Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:26, реферат
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.
Введение………………………………………………………………..2-4
Понятие невербального общения……………………………..5-14
Происхождение невербальных способов общения…………15-16
Обмен невербальной информацией………………………….17-19
Науки, изучающие невербальные средства общения………19-20
Заключение……………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………………..22
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии консультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу более чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза обычно не превышает 30-40 секунд. А в длительном курсе психологического консультирования пауза может длиться минуты.
Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-то угрожающим, фокусирующим на них всё внимание, демонстрируя их профессиональную слабость. Именно так начинающие консультанты описывают периоды молчания. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь - лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях консультант задаёт не самый лучший вопрос, который приводит к минимальному отклику клиента. В такой ситуации ответ клиента не столь уж важен, так как и вопрос не был продуман. Консультант может даже не слушать ответ. Такая ситуация возникает всякий раз, когда консультант придерживается мнения, что он несёт ответственность за рассказывание клиента. Как будто говорение является единственным свидетельством того, что клиент работает, а молчание - есть лишь бесполезная трата времени.
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта. 5
Еще
одной причиной молчания может быть
желание обоих участников остановиться
на некоторое время, чтобы осмыслить,
суммировать ранее
Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от других людей. Клиент может использовать молчание, чтобы передать консультанту сообщение: “Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке” или “Я независим и не нуждаюсь в вашем понимании”. Консультант, в свою очередь, посредством молчания может передавать следующие послания: “Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее”, или “Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном”, или “В данный момент я очень внимателен к вашим чувствам”.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: « У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком. Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Жест интенсивности – рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.
Известен так же жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Жест противопоставления, антонимичности – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Одно окно на север, другое на юг; Нечего туда - сюда ходить. Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.
Жесты объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.
Кстати, у жестов есть значения; некоторые из них могут быть и многозначными (жест рукопожатия в ситуации приветствия, прощания, поздравления, знакомства). Могут быть жесты в антонимичных ситуациях — рукопожатие при приветствии и прощании; могут быть для некоторых ситуаций и синонимические ряды жестов: кивок головой, приподнимание головного убора, глубокий поклон, взмах руки, рукопожатие — при приветствии. И конечно, у жестов есть стилистическая характеристика. Каждый из нас ощущает, что вот этот жест торжественный, а этот развязный, это жест дружеский, а это официальный... Именно поэтому жест так много может сказать о говорящем, о его воспитанности, культуре, в частности — культуре поведения. Жесты, как уже ясно, избирательны и по отношению к тому или иному адресату, применительно ко всей ситуации общения. А раз так, полезно провести самонаблюдение: всегда ли наши собственные жесты соответствуют тому, что и как мы хотим выразить, не слишком ли мы размахиваем руками, форсируем голос без нужды, улыбчивы ли мы? А проведя самонаблюдение, займемся самовоспитанием, чтобы довести до автоматизма создаваемую всеми невербальными средствами благоприятную тональность собственного поведения и общения. Вот что говорят по этому поводу специалисты, психологи и социологи: "...в городе, да и вообще во всякой среде, созданной человеком, на нас неизбежно действует ливень знаковой информации. Ее несет даже выражение лиц прохожих, мелкие детали их поведения... И все же горожанин стремится хотя бы частично выйти из этого потока. Отсюда замечаемая многими неконтактность, "нелюбезность" человека на улице большого города. В городских условиях мы не можем вступить в человеческий контакт со всеми, с кем встречаемся на улицах, в магазинах, в переполненном транспорте. Чтобы сохранить психику от перегрузки знаковой информацией, горожане, жертвуя некоторой долей человечности, пытаются по возможности не замечать друг друга. Если при этом человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил основные правила поведения в общежитии, навыки обыкновенной вежливости, если он всегда доброжелателен к ближнему, то ничего страшного в этом нет".
Если правила вежливости вошли в плоть и кровь человека, если он всегда доброжелателен! Вот в этом самая суть того, о чем мы с вами говорим. В процитированном отрывке — главным образом о прохожих, пассажирах... Но есть профессии, где без умения взаимодействовать с людьми нельзя делать дело.
Маски. Каждый из людей располагает:
а) набором масок для “
б) личностью для “
Маска
- это совокупность знаков (речевых,
жестовых), подача которых обеспечивает
“гладкое” и безопасное взаимодействие
в человеческой группе. Примеры: маска
вежливости. В общественном месте
отсутствие такой маски (злобное
или рассеянное выражение лица, грубый
тон, чересчур громкий смех и т.п.)
влечет за собой санкции группы:
нарекания, насмешки, агрессивность. И
в то же время появиться в маске
вежливости среди подвыпивших гуляк
- значит, вызвать их раздражение
или обиду; здесь требуется другая
маска: доброжелательства или
2.Происхождение невербальных способов общения.
Хотя
общение посредством языка
Фактически,
окружающая действительность и люди,
обитающие в ней, являются лучшим
научным и испытательным
С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.
Как
известно, для животных то, что мы
называем невербальными способами
общения, является основным инстинктивно
обусловленным условием выживания
и единственным инструментом социальной
коммуникации. В животном мире позы,
движения, звуки передают информацию
об опасности, близости добычи, наступлении
брачного периода и т. д. Эти же
средства выражают, их отношение друг
к другу в конкретных ситуациях
человек сохранил в арсенале поведения
многое из своего животного прошлого.
Это наглядно проявляется в сходстве
внешних признаков некоторых
эмоциональных реакций
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди
неясных в плане формирования
средств невербального общения
остается, в частности, вопрос о том,
как люди приобретают навыки невербальной
коммуникации. Многое объясняется, конечно,
подражанием и наблюдением за
поведением других. Но как, например, объяснить
обретение индивидом более или
менее сложной системы жестов,
которыми он сопровождает свою речь? Загадка
заключается в том, что и сам
человек не может в большинстве
случаев сказать: почему он использует
тот или иной жест в каком-то пункте
беседы, какой смысл имеет этот
жест, зачем он нужен и откуда
взялся и т. д.7
3.Обмен невербальной информацией.
Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное.
Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.
Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.8
Информация о работе Невербальное общение, его способы и происхождение