Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 00:00, курсовая работа
Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.
Введение……………………………………………………………………3
Половые различия………………………………………………..…….5
Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса………………………….8
Психология пола……………………………………………………….10
Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола………………………………….…………………………….…….15
Заключение…………………………………………………….………..18
Список используемой литературы……………………………….……19
3. Пространственная ориентация:
мужчины лучше, чем женщины,
воспринимают пространство, удаленность,
скорость. Поэтому они и более
чувствительны к этим
4. Территориальное поведение:
мужчинам свойственно "
5. Выносливость к боли:
у мужчин изначально ниже
6. Медленное усвоение
оборонительных условных
7. Слабое проявление
8. Настойчивость, или
9. Слабая связь с ближайшими
родственниками: мужчины, как правило,
меньше скучают по членам
10. Периферизация: тяга
к созданию "групп" по интересам
у взрослых и особенно
11. Поиск приключений,
новых и сложных раздражителей:
12. "Хищническое" поведение,
связанное с охотой: тяга к
соперничеству и опасностям, в
силу чего мужчинам не только
важно добиться поставленной
цели, но и обойти в этом
процессе соперников; победа без
борьбы не приносит
Конечно, не обязательно все программы проявляются у мужчин, но то, что перечислено, относится к сфере полового дипсихизма (наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола).
Очевидно, что пол как биологическое явление, безусловно, относится к индивидным характеристикам. Что же касается различий в психологических качествах у людей различного пола, то они стали замечаться и выделяться в качестве отдельного предмета сравнительно недавно. Однако понятно, что как особенности, касающиеся репродуктивного поведения (ухаживания, брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской подвыборке. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно.
Так, еще в 1942 году Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины зато более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами и лишь потом — женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.
С чем же могут быть связаны индивидуальные различия между представителями мужского и женского пола? Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за пределы психологии и обратиться к теориям и гипотезам, существующим в этологии и биологии. Все попытки объяснения половых различий поведения могут быть сгруппированы в биологические. Сюда могут быть отнесены: эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса и психологические, психоаналитическое, бихевиористское и когнитивистское объяснения развития психологического пола .
Вопрос, для чего вообще существует пол, возникал давно. Самый простой ответ — для размножения — удовлетворительным считаться не может. В живом мире существует, помимо раздельнополого, еще также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение. Причем очевидных преимуществ перед ними у раздельнополого размножения не проявляется. Напротив того, комбинаторный потенциал (сочетание генов) у гермафродитов в два раза больше, а количество потомства (эффективность размножения) выше у бесполых. Однако все прогрессивные формы размножаются именно половым путем.
Для прояснения роли раздельнополого размножения в 1965 г. отечественным биологом В.А. Геодакяном (под очевидным воздействием кибернетики и теории систем) была создана так называемая эволюционная теория пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса — сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой. Очевидно, что только мужских (или только женских) особей недостаточно для обеспечения преемственности и развития вида. Они должны сосуществовать.
Изначально организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, чем мужской. Так, если мужчина в конфликтном поведении, например, обычно ведет себя взрывчатым образом, то сделать его терпимым и миролюбивым едва ли удастся. А женщина может сочетать в своем поведении несколько стратегий, гибко используя их в зависимости от ситуации. Благодаря этому адаптивные способности женских особей намного выше, а обучаемость лучше. (В исследованиях по педагогической психологии отмечается, что изначальный уровень способностей, как правило, выше у мальчиков, но в процессе обучения они быстрее выходят на плато, в то время как девочки, отталкиваясь от более низких показателей, набирают темп и обгоняют мальчиков). Если мы придем в школьный класс и посмотрим на успеваемость детей, то окажется, что девочки (как и мальчики) в равной степени распределяются на отличниц, двоечниц и посредственных учениц. Однако если мы поставим вопрос иначе: кто самый отъявленный двоечник и хулиган, кто самый талантливый ученик — то окажется, что эти группы заполнены, как правило, мальчиками. Т.е. мужская подвыборка обладает более специализированным поведением, что в целом и мешает адаптации на уровне индивида. Все крайности ярче представлены у мужчин, но женщины более обучаемы.
Очевидно, что, обладая узкой нормой реакции, мужчины более биологически (и психологически) уязвимы. Поэтому и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки — мужчины.
Интересно, что в онтогенезе женские формы признака проявляются раньше, а мужские — позже. Так, маленькие обоего пола дети больше похожи на девочек, а у пожилых людей, опять же, независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и пр.). По характерологическим признакам маленькой девочки можно с большей достоверностью предсказать структуру личности и поведение взрослой женщины, чем у мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков).
Примечательно, что и врожденные аномалии, имеющие "атавистическую" природу, чаще проявляются у женщин, а "футуристическую" — у мужчин. Так, среди новорожденных девочек чаще попадаются обладающие хвостиками. Однако самый длинный хвостик, составляющий 13 см, все же принадлежал мальчику. Наблюдается половой диморфизм и в области появления болезней (все новые заболевания, такие, как рак, СПИД, сначала появлялись у мужчин), и в строении мозга (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы — кора и левое полушарие, а у женщин — консервативные системы, подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин — интуитивного, образного и чувственного познания). Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы. Кроме того, и в культурно-историческом процессе наблюдается флагманская роль мужчин: каждая новая профессия была вначале только мужской, и лишь затем становилась женской, а основные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.
Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины по сравнению с мужчинами обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями).
В психологии по-разному
рассматривали соотношение
Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные и недифференцированные, которые присутствуют в каждой половой группе). Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные — отсутствием жизненных сил.
Большинство психологов сходится
в том, что психологическое
Итак, мужчины характеризуются
более широкой сферой деятельности,
гибкостью мышления, стремлением
к труду, высокой скоростью выполнения
операций при осуществлении предметной
деятельности. А женщины отличаются
легкостью вступления в социальные
контакты, повышенной чувствительностью
к неудачам на работе и в общении,
беспокойством, неуверенностью. Таким
образом, согласно теории В.А. Геодакяна,
можно оценить направление
Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.
Как появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон. Говоря о психологическом поле, за рубежом используют два термина: sех, если речь идет о биологических основах поведения, и депйег, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения.
1. Психоанализ в основном
развивал взгляд 3. Фрейда на природу
женщин, который состоял в том,
что женщина — это мужчина,
лишенный пениса. Поэтому свою
энергию женщина тратит на
то, чтобы пенисом овладеть.