Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:23, лекция
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - одна из областей психологии, стоящая на стыке теоретической психологии и клинической неврологии и призванная решать как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане она охватывает изучение проблем, связанных с мозговой организацией псих. функций и роли отдельных функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов псих. деятельности.
Двигательные феномены проявляются в том, что нарушаются совместные или реципрокные движения рук и ног, выполняющих разные программы (игра на фортепиано, работа на компьютере, езда на велосипеде). Эти же феномены можно наблюдать и у животных с расщепленным мозгом. У таких больных отключено внимание, относительно левой стороны (левой ноги, левой руки). Они как бы забывают, что у них есть левая сторона (например, при изучении письма и рисования этими людьми отдельно правой и левой рукой был выявлен симптом дисграфии, дискапии - он заключался в том, что до операции больной мог писать, рисовать обеими руками, а после комиссуротопии (операция на мозолистом теле) левой рукой он мог только рисовать, а правой только писать).
Зрительно-конструктивные феномены проявляются в том, что больные при выполнении различных задач из кубиков лучше выполняют их левой рукой. У больных с синдромом расщепленного мозга отмечены различные эмоциональные реакции на различные стимулы окружающей действительности.
Важным моментом является то, что перечисленные феномены (или симптомы) динамичны и по истечении времени их яркость уменьшается.
Цель – лечение от эпилепсии. Исследования относительно расщепленного ГМ показали, что ГМ – это единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно только при взаимодействии обоих полушарий. В клинике примеры нарушения межполушарного взаимодействия можно наблюдать при различных поражениях мозолистого тела (аневризме аорты, кровоизлиянии, опухолях).
Для всех больных с частичной перерезкой
мозолистого тела характерны явления
аномии, игнорирование левой половины
тела, левой половины зрительного пространства
и симптом дискапии, дисграфии. Но при частичной перерезке мозолистого
тела обнаружены нарушения межполушарного
взаимодействия лишь в одной модальности
(зрительной/тактильной/
При перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия (больной не узнает предметы при ощупывании их левой рукой, с правой все в порядке).
При перерезке задних отделов наблюдаются нарушения в зрительной сфере, а именно выпадают поля зрения слева.
При повреждении передних и средних отделов больной не может воспроизвести слова, предъявляемые в левое ухо.
При повреждении передних отделов наблюдается нарушение в реципрокной координации движений.
Мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют различные роли относительно межполушарного взаимодействия.
ДЕТИ
Функциональная
При поражении и детей ПП отмечаются грубые пространственные нарушения, чего не наблюдается у взрослых. И благодаря тому, что детский мозг характеризуется высокой пластичностью, нейропсихологические симптомы формируются только лишь при быстро развивающихся патологических процессах. У детей из-за позднего созревания мозолистого тела взаимодействие полушарий происходит иначе, чем у взрослых. На примере детей-аутистов было сделано предположение, что функции, связанные с работой ПП формируются раньше, а связанные с работой ЛП позже. Таким образом, у этих детей обнаружена функциональная недостаточность в работе задних отделов ПП и несформированность межполушарного взаимодействия. Это как раз и лежит в основе этого заболевания.
ИТОГ
ТЕМА: ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА И СИНДРОМА
Фактор – это движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он также является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.
С одной стороны фактор является результатом активности определенных функциональных органов ГМ, с другой – играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одного из компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или частичном выпадении ее функции либо же в патологическом изменении режима ее деятельности (угнетение, раздражение, смена принципа работы). Все то, что может быть обнаружено при выпадении или искажении каких-либо физиологических или психических функций – это и есть изменение нейропсихологического фактора. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является синдромный анализ.
Лекция 4 (6.03.13) ТЕМА: СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
*Лурия под фактором имел в виду функцию.
1. Модально-специфические факторы - связаны с работой корковых отделов различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной).
2. Модально-неспецифические факторы.
- факторы, которые обеспечивают инертность или подвижность нервных процессов (двигательные персеверации = застревание на каком-то виде деятельности)
- фактор активации и инактивации (нарушения ведут к явлениям адинамии)
- фактор спонтанности/аспонтанности (нарушение ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами)
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных областей коры больших полушарий - группа факторов отражает процессы взаимодействия различных анализаторных систем:
- 2 основных комплекса:
а) префронтальный комплекс (отвечает за программирование и контроль протекания различных видов психической деятельности). При поражении префронтальных отделов нарушается произвольность, целенаправленность психической деятельности и двигательные навыки.
б) зона височно-теменно-затылочной области - ВТРО (обеспечивает синтез информации – зрительной, слуховой и пр.). При поражении зоны ВТРО нарушается симультанный анализ и синтез при различных операциях.
4. Полушарные факторы - связаны с работой левого и правого полушарий. Отражают специфику работы мозга, как единого целого, а не отдельных его зон.
-факторы, связанные с абстрактными и конкретными способами переработки информации. Вербально-логические функции связаны с работой левого полушария, а наглядно-образные – с правого.
-факторы произвольной/непроизвольной регуляции психической деятельности. Произвольная регуляция психических функций связана с левым полушарием, а непроизвольная – с правым.
-осознанность/неосознанность психических функций и состояний.
-фактор сукцессивной (симультанной) организации ВПФ. Сукцессивная организация – это последовательная, развернутая во времени, организация психической деятельности, которая подчиняется определенной программе и, в больше степени, связана с работой левого полушария (у правшей). Симультанный принцип организации психических процессов преимущественно представлен в правом полушарии.
5. Факторы межполушарного взаимодействия, которое обеспечивается мозолистым телом и передней и задней спайкой. Эти факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий.
6. Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур мозга.
7. Общемозговые факторы - связаны с действием различных общемозговых процессов. Общемозговые факторы влияют на общее функциональное состояние мозга.
* Эти факторы нужны
для постановки нейропсихологич
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ
ЗАТЫЛОЧНЫХ ДОЛЕЙ
Затылочная область
больших полушарий ГМ обеспечивает
процессы зрительной перцепции. При
ее поражении (как левого, так и
правого полушарий) возникают различные
нарушения зрительно-
Нарушение сенсорных составляющих зрительной функции обычно не приводит к полной потере зрения. Даже при значительных нарушениях остроты зрения зрительное восприятие может ухудшаться, но полной слепоты не наблюдается.
При поражении глубинных или конвекситальных (= относящихся к своду черепа) отделов правого полушарий ГМ возникает синдром левостороннего зрительного игнорирования:
- больной как бы «не воспринимает» тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое поле зрения. Это можно наблюдать при срисовывании пациентом различных фигур, а также при выполнении самостоятельного рисунка. У этого больного зрительный мир распадается на 2 части – отражаемую (правое поле зрения) и неотражаемую (левое поле зрения). Это существенно нарушает процесс зрительного восприятия.
- больным сложно узнать время на «слепом циферблате».
- при чтении текста больной воспринимает все то, что видит правым полем зрения.
- у больного не возникает попыток коррекции.
Одностороння зрительно-пространственная агнозия (ОЗПА) возникает как в развернутом виде, так и в виде тенденции к зрительному игнорированию. Больные с таким нарушением:
- смещают текст при письме в правую сторону, относительно края листа бумаги;
- перечисляют нарисованные предметы не слева направо – а справа налево;
- пропускают отдельны слова (с левой части).
Такая же симптоматика может
наблюдаться и при локальных
поражениях некоторых лобных областей.
ОЗПА может возникать и при поражени
ОЗПА считается полимодальным синдромом, потому что происходит перцептивное игнорирование не только левого зрительного поля, но и затрагивает двигательную, тактильную и слуховую сферу.
ОЗПА имеет системный характер и включает различные модальности. Например, этот синдром можно обнаружить и в тактильной сфере (при прикосновении к левой и правой руке одновременно, происходит игнорирование со стороны левой руки); в слуховой сфере (когда одновременно подаются различные стимулы и в левое и в правое ухо, левым ухом игнорируется); в поведенческой сфере (больной не использует в работе левую руку, делает все правой или же может забыть надеть обувь на левую ногу; при ходьбе может натыкаться на предметы, расположенные слева).
В последнее время развивается представление об отношении именно правого полушария в механизмах образования индивидуально-смысловых конструктов в структуре личности. Этот факт может быть причиной искажения ВКБ при поражении правого полушария (преобладает анозогнозический тип реагирования на заболевание).
ЗРИТЕЛЬНЫЕ АГНОЗИИ:
1. Предметная агнозия возникает при поражении широкой зоны зрительного анализатора и характеризуется тем, что у больных наблюдается нарушение процесса узнавания; но может быть и нарушение целостности восприятия предмета; также, больной может не узнавать или узнавать только отдельные признаки или части предмета. Неузнавание объекта или предмета заключается в том, что больной вместо называния предмета, перечисляет его отдельные фрагменты/части или может называть отельные признаки (из чего состоит, на что похож и пр.).
Предметная агнозия может