Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Невербальный язык был известен и использовался с древних времен. Один из ярких примеров - древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

Содержание

Введение __________________________________________________________________ 3
Глава 1. Жесты _____________________________________________________________ 5
Глава 2. Жесты Рук и кистей __________________________________________________ 6
2.1 Различные положения рук ________________________________________________ 6
2.2 Жесты «рука – рука»_____________________________________________________ 10
2.3 Жесты «рука – лицо» ____________________________________________________ 11
2.4 Пальцы ________________________________________________________________ 13
Глава 3. Жесты ног и ступней _________________________________________________ 14
3.1 Ноги и ступни в положении стоя ___________________________________________ 14
3.2 Ноги и различные способы посадки _________________________________________ 15
Практическая часть: эффекты невербальных жестов рук и ног в деловой коммуникации 18
Заключение ________________________________________________________________ 21
Список используемой литературы _____________________________________________ 24

Работа содержит 1 файл

Невербальные.docx

— 44.16 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение __________________________________________________________________ 3

 

 Глава 1. Жесты _____________________________________________________________ 5

 

 Глава 2. Жесты Рук  и кистей __________________________________________________ 6

 

2.1 Различные положения  рук ________________________________________________ 6

 

2.2 Жесты «рука – рука»_____________________________________________________ 10

2.3 Жесты «рука – лицо»  ____________________________________________________ 11

2.4 Пальцы ________________________________________________________________ 13

 

 Глава 3. Жесты ног  и ступней _________________________________________________ 14

 

3.1 Ноги и ступни в  положении стоя ___________________________________________ 14

 

3.2 Ноги и различные  способы посадки _________________________________________ 15

 

Практическая часть: эффекты  невербальных жестов рук и ног  в деловой коммуникации 18

 

 Заключение ________________________________________________________________ 21

 

 Список используемой  литературы _____________________________________________ 24

Введение

 

Цель: выявить эффекты  невербальных жестов

 

Объект: невербальная коммуникация

 

Предмет: жесты как объект невербальной коммуникации

 

 Невербальный язык  был известен и использовался  с древних времен. Один из ярких  примеров - древнегреческий театр  масок, в котором внешнему выражению  внутренних состояний придавалось  большое значение. Актеры по ходу  пьесы меняли маски, которые  изображали различные застывшие  эмоциональные состояния: радость,  страх, гнев. Знания о невербальном  выражении эмоций описывались  в древних трактатах по ораторскому  мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и  в античной скульптуре.

 

 В период расцвета  древнегреческого театра к изучению  внешних проявлений внутренних  состояний человека обратился  Аристотель, посвятив этому свой  труд «Физиогномика». Это стало  первой попыткой систематизации  знаний о внешности человека  и ее связи с чертами характера.  Среди признаков, по которым,  по мнению Аристотеля, можно распознать  характер человека, преобладают:  тип тела, фигура, цвет, волосатость,  гладкость, мясистость и т.п.

 

 И хотя «физиогномику»  нельзя причислять к системе  знаний, которая занимается невербальным  поведением как таковым, она  оказала существенное влияние  на развитие знаний о невербальных  проявлениях в поведении человека.

 

 Проблема внешнего  выражения внутреннего состояния,  а точнее, понимания того, что  скрывается за теми или иными  динамическими невербальными проявлениями  человеческого поведения, привлекала  внимание многих исследователей. Попытку понять и объяснить  динамические аспекты невербального  поведения с научной точки  зрения предпринял Ч. Дарвин. И  хотя он был не первым ученым, попытавшимся сделать это (до  него были Дюшен, Белл, на которых  ссылался сам Дарвин), его работа  стала своеобразной точкой отсчета  в истории исследования невербального  языка, от которой отталкивалось  большинство специалистов в этой  области.

 

 В конце XIX века Дарвин  попытался определить, что же  такое невербальное поведение  (он называл его «выражением  ощущений»). Он посвятил этой теме  целый труд. Будучи биологом, Дарвин  наблюдал за тем, как ведут  себя животные в тех или  иных ситуациях, как проявляются  их эмоции (например, «выказывание  собакой своей преданности хозяину  или переживание животным сильной  боли»). Результатом этих наблюдений  было выделение неких последовательностей  невербальных символов экспрессивного  поведения у животных. Но Дарвин  пошел дальше и сравнил экспрессивное  поведение животных с экспрессивным  поведением человека в однотипных  эмоциональных ситуациях, обнаружив  при этом значительное сходство. Возможно, этот факт стал одним  из доводов в его известной  теории о происхождении человека.

 

 В XX столетии изучением  невербального поведения стала  заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы  на многие вопросы, смогла классифицировать  это явление, описать его наиболее  полно по сравнению с попытками,  предпринимавшимися ранее в других  областях знания.

 

 Долгое время изучение  невербального поведения в психологии  осуществлялось в русле идей, сформулированных Дарвином. Одно  из поворотных открытий психологии  в отношении невербального поведения  - признание его коммуникативной  функции. Российский ученый С.Л.  Рубинштейн сформулировал утверждение  о том, что выразительные движения  не являются простым сопровождением  эмоций, как считал Дарвин; они  выполняют «определенную актуальную  функцию, а именно - функцию общения;  они - средство сообщения и  воздействия, они - речь, лишенная  слова, но исполненная экспрессии».

 

 Нет ничего более  тайного, чем очевидное. Возможно  поэтому бессловесный язык позы, жеста и взгляда, пространственной  композиции живописного полотна  и кинокадра еще так мало  изучен.

 

 Как известно, наша  речь — это только малая  часть того, что включается в  понятие «языка». Существует множество  языков, например таких, как язык  глухонемых, нотная грамота, запись  математических формул, жесты спортивного  судьи и т.д. 

 

 В последнее время,  на фоне опосредованного обмена  информацией (телефон, пейджер,  Интернет и т.д.) все большее  значение приобретает непосредственное  общение между людьми. При этом, от деловых контактов до семейных  отношений, мы, как правило, пользуемся  небольшим набором привычных  слов. Все же многообразие нюансов  общения проявляется в мимике, жесте, позе, т.е. во внеречевом  компоненте взаимодействия людей.  То, благодаря чему мы при непосредственном  общении понимаем, друг друга  без слов, называют языком невербального  (т.е. бессловесного, внеречевого)  общения. Выяснилось, что он содержит  значительно больше информации  по сравнению с языком вербальным.

 

 Для овладения любой  знаковой системой, а внеречевой  язык здесь не исключение, требуются  обучение и тренировка. Но при  этом очевидном факте все мы  каждодневно сталкиваемся с, казалось  бы, парадоксальной ситуацией: говорим  на языке, знаковую систему  которого мы специально не  изучали — на языке внеречевого  общения и при этом владеем  им весьма уверенно. А когда  на нем, представленном в поэтической  форме, обращаются к нам художники  и артисты, кинематографисты и  архитекторы — все, кто занимается  визуальными (зримыми) видами  художественного творчества —  даже в совершенстве.

 

 Наука невербалистика  изучает жесты человека, позы, интерпретирует  улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия  человеческого общения и влияние  невербальных способов на результаты  контактов в различных сферах  деятельности. В том числе, естественно,  и в сфере бизнеса. 

Для делового человека чрезвычайно  важно уметь грамотно выражать свои мысли при помощи не только слов, но и невербальных способов. Если вы владеете, скажем, своими жестами и  знаете их значение, если понимаете  роль и смысл различных поз  в ходе общения, можно считать, что  вы

 

 знакомы с важной  частью этикета. Важной потому, что 55 процентов всей информации  о другом человеке, его характере,  настроении, даже о его целях  в каждом конкретном случае  дают невербальные средства общения.  Есть свои правила использования  различных жестов и поз, нормы  невербального поведения. И они  подчиняются деловому этикету.  Все невербальные знаки можно  разделить на три группы: одобрительные,  оценочные и защитные. В этот  арсенал средств общения входят  различные позы и жесты, взгляды  и движения, выражения лица и  положения кистей рук, а также  улыбки, положение плеч и т.  д. Ассортимент и в самом  деле немалый, если им умело  пользоваться. Ведь таким образом  можно выразить и свое отношение  к происходящему (не говоря  ни слова!), и оценить позиции  сторон, а иногда даже оказать  своеобразное давление на собеседника.  Владение этим арсеналом делает  человека более уверенным в  себе и в своей позиции. Он  может рассчитывать на более  результативное общение, взаимопонимание.  Во время переговоров именно  невербальное общение едва ли  не более результативно и существенно,  чем словесное. 

 

 

Глава 1. Жесты

 

 Жесты - это выразительные  движения головой, рукой или  кистью, которые совершают с целью 

 

 общения и, которые  могут сопровождать размышление  или состояние. Мы различаем  указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные  жесты. 

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей  с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для  подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению  кисти руки. Демонстративные жесты  поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными  жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются  сознательно. Такие движения, если они  производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными  жестами являются движения, совершаемые  бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как  правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут  сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве  случаев подчеркивающим и уточняющим.

 

 В число невербальных  физических способов коммуникации  входят жесты. Как правило,  жесты используются в целях  иллюстрации, подчёркивания, указания, объяснения или прерывания, а  значит, они не могут быть изолированы  от вербальной коммуникации. Жесты  детерминированы строением человеческого  тела, однако развиваются и конкретизируются  они в межличностных и социальных  отношениях. С одной стороны, выражения  удивления, отчаяния, гнева, тревоги,  удовольствия и презрения приблизительно  одинаковы во всех странах  мира и во всех культурах.  С другой стороны, понимание  их смысла зависит от знакомства  с коммуникативной системой данной  конкретной культуры. Жесты необходимы  в тех случаях, когда невозможна  вербализация (например, по причине  языкового барьера и проблем  со слухом). Кроме того, жесты часто  используются тогда, когда вербальные  выражения были бы сочтены  социально неприемлемыми. И, наконец,  совершенно иное впечатление  производят «жесты» тех людей,  которые страдают от заболеваний,  сопровождающихся непроизвольными  движениями и жестами.

 

 Практика показывает, что когда люди хотят показать  свои чувства, они обращаются  к жестикуляции.

Глава 2. Жесты рук и  кистей

 

2.1. Различные положения  рук 

Люди уже с давних пор  связывают

 

 верх: со светлым, чистым, высоким, красивым, хорошим, возвышенным,  идеальным и идеалом, с небом,  с божественным.

 

 низ: с темным, грязным,  низким, безобразным, злым, неполноценным,  адом, дьяволом, но также и с  материальным, землей, опорой и почвой, которые нас держат. Направленные  вниз жесты вырастают из этой  взаимосвязи. Они часто выражают  подавленность, депрессию, отчаяние.

 

Ладони вверх. Такое положение  кисти руки необходимо в случае получения  чего-либо. Поэтому в пантомиме  оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого  изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми  вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.

При сомкнутых пальцах  увеличенная плоскость ладони как  бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты  таким образом, что возникает  подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно  символически усиливается.

Большую по размерам чашу и  соответственно выражение позы повышенного  ожидания можно получить, используя  две руки. При этом края ладоней  могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми  вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать  у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и  позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и  с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: «Я иду без  оружия и с мирными намерениями».

Ладони вовнутрь. В таком  положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том  числе при символическом «разрушении» проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Ладони вниз. При таком  положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.

Кулак. Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод  о том, что происходит активный процесс  волеизъявления, в ходе которого человек  как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак - это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть  руки «сложена» до своих минимальных  размеров.

Означает ли поза со сжатыми  кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей по сопроваждающей ее мимике.

Разжатые кисти. Кисти  рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая  подобным образом окончательная  форма выражает нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и  опущенными плечами складывается впечатление  болезненного отречения (от чего-то), скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается  в бурном порыве и в окончательном  положении пальцы растопырены, это  выражает жесткое и презрительное  отношение.

Информация о работе Невербальное общение