Невербальное общение, его способы и происхождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2-4

Понятие невербального общения……………………………..5-14
Происхождение невербальных способов общения…………15-16
Обмен невербальной информацией………………………….17-19
Науки, изучающие невербальные средства общения………19-20
Заключение……………………………………………………………21

Список используемой литературы…………………………………..22

Работа содержит 1 файл

реферат Word (7).docx

— 47.71 Кб (Скачать)
 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………..2-4

  1. Понятие невербального общения……………………………..5-14
  2. Происхождение невербальных способов общения…………15-16
  3. Обмен невербальной информацией………………………….17-19
  4. Науки, изучающие невербальные средства общения………19-20

Заключение……………………………………………………………21

Список  используемой литературы…………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией и совместной деятельности.

   Общение свойственно всем высшим  живым существам, но на уровне  человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь  осознанным и опосредствованным  речью. В общении выделяются  следующие аспекты: содержание, цель  и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного  живого существа. Один человек  может передавать другому информацию  о наличных потребностях, рассчитывая  на потенциальное участие в  их удовлетворении. Через общение  от одного живого существа  к другому могут передаваться  данные об их эмоциональных  состояниях (удовлетворенность, радость,  гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные  на то, чтобы определенным образом  настроить другое живое существо  на контакты. Такая же информация  передается от человека к человеку  и служит средством межличностной  настройки. По отношению к разгневанному  или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем  по сношению к тому, кто настроен  благожелательно и испытывает  радость.

    Содержанием общения может стать  информация о мире, богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности,  умения и навыки. Человеческое  общение многопредметно, оно самое  разнообразное по своему внутреннему  содержанию.

Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общений  увеличивается. В них включаются передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых  взаимоотношений, многое другое то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.1

   Общение - это искусство, умение  предельно четко и понятно  изложить свою точку зрения  по какому-либо вопросу всегда  очень ценилось и почиталось. Но умение общаться подразумевает  и умение выбирать тактику  общения в зависимости от тина  собеседника или целей поставленных  для достижения в данном общении.  В науке принято разделять  людей на экстравертов и интровертов.  С каждым типом необходим свой  стиль общения.

   Экстраверты — люди, которые испытывают  большую потребность в общении.  Они коммуникабельны. Умеют радоваться  своим успехам и успехам окружающих. Сами говорят много, откровенно, без двойного смысла. У таких  людей множество контактов в  различных социальных сферах. Часто  они становятся лидерами в  коллективе, в компании.

   Интраверты — люди, которым общаться  иногда тяжело. Часто даже близкие  не могут предположить, что они  чувствуют. На контакт такие  люди идут неохотно и обсуждают  свое состояние только изредка,  в большинстве случаев они  переживают все в себе. Такое  положение вещей не располагает  к искренности, поэтому интроверты  остаются без друзей, в одиночестве.

  Известно, что каждый человек может "рассказывать" о себе самыми различными способами и средствами. Невербальное общение занимает важное место в процессе общения людей. Один говорит красиво, умно, но долго и сложно. Другой предпочитает бросить на ходу шутку, справиться о здоровье близких и бежать дальше. Третий на любом собрании, приеме или даже праздничном вечере норовит забаррикадировать в уголке собеседника и маять его коммерческими выкладками. А четвертый, например, не говорит ничего. Просто сидит, смотрит, слушает внимательно. В конце концов, именно он и запомнится всем больше других, именно ему будут назавтра звонить.

   Конечно, эта ситуация вовсе не есть истина последней инстанции. Иногда действительно лучше поговорить толково и подробно. А иногда лучше "укрыться" жестом, объясниться мимикой или позой. Речь идет о так называемых невербальных средствах общения людей. Само название раскрывает суть этого метода контактов - "несловесный". Наука невербалика изучает жесты человека, позы, интерпретирует улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия человеческого общения и влияние невербальных способов на результаты контактов в различных сферах деятельности.

Цель  данной работы изучить невербальное общение, его способы и происхождение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие невербального общения

   Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.2

   Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

       Невербальные  средства общения помогают людям  ориентироваться в различных  социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить  свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое  может быть выражено более конкретно  в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет  передать информацию:

    • о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;
    • о его физическом и психологическом состоянии;
    • об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;
    • о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;
    • о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п. 3

   На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

   Главным показателем чувства говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

   Печаль отражают светлые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

   Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать»  мимику собеседника. С другой стороны необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

   О многом может сказать и  жестикуляция собеседника. Мы  даже не представляем, сколько  разнообразных жестов использует  человек при общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку  учат с детства, а жесты усваиваются  естественным путем, и хотя  никто предварительно не объясняет,  не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают  и используют их. Вероятно, объясняется  это тем, что жест используется  чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит  для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

   В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.  

    Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных  времен, выделялись специальные  главы, посвященные жестам.

Теоретики ораторского искусства в своих  статьях о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

   Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости  от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

    Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

     Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос                    воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание. Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре. Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”. Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость. Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

     Термин  “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения  мелодики, движения тона. Широкий смысл  термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно  действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается  по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная  оформленность складывается из интонационных  свойств фраз и сверхфразовых  единиц, а кроме того, характеризуется  такими свойствами целого, как общий  тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.4

     Умение  выдерживать паузу является одним  из важнейших профессиональных навыков  консультанта. Соблюдая паузу, консультант  предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие  пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому  не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что  говорит клиент. Пауза даёт возможность  добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза  подчёркивает значительность того, что  сказано, необходимость осмыслить  и понять это. Молчание консультанта акцентирует предоставленную клиенту  возможность говорить и, поэтому, когда  консультант заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что  его будут внимательно слушать.

Информация о работе Невербальное общение, его способы и происхождение