Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Невербальный язык был известен и использовался с древних времен. Один из ярких примеров - древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

Содержание

Введение __________________________________________________________________ 3
Глава 1. Жесты _____________________________________________________________ 5
Глава 2. Жесты Рук и кистей __________________________________________________ 6
2.1 Различные положения рук ________________________________________________ 6
2.2 Жесты «рука – рука»_____________________________________________________ 10
2.3 Жесты «рука – лицо» ____________________________________________________ 11
2.4 Пальцы ________________________________________________________________ 13
Глава 3. Жесты ног и ступней _________________________________________________ 14
3.1 Ноги и ступни в положении стоя ___________________________________________ 14
3.2 Ноги и различные способы посадки _________________________________________ 15
Практическая часть: эффекты невербальных жестов рук и ног в деловой коммуникации 18
Заключение ________________________________________________________________ 21
Список используемой литературы _____________________________________________ 24

Работа содержит 1 файл

Невербальные.docx

— 44.16 Кб (Скачать)

Поглаживание лба рукой  означает, что должны быть «изгнаны»  тягостные мысли или представления. Это как бы протирающее движение служит одновременно для разглаживания  морщин.

 

2.4 Пальцы 

 

 Пальцы служат в  основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест  приобретает только после принятия  пальцами того или иного положения.  Но существуют и чисто пальцевые  жесты, когда кроме пальцев  больше ничто не задействовано  и положение кисти не имеет  никакого значения. Так, например, знак «V» (два растопыренных  пальца), обозначает «victory»(«победа»), а знак с поднятым вверх  большим пальцем означаем «о'кей», все в порядке. 

Еще один вариант использования  пальцев мы наблюдаем на примере  тайных или символических языков, в частности в языке глухонемых.

 

Большой палец. Этот палец  известен как палец «давления». Как  символ власти и силы большой палец  становится важнейшим признаком  демонстрации превосходства того или  иного человека. Большой палец, свободно лежащий в состоянии покоя, свидетельствует  об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.

Указательный палец.

 

 Символизирует волю  и инициативное действие. Именно  поэтому он используется в  большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса,  взгляд в соответствующем направлении,  кивок в ту или иную сторону  и указывание большим пальцем.  Если мы хотим указать точно  в цель, то тогда мы пользуемся  указательным пальцем. 

Напряженно выпрямленный указательный палец направлен в  пространство: определять, указывать, привлекать внимание; прямо и косвенно в зависимости от содержания.

 

 — знак концентрации  на внутреннем;

 

 — поднимается вертикально  до середины лица: всеобщий знак  «Внимание!», побуждение внимательности  и напряженности.

 

 Он обладает как  бы двойственным воздействием. Его  основное значение - оружие, а дополнительное - удлинение поднятой руки, т.е.  в одном и том же месте  сочетаются угроза и увеличение  в размерах.

Если кто-нибудь подзывает  нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с таким  его значением, используемым в приказной  форме, как «палец – указка». Если указательный палец поднять вверх  и покачать из стороны в сторону, то в такой позиции он заменяет голову, которой покачивают при отрицании, т.е. он как бы отмахивается от того или иного действия.

Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца и указательного при оттопыренном мизинце как бы устанавливается  контакт с осязанием и выражается что-то небольшое, изящное и ценное. Такие жесты мы можем наблюдать  у гурманов или сибаритов.

Кончики пальцев нежно  ощупывают что-либо - впечатлительность  чувств, осторожность.

Глава 3. жесты ног и  ступней.

 

 Только тот, кто находится  в согласии с самим собой,  может спокойно и твердо стоять  на ногах, особенно на пятках! Замечательно, что все культурные  языки имеют множество подобных  поговорок для описания склада  характера прямо и непосредственно  из типа стойки человека.

3.1 Ноги и ступни в  положении стоя

 

Стоя на обоих ногах (ноги не больше чем на две ширины ладони друг от друга), с равномерно распределенным весом тела, твердой и одновременно гибкой стойкой при хорошей компенсированности напряжения: сильный, уравновешенный, спокойный, но живой, твердый, могущий  примениться к обстоятельствам, устойчивый — резкая противоположность  «дрожащему от страха»: «самостоятельность», «стойкость», внутренняя свобода, благоразумие. В широком смысле здесь подходят и старые поговорки с двойным  значением: «стоять на своих ногах», «поставить на своем», «обстоятельный человек», (или плохо) обстоят дела.

 

Снова довольно твердая стойка, вес тела — на одной ноге, другая лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, вместе с некоторой  расслабленностью: бдительность, подвижность, живые реакции, гибкость, приспособляемость, непринужденность; но уже и определенная подспудная нехватка устойчивости, которая  становится заметной при более сильных  нагрузках.

 

Изменчивая стойка при  недостатке напряжения, частая смена  основной опорной ноги и позиции  ступней: нет твердёй точки опоры, («легко опрокинуть»), недостаток твердости  и дисциплинированности, воли к самоутверждению  и преодолению, слабость побуждений, мягкость, стремление к удобству, ненадежный, боязливый, внушаемый, детски-наивный  с соответствующими симптомами.

 

 Часто такими бывают  политики, из уст которых выходят  громкие слова об их самостоятельности  и твердой точке зрения, при  этом «переступая» с одной  ноги на другую и выдавая  через язык тела знающим людям  свою истинную слабость!

 

Покачивание, приподнимание  на носки: постоянно резкое поднимание корпуса — или подготовка активного  движения вперед в смысле готовности к борьбе или агрессивной установки, или (вероятно, еще чаще) заносчивость. В любом случае здесь не хватает  настоящей «устойчивости». Действительно  уравновешенный, стабильный человек, уверенный  в себе, никогда так не делает. Понаблюдайте за некоторыми политиками и прочими ораторами!

 

Стойка, широко расставив  ноги: потребность в самоутверждении, чрезмерная потребность в высокой  самооценке, часто как сверхкомпенсация чувства неполноценности и угрожаемости.

 

Заметно повернутые наружу носки  ног: «чванливая походка», «выступает павлином», при прочих признаках  — самомнение, самодовольство, самоуверенность, тщеславие. Часто при этом выпячивание  живота и отклонение назад верхней  части тела: ходьба в развалку. Причиной в этом случае может быть и абсолютная наивность.

 

Носки ног, загнутые вовнутрь, к себе: действия всегда примитивны, известная внутренняя слабость, относительный  недостаток напряжения, встает вопрос об истинности уверенности в себе. Но именно здесь предостерегаем от поспешных суждений!

3. 2 Ноги и различные  способы посадки

 

Закрытая посадка (ноги и  ступни сомкнуты): боязливость по типу беззащитного подданного или прилежного ученика — боязнь контактов, восприимчивость  и педантичная корректность из-за недостатка внутренней уверенности  в себе.

 

Беззаботно-открытая посадка (ноги, или, по крайней мере, бедра, широко расставлены): крайняя беззаботность  или (и) стремление к уюту, недостаток дисциплины, леность, невоспитанность, равнодушно-примитивная бесцеремонность.

 

Ноги, положенные одна на другую. Устроиться поудобнее, нравится это  кому-то или нет, в том числе  и при вышестоящих лицах. Сильная  естественная самоуверенность, нет  чувства подчиненности. В общем, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите. Часто  также в виде (сверх) компенсации, чтобы побороть бессознательное  или чувство неполноценности, обрести  снова внутреннюю уверенность, затем  — признак известной зажатости, во всяком случае — некоторый симптом  напряжения.

 

Ступни зацепляются за ножки стула или поза: одна нога на другой, верхняя зацепляется за нижнюю — то же, что и в предыдущем случае, только в усиленной форме, то есть либо располагается с полным удобством, либо интенсивны бессознательные  старания обрести внутреннюю уверенность.

 

Широкая удобная посадка, на всю поверхность сиденья, в  равной степени широко, тяжело, удобно, с расслабленной мускулатурой, максимально  удобной позицией ног и ступней (чтобы встать, нужно будет сначала  изменить их положение), удобно откинувшись  на спинку: «устроиться поудобнее»; часто ноги вяло лежат одна на другой: основное позитивное настроение, внутренний покой, доверительная установка, известная  защищенность. Наивность, бесхитростность  в фальшиво-доверительной установке. Пассивность. В основе может быть внутренняя слабость из-за истощения. — Несколько поверхностное безразличие  и беззаботность, считающее, что  игры с риском и опасностями закончены.

 

Посадка на кончике стула, с выпрямленной спиной и полной обращенностью  к партнеру: высокая степень заинтересованности в предмете, существующая на основе сильной концентрации в течение  долгого времени и воли к активным действиям, он весь «здесь», в постоянной духовной работе. Чаще наблюдается  во время переговоров, когда речь идет об остроактуальных или горячих  процессах, при активном руководителе переговоров или концентрации на партнере, который находится в  таком же состоянии.

 

Посадка при постоянной готовности вскочить или лишь на короткое время  — при средней или сильной  напряженности во всем теле, верхняя  часть тела прямая или немного  наклонена (нет удобного отклонения назад), позиция ног и ступней  такова, чтобы было возможно немедленно встать (нет расслабленного вытягивания  ног вперед или забрасывания ноги на ногу), например, одна ступня под  сидением стоит полностью, другая позади нее на носке — чтобы можно  было моментально подняться, В выраженной форме обе руки (или, по крайней  мере, одна) остаются на подлокотнике (модно  часто наблюдать в общественном транспорте перед остановкой) - вероятно, чувство неудобства и неуверенности, «готовность № 1», чувство угрозы, с которой хочется разделаться  сейчас же, активная борьба в решительном  самоутверждении, бегство или даже контратака при соответствующей  активности. Эта поза типична для  неуверенно боязливых натур (скорее пассивные реакции) или злобно-недоверчивых (скорее активность).

 

 Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук,  перекрещивание ног является  признаком негативного или оборонительного  отношения человека. Осторожно нужно  подходить к интерпретации этого  жеста у женщин, поскольку в  детстве их учили так сидеть, потому что так «сидели леди».

 

 «Существует две основные  позы со скрещенными ногами  в сидячем положении – стандартное  (классическое) заложение ноги на  ногу и поза, когда закинутая  нога напоминает цифру «4».

 

Европейский способ закидывания  ноги на ногу. Одна нога аккуратно лежит  на другой – это нормальное положение  скрещенных ног, используемое европейцами, и может использоваться для выражения  взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Эта поза очень  популярна у женщин во всем мире, особенно если они хотят выразить свое недовольство мужем или другом. Предупреждение: люди могут использовать этот жест во время лекций, долгого  сидения на неудобных стульях  или в холодную погоду.

 

Закидывание ноги на ногу с  образованием угла. Этот способ закидывания  ноги на ногу свидетельствует о том, что здесь присутствует дух соперничества  и противоречия. Для менеджера  было бы глупо заканчивать переговоры, если собеседник принял такую позу. Ему следует откровенно обратиться к собеседнику: «Я вижу, у вас есть какие-то идеи по этому поводу. Мне  было бы интересно узнать ваше мнение». Это дает собеседнику возможность выразить свое мнение.

 

 Практика общения с  людьми во время бизнес-переговоров  показала, что когда ваш собеседник  прижимает свои лодыжки, это  равнозначно его «закусыванию  губы». С помощью этого жеста  сдерживается негативное отношение,  неприятные эмоции, страх или  взволнованность. Фиксирование ступни  одной голени на голени другой. Этот жест используется исключительно  только женщинами. Ступня одной  ноги обвивается вокруг другой, чтобы усилить оборонную позицию.  Когда появляется этот жест, можно  быть уверенным, что женщина  внутренне сжалась и ушла в  себя. Требуется нежный дружеский  и теплый подход, если необходимо  раскрыть этот «зажим».

 

 Так становится более  понятным, что жесты играют значительную  роль в повседневной жизни.  Умение понимать популярные жесты  позволит лучше разбираться в  людях.

 

 Практическая часть:  эффекты невербальных жестов  рук и ног в деловой коммуникации

 

 За жестами рук и  ног в деловой коммуникации  можно проследить на телевидении.  Например: 22 канал «РБК», передача  «В Фокусе». В беседе участвуют  Игорь Шишков генеральный продюсер  компании « Спутниковое мультимедийное  вещание» и Аркадий Гадиян  генеральный директор НПЭ «Эра».  Тема обсуждений: платный кантент.

 

 Игорь Шишков вполне  уверенно отвечает на заданные  ему вопросы. Во время ответа  он сцепляет «руки в замок», локти на столе, иногда разжимает  «замок» и жестикулирует: ладони  открыты или ребро ладони стучит  по столу; пальцы прямые.

 

 Во время выслушивания  оппонента: руки на столе; ладошка  правой руки покрывает тыльную  сторону ладони левой руки, иногда  меняет позу: локоть правой руки  немного отведен в сторону,  кисть сжата в кулак, опирается  на колено; левый локоть на  столе кисть также сжата в  кулак.

 

Проследив эти жесты можно  охарактеризовать этого человека как: открытого в изложения и передачи чего-либо, тверд в своей точке  зрения, уверенный свободен в общении, не боится выступлений. Кулак – твердость, защищенность, оружие; ладонь – открытость; жест разрубания, разрезания, при достижении окончательной ясности или решимости, что совершенно отчетливо дается всем понять, что дальнейшее обсуждение прекращается.

 

 Аркадий Гадиян введет  себя менее твердо и уверено:  слушая ответы Шишкова руки  на столе, в руках вертит  ручку. Отвечая, также руки  на столе в руках ручка, иногда  одной рукой жестикулирует или  ложит ручку на стол и сопровождает  речь жестами двух рук, в  этом случае жесты, такие как  разведение рук в стороны или  постукивание ребром по столу,  становятся обширными.

 

 Об этом человеке, проанализировав  его жесты рук, можно сказать,  что: жест, когда рука что-то  берет или делает движение  в этом направлении: непосредственно  телесное, материальное захватывание; часто признак жадного, слишком  много думающего о материальном  обладании человека. Опосредствованное,  духовное захватывание: у людей  с живым мышлением, но внешней  заторможенностью, когда они ищут  подходящее слово, или как знак  усилий по наглядному, пластическому  представлению.

 

 Из-за чувства беспомощности  или угрозы также хочется за  что-то ухватиться, стремления к  самоуважению, упрямства, сомнений, робости, но в моменты речи  просматривается уверенность, и  также присутствующий жест разрубания  говорит о решительности, и  твердости, умение убеждать.

Информация о работе Невербальное общение