Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Вы зеваете, надеваете нелепую шапку, смотрите кому-то в глаза или отводите их, просто молчите — все это невербальные сообщения. К ним же относятся жесты, позы, мимика, интонации, эмоции и даже запахи. Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Информация к размышлению! Громадно значение невербальных сообщений в первые минуты знакомства! И если покопаться в архивах вашей биографии, можно найти массу подтверждений этому, не так ли?! «По одежке встречают…», и эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, взгляд, улыбка. Вы еще ничего не сказали, а вас уже оценили. Изменить эту оценку впоследствии будет трудно. Одни исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие отводят на формирование партнерами образов друг друга и того меньше — 120 секунд. Но в любом случае, две или четыре минуты, помните — время довольно короткое. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому — как. Слова нам дают содержание, невербальные составляющие определяют отношение, а все вместе дает смысл.

Содержание

Невербальное общение
1.1 Основы невербального общения
1.2 Кинетические особенности невербального общения
1.3 Визуальный контакт
2 Дистанционное общение
2.1 Этические нормы телефонного разговора
2.2 Культура делового письма
3 Манипуляции в общении
3.1 Характеристика манипуляций в общении
3.2 Методы нейтрализации манипуляций
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

1 Невербальное общение.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный индустриальный университет» 

Кафедра экономики и управления горным производством 
 
 

            РЕФЕРАТ 

по  дисциплине «Этика деловых отношений»

Специальность «Экономика и управление на предприятии

(горной  промышленности и геологоразведки)» (080502)

 
 
 

Выполнил: ст. гр. ЭУГВ-091

Шаламова  С.Ю.

                                                                                          Проверил:  доцент кафедры

Медведев  Б.Н. 
 
 
 

г. Новокузнецк

2009г.

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Невербальное  общение

  1.1 Основы невербального общения

  1.2 Кинетические особенности невербального общения

  1.3 Визуальный контакт

2 Дистанционное  общение

2.1 Этические  нормы телефонного разговора

    2.2 Культура  делового письма

3 Манипуляции  в общении

3.1 Характеристика  манипуляций в общении

    3.2 Методы нейтрализации манипуляций

Список используемой литературы 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 1.1 Основы невербального общения

  Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной. Чувства, также  как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Вы зеваете, надеваете нелепую шапку, смотрите кому-то в глаза или отводите их, просто молчите — все это невербальные сообщения. К ним же относятся жесты, позы, мимика, интонации, эмоции и даже запахи. Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Информация к размышлению! Громадно значение невербальных сообщений в первые минуты знакомства! И если покопаться в архивах вашей биографии, можно найти массу подтверждений этому, не так ли?! «По одежке встречают…», и эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, взгляд, улыбка. Вы еще ничего не сказали, а вас уже оценили. Изменить эту оценку впоследствии будет трудно. Одни исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие отводят на формирование партнерами образов друг друга и того меньше — 120 секунд. Но в любом случае, две или четыре минуты, помните — время довольно короткое. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому — как. Слова нам дают содержание, невербальные составляющие определяют отношение, а все вместе дает смысл.

  Американские  психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет около 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма — несловесная информация — 5/6. И это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. В общении обычно гораздо важнее определение взаимоотношения, чем передачи сообщения. Меняя интонацию, вы можете совершенно изменить общий смысл сообщения. 
 

 1.2 Кинетические особенности невербального общения

  «Что  на сердце варится, на лице не утаится». Вот это не «утаившееся» и называют мимикой. Но далеко не всегда она привязана к нашим тайным помыслам и чувствам. Мимикой можно управлять, и многие люди с успехом с этим справляются. Жесты делают нашу речь выразительной. Жест должен быть отточенным и своевременным, если же вы не можете похвастать качеством исполнения своих жестов, то лучше стоять истуканом, нежели совершать судорожные движения. Потому главное, как и во все другом, здесь умеренность. Но не отчаивайтесь, если вопрос очень важен для вас, то вполне можно прибегнуть к помощи профессионала, под чьим чутким руководством ваш язык жестов сможет приобрести изысканность и лоск и просто сразить собеседника.

  Улыбка — обязательный атрибут приветствия и любого общения европейцев и американцев, но, к сожалению, не всегда россиян. Природная российская хмурость воспринимается на Западе либо как следствие плохого воспитания, либо как свидетельство недоброжелательного отношения к партнеру. Улыбайтесь чаще и больше — это одно из основных правил, которые следует усвоить, пересекая границу с Востока на Запад. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация — стремление доминировать или напротив подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый — подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей). Поэтому при деловых встречах не следует принимать закрытые позы: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Кивок головы в современном этикете заменяет женский реверанс и низкий мужской поклон. В кивке головой главное — отсутствие небрежности и неуважительного отношения к партнеру. Кивнуть головой можно при встрече с малознакомым и малозначащим для вас человеком, если вы не предполагаете продолжать и укреплять ваше знакомство или вообще поддерживать общение в данный момент. Кивок может быть сдержанным, но не должен быть оскорбительным. Если вам кивнул человек, а вы не уверены в том, что вы с ним знакомы, лучше все же кивнуть в ответ. Это будет вежливо, но ни к чему вас не обяжет. Однако если вы знакомы с человеком и не ответили на его кивок, то это будет воспринято как демонстрация высокомерия. В манере садиться, в занимаемой при сидении позе отчетливо проявляется культура человека. Мужчинам не следует обрушиваться всей своей массой на стул или кресло, а женщинам — не стараться примоститься на самом краешке. Не нужно обвивать ноги вокруг ножек, а руки — вокруг подлокотников. Существует немало поз сидения, противоречащих правилам хорошего тона. Самой неприглядной из них считается поза, когда колени широко расставлены, а ступни ног повернуты носками внутрь. Особенно неприемлемой она является для женщин. Не в каждом обществе принято класть ногу на ногу, но сидящие женщины вполне могут скрещивать ноги у щиколоток. Скрещивание ног или рук психологи рассматривают как замыкание личного пространства, стремление отгородиться от собеседника. О стремлении к доминированию свидетельствуют следующие позы: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») — это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. Проделайте простенький эксперимент: когда рядом о чем-то спорят, во время речи одного кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны. А когда будет говорить другой оппонент — хмурьтесь, мотайте головой в знак несогласия, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего, тот, кого вы поддерживаете, начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов. Еще один секрет «студенческая находка»: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него, и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам. То же самое с начальством — «спич» начальника сопровождайте кивками (может даже незаметно) и через какое-то время начальник, о чудо, обращается уже только к вам. Не удивляйтесь, что при такой регулярной «поддержке» начальство может внезапно прийти к выводу, что вы очень хороший работник, достойный повышения (при условии, что кто-то не кивает лучше вас).

  Немного об интерпретации жестов.

  Не торопитесь с выводами, на практике проверяя какую-либо информацию из этой сферы, обязательно подкрепляйте свои наблюдения анализом. Помните, что смотреть и видеть — не одно и то же. Мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах. О чем расскажут нам классические позы:

  - наполеоновская поза (руки сложены на груди) — защитная позиция или негативное состояние. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди — жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястий — свидетельство неудовлетворенности, попытки взять себя в руки.

  - поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз — жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей.

  - сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах — свидетельства враждебности. Подпирание ладонью щеки — демонстрация скуки. Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами — о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве — о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

 1.3 Визуальный контакт

  Визуальный  контакт - это средство взаимной регуляции  процесса беседы. Глаза — наиболее информативная часть лица. Такой блестящий психолог, как Лев Толстой, в своих произведениях описывает 85 оттенков выражения глаз (хитрые, лучистые, грустные, холодные и т. д.). Глаза — это зеркало души. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки. Глаза искреннего, доброжелательного человека способны излучать теплоту и радость. И, наоборот, человеку злобному и коварному удается выдавить из себя улыбку, но вряд ли он сможет изменить леденящее выражение своих холодных глаз. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. Психологи различают несколько видов взгляда. Один из них можно назвать официально-деловым: человек строго и пристально смотрит в глаза партнеру по коммуникации, тем самым, привлекая к себе максимум внимания и побуждая партнера сосредоточиться. Совершенно иначе строится дружеское общение: люди смотрят друг на друга, не фокусируя взгляд исключительно на глазах собеседника, а как бы охватывая им все лицо партнера, что позволяет им обоим прислушиваться не только к взглядам и словам, но и к мимике, выдающей эмоции говорящего. Существует и третий, так называемый интимный, взгляд — рассредоточенный и скользящий. Когда у человека бегают глаза, он не выдерживает вашего взгляда и отводит взор, можно предположить, что он боится вас или говорит неправду, старается умолчать о том, что случилось. Реакцию человека можно оценить по зрачкам, а точнее по их сужению или расширению. Купцы в большинстве азиатских стран назначают цену товара, глядя в глаза покупателю. Если зрачки расширяются — покупатель заинтересован в покупке, и можно повысить цену. Опытные карточные шулеры играют в темных очках. Они знают, что при получении хорошей карты зрачки расширяются, если же карты негодные, начинаешь блефовать, тебя могут выдать непроизвольно сузившиеся зрачки. Зрачки расширяются у возбужденного человека и сужаются у сердитого, мрачного. Зрачки расширяются, когда собеседник заинтересован разговором, и сужаются, когда он огорчен или настроен враждебно. Общаясь с человеком, здороваясь с ним или прощаясь, просто встретив его на улице, посмотрите прямо в глаза человеку и улыбнитесь. Это будет самым естественным выражением дружелюбия. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Общаясь с представителями других народов, не забывайте, что они могут иметь совершенно иные представления о правильном и неправильном взгляде. Так, например, японцы избегают смотреть прямо в глаза собеседнику. Представьте ситуацию: современный деловой человек, приехавший из Европы, беседует с японским партнером и испытывает чувство глубокого недоумения оттого, что тот старательно отводит в сторону свой взгляд или внимательно разглядывает его галстук или воротничок. Лицо японца остается при этом совершенно бесстрастным, а голос ровным, что еще больше выводит из себя европейца. Между тем для японца это просто норма делового общения. Существует мнение, что этот обычай является наследием прошлого, когда вассал или слуга не имел права смотреть на своего властелина и тем более встречаться с ним взглядом.

 2 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ

 2.1 Этические нормы телефонного разговора

  В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел. Телефонный разговор, прежде всего, должен быть кратким. Помните: пока вы ведете неторопливый разговор с приятелем или приятельницей, к вашему собеседнику или к вам, может быть, не могут дозвониться по важному делу. Если кто-то неправильно набрал номер и попал случайно к вам, не грубите, а вежливо ответьте: «Простите, вы ошиблись номером».

  Не принято выражать по телефону сочувствие: если у человека несчастье, ему надо прийти на помощь, личным присутствием и соучастием помочь преодолеть горе: снять стресс, выполнить некоторые неотложные дела за пострадавшего. Если вы сами здоровы, то обойтись сочувствием по телефону просто неприлично. Исключение может быть сделано только для тех, кто болен и сам нуждается в помощи.

  Время телефонных разговоров.

  Время для телефонных разговоров ограничено рамками рабочего дня, если звонки сугубо деловые, и временем бодрствования, если это личный разговор. Не рекомендуется звонить по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов — в выходные, заканчиваться телефонные звонки должны не позже 10 часов вечера. В случае если дело не терпит отлагательств, сделать поздний звонок допустимо, однако, если на пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку и больше в этот день не звоните.

  Вежливость  уместна не всегда!

  Когда нужна экстренная помощь человеку, нужно быстро и четко изложить суть дела, не тратя драгоценное время на «словесные реверансы». Кроме того, в экстренных случаях каждый имеющий телефон обязан предоставить его для срочных переговоров. «Вежливые» слова неуместны при обращении к телефонисткам, при получении справки: здесь нужна четкая информация, и долгие «подходы» к вопросу типа «не будете ли вы так любезны, не сообщите ли мне», «не откажете ли вы мне в одной маленькой просьбе» только оттягивают выяснение сути вопроса. Конечно, без «пожалуйста» и «спасибо» и здесь не обойтись. Но ни слов приветствия, ни прощания не требуется.

  Говорите  правильно!

  Тот, кто звонит, после слов приветствия  должен представиться сам. Например: «Здравствуйте. Это звонит (ударение на втором слоге!) Олег Вячеславович. Можно попросить Виктора Юрьевича к телефону!». Если вы не уверены, туда ли попали, спросите: «Это… квартира Федотовых!», «Книжный магазин!». Человек, который звонит, просит позвать к телефону нужное лицо. Эту просьбу надо сопроводить вежливыми словами: «Попросите Ольгу, пожалуйста», «Будьте добры, позовите к телефону Анну», «Я хотел бы поговорить с Таней», «Пригласите, если не трудно, Александра».

  Если  вы ошиблись номером, попробуйте выяснить, в чем дело. Не спрашивайте: «А какой это номер телефона!» — вам никто не обязан давать такую информацию. Назовите тот номер, по которому вы звоните, чтобы уточнить, верен ли он. Например: «Извините, это номер 56-89-96!» Если вам ответят: «Нет», значит, вы ошиблись в наборе цифр или у вас неполадки с аппаратом. Если же ответят: «Да», значит, вы неправильно записали нужный вам номер, и больше не нужно беспокоить людей, названивая им.

  Тому, кто снял трубку, отвечая на телефонный звонок, нужно, подняв трубку, проговорить: «Я слушаю!», «Алло!» Ответив на приветствие, нужно выполнить просьбу позвать кого-либо к телефону. Например: «Здравствуйте. Одну минуту…» Если этот человек отсутствует, нужно сообщить об этом звонящему, пояснив, когда тому лучше перезвонить: «Его сейчас нет дома, вы не могли бы перезвонить через два часа!».

  В том случае, если человек дома, но не может подойти, потому что, например, принимает ванну, не нужно сообщать об этом звонящему. Достаточно сказать: «Он сейчас не может подойти к телефону. Вы не могли бы перезвонить через полчаса!». В любом случае при отсутствии абонента тот, кто подошел к телефону, должен предложить свою помощь словами: «Ему что-нибудь передать? Он не мог бы вам сам перезвонить!» Если звонящий просит оставить сообщение, его нужно записать и ни в коем случае не забыть передать по назначению!

  Базовые моменты:

  Разговор  завершает тот, кто его начал. Хотя это не принципиально. Лучше не обсуждать по телефону вопросы, не предназначенные для чужих ушей. Телефон не всегда гарантирует полную конфиденциальность. Если во время разговора связь прервалась, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор. Пользоваться чужим телефоном можно лишь, предварительно спросив разрешения, вне зависимости, находитесь ли вы в гостях или в офисе. Давать номер телефона тех людей, к которым вы пришли в гости, можно только в крайних случаях и только с их разрешения.

  Когда вы звоните абоненту на сотовый номер, разговор должен быть еще более кратким, чем обычный деловой, поскольку оплачивает разговор ваш собеседник (лучше, если ваш звонок будет сделан тоже с мобильного телефона).

  Не рекомендуется:

  Обращаться  по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если показалось, что ответил ребенок — впечатление может быть ошибочным. Только близкие друзья имеют право на интимное обращение. Позвонив по телефону и не представившись самому, спрашивать: «А кто это!». Как правило, на такой вопрос следует контр вопрос: «А кто вам нужен!». Люди не обязаны вам представляться — ведь это вы звоните и беспокоите их, и не исключено, что ошиблись номером, поэтому не тратьте время на выяснение личности того, кто подошел к телефону, а четко назовите того, кто вам нужен.

Информация о работе Невербальное общение