Нейропсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:23, лекция

Описание работы

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - одна из областей психологии, стоящая на стыке теоретической психологии и клинической неврологии и призванная решать как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане она охватывает изучение проблем, связанных с мозговой организацией псих. функций и роли отдельных функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов псих. деятельности.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_neyro.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

Двигательные феномены проявляются в том, что нарушаются совместные или реципрокные движения рук и ног, выполняющих разные программы (игра на фортепиано, работа на компьютере, езда на велосипеде). Эти же феномены можно наблюдать и у животных с расщепленным мозгом. У таких больных отключено внимание, относительно левой стороны (левой ноги, левой руки). Они как бы забывают, что у них есть левая сторона (например, при изучении письма и рисования этими людьми отдельно правой и левой рукой был выявлен симптом дисграфии, дискапии - он заключался в том, что до операции больной мог писать, рисовать обеими руками, а после комиссуротопии (операция на мозолистом теле) левой рукой он мог только рисовать, а правой только писать).

 

Зрительно-конструктивные феномены проявляются в том, что больные при выполнении различных задач из кубиков лучше выполняют их левой рукой. У больных с синдромом расщепленного мозга отмечены различные эмоциональные реакции на различные стимулы окружающей действительности.

 

Важным моментом является то, что  перечисленные феномены (или симптомы) динамичны и по истечении времени их яркость уменьшается.

Цель – лечение  от эпилепсии. Исследования относительно расщепленного ГМ показали, что ГМ – это единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно только при взаимодействии обоих полушарий. В клинике примеры нарушения  межполушарного взаимодействия можно наблюдать при различных поражениях мозолистого тела (аневризме аорты, кровоизлиянии, опухолях).

 

Для всех больных с частичной перерезкой мозолистого тела характерны явления аномии, игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства и симптом дискапии, дисграфии. Но при частичной перерезке мозолистого тела обнаружены нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной/тактильной/слуховой). Характер этих нарушений зависит от места перерезки мозолистого тела (передние/средние/задние отделы).

 

При перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия (больной не узнает предметы при ощупывании их левой рукой, с правой все в порядке).

При перерезке задних отделов наблюдаются нарушения в зрительной сфере, а именно выпадают поля зрения слева.

При повреждении передних и средних отделов больной не может воспроизвести слова, предъявляемые в левое ухо.

При повреждении передних отделов наблюдается нарушение в реципрокной координации движений.

 

Мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют различные роли относительно межполушарного взаимодействия.

 

ДЕТИ

Функциональная неравнозначность полушарий проявляется на самых  ранних этапах онтогенеза. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария ГМ приводит к различным по характеру расстройствам ВПФ как это наблюдается и у взрослых. Но у детей речевые нарушения проявляются менее ярко, чем у взрослых, зато вербально-мнестические процессы нарушаются в наибольшей степени.

 

При поражении и детей ПП отмечаются грубые пространственные нарушения, чего не наблюдается у взрослых. И благодаря тому, что детский мозг характеризуется высокой пластичностью, нейропсихологические симптомы формируются только лишь при быстро развивающихся патологических процессах. У детей из-за позднего созревания мозолистого тела взаимодействие полушарий происходит иначе, чем у взрослых. На примере детей-аутистов было сделано предположение, что функции, связанные с работой ПП формируются раньше, а связанные с работой ЛП позже. Таким образом, у этих детей обнаружена функциональная недостаточность в работе задних отделов ПП и несформированность межполушарного взаимодействия. Это как раз и лежит в основе этого заболевания.

 

ИТОГ

  1. Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия разрабатывается с позиций теории системной динамической мозговой организации ВПФ.
  2. Знание о специфике работы ЛП и ПП, закономерностях их взаимодействия подтверждают основное положение: осуществление любой психической функции формирует весь мозг в целом, не смотря на то, что разные мозговые структуры и разные полушария ГМ выполняют различную работу.
  3. Ни одно из полушарий ГМ не может рассматриваться как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психической функции. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работу.
  4. Не вся кора ГМ человека задействована при выполнении каких-либо ВПФ и почти 2/3 ее (в основном вторичные и третичные поля) являются свободными (немыми). Это было доказано тем фактом, что при их поражении не было ни нарушений чувствительности, ни рефлекторной сферы, ни самих движений и т.д.

 

ТЕМА: ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА И СИНДРОМА

 

Фактор – это движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.

 

Нейропсихологический  фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он также является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.

 

С одной стороны фактор является результатом активности определенных функциональных органов ГМ, с другой – играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одного из компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или частичном выпадении ее функции либо же в патологическом изменении режима ее деятельности (угнетение, раздражение, смена принципа работы). Все то, что может быть обнаружено при выпадении или искажении каких-либо физиологических или психических функций – это и есть изменение нейропсихологического фактора. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является синдромный анализ.

 

Лекция 4 (6.03.13)  ТЕМА: СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций.
  2. Синдромный анализ заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором; а также вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций.
  3. Синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. 

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

 

*Лурия под фактором  имел в виду функцию.

 

1. Модально-специфические факторы - связаны с работой корковых отделов различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной).

 

2. Модально-неспецифические факторы.

- факторы, которые обеспечивают инертность или подвижность нервных процессов (двигательные персеверации  = застревание на каком-то виде деятельности)

- фактор активации и инактивации (нарушения ведут к явлениям адинамии)

- фактор спонтанности/аспонтанности (нарушение ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами)

 

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных областей коры больших полушарий - группа факторов отражает процессы взаимодействия различных анализаторных систем:

- 2 основных комплекса:

а) префронтальный комплекс (отвечает за программирование и контроль протекания различных видов психической деятельности).  При поражении префронтальных отделов нарушается произвольность, целенаправленность психической деятельности и двигательные навыки.

 б) зона височно-теменно-затылочной области - ВТРО (обеспечивает синтез информации – зрительной, слуховой и пр.). При поражении зоны ВТРО нарушается симультанный анализ и синтез при различных операциях.

 

4. Полушарные факторы - связаны с работой левого и правого полушарий. Отражают специфику работы мозга, как единого целого, а не отдельных его зон.

-факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации.  Вербально-логические функции связаны с работой левого полушария, а наглядно-образные – с правого.

-факторы произвольной/непроизвольной регуляции психической деятельности. Произвольная регуляция психических функций связана с левым полушарием,  а непроизвольная – с правым.

-осознанность/неосознанность психических функций и состояний.

-фактор сукцессивной (симультанной) организации ВПФ. Сукцессивная организация – это последовательная, развернутая во времени, организация психической деятельности, которая подчиняется определенной программе и, в больше степени, связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип организации психических процессов преимущественно представлен в правом полушарии.

 

5. Факторы межполушарного взаимодействия, которое обеспечивается мозолистым телом и передней и задней спайкой. Эти факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий.

 

6. Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур мозга.

 

7. Общемозговые факторы - связаны с действием различных общемозговых процессов. Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние мозга.

 

* Эти факторы нужны  для постановки нейропсихологического диагноза.

 

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ  ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО  МОЗГА

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ  ПОРАЖЕНИИ

ЗАТЫЛОЧНЫХ ДОЛЕЙ

 

Затылочная область  больших полушарий ГМ обеспечивает процессы зрительной перцепции. При  ее поражении (как левого, так и  правого полушарий) возникают различные  нарушения зрительно-перцептивной деятельности. Как правило, эти нарушения возникают в виде, так называемых, зрительных агнозий.

 

Нарушение сенсорных составляющих зрительной функции обычно не приводит к полной потере зрения. Даже при значительных нарушениях остроты зрения зрительное восприятие может ухудшаться, но полной слепоты не наблюдается.

 

При поражении глубинных  или конвекситальных (= относящихся  к своду черепа) отделов правого полушарий ГМ возникает синдром левостороннего зрительного игнорирования:

- больной как бы «не воспринимает» тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое поле зрения. Это можно наблюдать при срисовывании пациентом различных фигур, а также при выполнении самостоятельного рисунка. У этого больного зрительный мир распадается на 2 части – отражаемую (правое поле зрения) и неотражаемую (левое поле зрения). Это существенно нарушает процесс зрительного восприятия. 

- больным сложно узнать время на «слепом циферблате».

- при чтении текста больной воспринимает все то, что видит правым полем зрения.

- у больного не возникает попыток коррекции.

 

Одностороння зрительно-пространственная агнозия (ОЗПА) возникает как в развернутом виде, так и в виде тенденции к зрительному игнорированию. Больные с таким нарушением:

- смещают текст при  письме в правую сторону, относительно края листа бумаги;

- перечисляют нарисованные предметы не слева направо – а справа налево;

- пропускают отдельны слова (с левой части).

 

Такая же симптоматика может  наблюдаться и при локальных  поражениях некоторых лобных областей. ОЗПА может возникать и при поражении левого полушария ГМ, но сюда включаются и другие симптомы, что говорит о субдоминантных особенностях работы левого полушария.

 

ОЗПА считается полимодальным  синдромом, потому что происходит перцептивное игнорирование не только левого зрительного поля, но и затрагивает двигательную, тактильную и слуховую сферу.

 

ОЗПА  имеет системный характер и включает различные модальности. Например, этот синдром можно обнаружить и в тактильной сфере (при прикосновении к левой и правой руке одновременно, происходит игнорирование со стороны левой руки); в слуховой сфере (когда одновременно подаются различные стимулы и в левое и в правое ухо, левым ухом игнорируется); в поведенческой сфере (больной не использует в работе левую руку, делает все правой или же может забыть надеть обувь на левую ногу; при ходьбе может натыкаться на предметы, расположенные слева).

 

В последнее время развивается представление об отношении именно правого полушария в механизмах образования индивидуально-смысловых конструктов в структуре личности. Этот факт может быть причиной искажения ВКБ при поражении правого полушария (преобладает анозогнозический тип реагирования на заболевание).

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ  АГНОЗИИ:

 

1. Предметная агнозия возникает при поражении широкой зоны зрительного анализатора и характеризуется тем, что у больных наблюдается нарушение процесса узнавания; но может быть и нарушение целостности восприятия предмета; также, больной может не узнавать или узнавать только отдельные признаки или части предмета. Неузнавание объекта или предмета заключается в том,  что больной вместо называния предмета, перечисляет его отдельные фрагменты/части или может называть отельные признаки (из чего состоит, на что похож и пр.).

Предметная агнозия может иметь  различную степень выраженности. Максимальная – когда больной  не узнает реальные предметы, минимальная – когда возникают трудности в опознании контурных изображений предмета или необходимо узнать предмет в зашумленных условиях (при наложении фигур).

Информация о работе Нейропсихология