
6. Хронемика ……………………………………………………….….стр. 20-21
Глава 2. Значение жестов в разных странах мира ……………. …....стр. 22
2.1. Оттопыренный вверх большой палец …………………………...стр.22
2.2. Большой и указательный пальцы сомкнутые в виде кольца …..стр.22
2.3. Хлопки ладонью по лбу …………………………………………..стр.22
2.4. Движение указательного пальца из стороны в сторону ………...стр.22
2.5. V-образный знак пальцами ………………………………………..стр.23
2.6. Покачивания головой ……………………………………………...стр.23
2.7. Указательный палец у виска ……………………………………....стр.23
2.8. Ладонь в форме лодочки ………………………………………..…стр.23
Заключение ……………………………………………………………...стр.24
Список литературы …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

2.1.Жесты

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит»  жестов можно разбить на 5 групп:

1.Жесты-иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;

2.Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;

3.Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4.Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);

5.Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.[3, с. 22].

Жесты являются неотъемлемой частью общения  между людьми. С их помощью мы более ярко и эмоционально выражаем свои мысли. 

2.2.Мимика

Мимика  представляет собой все изменения  выражение лица человека, которые  можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.

Мимика  складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. [3, с. 135].

Чаще  всего основным объектом исследования вы ступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.[3, с. 167].

1.Удивление — это моментальная реакция. Всегда появляется внезапно. Основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх; на лбу широкие морщины; глаза широко, расслабленно открыты, над радужной оболочкой видна белая склера; соответственно, рот открыт.

2.Страх — эмоция, возникающая в предвосхищении чего-то исключительно пагубного для человека. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных событий, которые этот человек не в силах предотвратить.

Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты и сведены; короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад.

3.Негодование (злость) является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести кому-то психологический или физический ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, отчего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы.

Основные  проявления гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза  сужаются, губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.

4.Отвращение является реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, прикосновения и вида некоторых объектов или людей.

Основные  признаки этой реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки рта опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины.

5.Радость переживается как ощущение приятного, возбуждающего, поднимающего настроение, — или как избавление от чего-то неприятного или опасного. В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто за проявлениями радости скрываются гнев и страх.

Основные  признаки радости: брови и лоб  почти не принимают участия в  формировании экспрессии; глаза часто сужаются и блестят; уголки губ поднимаются кверху; рот растягивается в улыбке.

6.Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон — от состояния печали до горя и страдания.

Основные  проявления реакции печали: брови  сдвинуты вместе, их внешние концы  опущены, между бровями небольшие  вертикальные складки; на середине лба  короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены вниз.[3, с. 106-108].

С помощью  глаз также можно выразить богатую  гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом.

Глаза и губы – наиболее подвижные и  выразительные элементы лица. Исследования показывают, что человек смотрит  на того собеседника, который ему нравится или которому он доверяет. Эффективно пользоваться глазами - черта хорошего психолога и тонкого дипломата. Согласно общепринятому мнению, глаза - зеркало души и они отражают состояние человека. Контакт глаз помогает повысить уверенность в себе и установить доверительное отношение с собеседником.

Визуальный  контакт является исключительно  частью общения. Человек зрительно  фиксирует все изменения во внешности  и выражении лица собеседник. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях собеседник воздерживается от пристального и прямого визуального контакта. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают прямо смотреть друг на друга. В обычном разговоре контакт глазами помогает говорящему почувствовать, что он общается именно с вами, произвести благоприятное впечатление, лучше донести до собеседника смысл сказанного вами.[6, с. 51]. 

2.3.Позы

Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека.[3, с. 153].

По позе можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности  и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям.[3, с. 120].

Вертикальное, расслабленное и естественное положение  тела создает впечатление уверенности  и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником.

При общении  принято выделять три группы поз:

1) Включение или исключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) Доминирование  или зависимость. Доминирование  проявляется в «нависании» над  партнером, похлопывании его по  плечу, руке на плече собеседника.  Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

3) Противостояние  или гармония. Противостояние проявляется  в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки  на боках. Гармоничная поза  всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.[10, с. 220].

2.4.Внешний вид

В современном  мире очень большое значение имеет  умение человека производить хорошее впечатление. Для делового человека важно то, как он выглядит в глазах окружающих, какое производит впечатление на своих коллег и партнеров, т. к. от этого зависит эффективность и результативность его деятельности, поэтому он стремится к созданию определенного «привлекательного» имиджа.

Имидж — это целенаправленно сформированный образ, с помощью которого человек представляет себя миру, своего рода форма самопрезентации, способствующая воздействию на окружающих. Это искусство управлять впечатлением, которое производит человек на окружающих.[11, с. 186].

Особенно  много нам может сказать одежда человека. Она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека.

Мы привыкли к тому, что первая встреча с  незнакомым человеком часто является определяющей, формирует дальнейшие отношения. При первой встрече наш  внешний вид – это единственный источник информации, из которого новый  знакомый черпает сведения о нас. Одежда, прическа, состояние лица и рук, украшения способны много рассказать о нашем социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе.

Очень многое о Вашем собеседнике могут  рассказать предпочитаемый цвет одежды, т.е. цвет наиболее часто носимой одежды, его стиль, излюбленные украшения. По этим, казалось бы, малозначимым сигналам можно узнать о характере собеседника, его стремлениях, ценностях и т.д.

Типы  украшений:

1.Если украшения очень дорогие, то, как правило, человек притязает на особую значимость и престиж.

2.Если украшений слишком много (больше трех днем, вечером можно позволить и больше), скорее всего человек также желает придать себе особую значимость или же просто отсутствие вкуса.

3.В том случае если украшения подобраны со вкусом, это означает, что человек чувствителен к другим людям и стремится к созданию гармоничных отношений.

Немного о кольцах:

1.Кольцо на безымянном пальце: в том случае, если украшение маленькое, то человек спокойный, гармоничные, уверенный в себе; если большое или яркое, то скорее всего это указывает на бурное и даже истеричное поведение.

2.На среднем пальце, если маленькое, неброское кольцо указывает на развитое чувство собственного достоинства, большое – гордыню.

3.Одетое на указательный палец, кольцо говорит о самонадеянности, надменности и властности.

4. На  мизинце кольцо обычно у непостоянных  людей.

О цветах в одежде и аксессуарах:

Наиболее  подходящими цветами для делового общения являются белый, серый, черный и синий. Подойдут также неяркие  оттенки зеленого цвета, но конечно же спектр цветов одежды, которую мы используем этим не ограничивается:

1)Красный цвет в одежде символизирует активность, энергичность, независимость, ответственность, стремление к самоутверждению, достижению высот, а также глубже и полнее переживать мир.

Информация о работе Невербальные средства общения