Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Половые различия………………………………………………..…….5
Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса………………………….8
Психология пола……………………………………………………….10
Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола………………………………….…………………………….…….15

Заключение…………………………………………………….………..18

Список используемой литературы……………………………….……19

Работа содержит 1 файл

дифференциальная психология.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины,  воспринимают пространство, удаленность,  скорость. Поэтому они и более  чувствительны к этим измерениям.      

4. Территориальное поведение:  мужчинам свойственно "помечать" и проверять свою территорию, а также охранять ее границы,  поэтому "Кто сидел на моем  стульчике?" - типично мужская  реакция, равно как разбрасывание  и "забывание" вещей и  пр.

5. Выносливость к боли: у мужчин изначально ниже болевой  порог, чем у женщин, подготовленных  природой к родам, поэтому они  вынуждены с ней лучше справляться. 

   6. Медленное усвоение  оборонительных условных рефлексов:  мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, в связи с чем, у мальчиков часто отмечаются проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных  реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не  демонстрировать переживания, которые  не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении,  либо в психосоматических заболеваниях.

8. Настойчивость, или персистентностъ,  при выполнении задания без  подкрепления: мужчинам ввиду их  слабой обучаемости, свойственно наступать на одни и те же "грабли" и ломиться в закрытые ворота.

9. Слабая связь с ближайшими  родственниками: мужчины, как правило,  меньше скучают по членам своей  семьи, чем женщины, реже вспоминают  о родителях. 

10. Периферизация: тяга  к созданию "групп" по интересам  у взрослых и особенно подростков (клуб, гараж, рыбалка). Женщинам от  этого отказаться намного легче. 

11. Поиск приключений,  новых и сложных раздражителей:  мужчины устают от монотонности  и поэтому иногда бывают склонны  хорошее, но уже известное,  променять на непонятное и  новое, отсюда - секрет их неожиданных  на первый взгляд увлечений. 

12. "Хищническое" поведение,  связанное с охотой: тяга к  соперничеству и опасностям, в  силу чего мужчинам не только  важно добиться поставленной  цели, но и обойти в этом  процессе соперников; победа без  борьбы не приносит удовлетворения.

  Конечно, не обязательно  все программы проявляются у  мужчин, но то, что перечислено,  относится к сфере полового  дипсихизма (наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола).

  1. Психология пола.

Очевидно, что пол как  биологическое явление, безусловно, относится к индивидным характеристикам. Что же касается различий в психологических  качествах у людей различного пола, то они стали замечаться и  выделяться в качестве отдельного предмета сравнительно недавно. Однако понятно, что как особенности, касающиеся репродуктивного поведения (ухаживания, брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской подвыборке. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно.

Так, еще в 1942 году Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми  эстетическими вкусами, у них  лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими  и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины  более адаптивны, воспитуемы, у них  выше уровень социальной желательности, а мужчины зато более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами и лишь потом — женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны.

С чем же могут быть связаны  индивидуальные различия между представителями  мужского и женского пола? Очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо выйти за пределы психологии и  обратиться к теориям и гипотезам, существующим в этологии и биологии. Все попытки объяснения половых различий поведения могут быть сгруппированы в биологические. Сюда могут быть отнесены: эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, нейроандрогенетическая теория Ли Эллиса и психологические, психоаналитическое, бихевиористское и когнитивистское объяснения развития психологического пола .

Вопрос, для чего вообще существует пол, возникал давно. Самый простой  ответ — для размножения —  удовлетворительным считаться не может. В живом мире существует, помимо раздельнополого, еще также бесполое (вегетативное) и гермафродитное размножение. Причем очевидных преимуществ перед ними у раздельнополого размножения не проявляется. Напротив того, комбинаторный потенциал (сочетание генов) у гермафродитов в два раза больше, а количество потомства (эффективность размножения) выше у бесполых. Однако все прогрессивные формы размножаются именно половым путем.

Для прояснения роли раздельнополого  размножения в 1965 г. отечественным  биологом В.А. Геодакяном (под очевидным  воздействием кибернетики и теории систем) была создана так называемая эволюционная теория пола, в которой автор утверждал, что дифференциация полов связана со специализацией по двум основным аспектам эволюционного процесса — сохранению и изменению генетической информации как выгодной для популяции формы информационного контакта со средой. Очевидно, что только мужских (или только женских) особей недостаточно для обеспечения преемственности и развития вида. Они должны сосуществовать.

Изначально организм женских  особей обладает более широкой нормой реакции, чем мужской. Так, если мужчина  в конфликтном поведении, например, обычно ведет себя взрывчатым образом, то сделать его терпимым и миролюбивым  едва ли удастся. А женщина может  сочетать в своем поведении несколько  стратегий, гибко используя их в  зависимости от ситуации. Благодаря  этому адаптивные способности женских  особей намного выше, а обучаемость  лучше. (В исследованиях по педагогической психологии отмечается, что изначальный  уровень способностей, как правило, выше у мальчиков, но в процессе обучения они быстрее выходят на плато, в то время как девочки, отталкиваясь от более низких показателей, набирают темп и обгоняют мальчиков). Если мы придем в школьный класс и посмотрим  на успеваемость детей, то окажется, что  девочки (как и мальчики) в равной степени распределяются на отличниц, двоечниц и посредственных учениц. Однако если мы поставим вопрос иначе: кто самый отъявленный двоечник и хулиган, кто самый талантливый ученик — то окажется, что эти группы заполнены, как правило, мальчиками. Т.е. мужская подвыборка обладает более специализированным поведением, что в целом и мешает адаптации на уровне индивида. Все крайности ярче представлены у мужчин, но женщины более обучаемы.

Очевидно, что, обладая узкой  нормой реакции, мужчины более биологически (и психологически) уязвимы. Поэтому  и продолжительность жизни у них ниже. Новорожденные мальчики чаще гибнут, чем девочки. Однако большинство долгожителей все-таки — мужчины.

Интересно, что в онтогенезе женские формы признака проявляются  раньше, а мужские — позже. Так, маленькие обоего пола дети больше похожи на девочек, а у пожилых  людей, опять же, независимо от пола, начинают проявляться мужские черты (грубый голос, рост волос на лице и  пр.). По характерологическим признакам  маленькой девочки можно с  большей достоверностью предсказать  структуру личности и поведение  взрослой женщины, чем у мальчиков. Поэтому можно говорить не только о диморфизме, но и о дихрономорфизме (т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков).

Примечательно, что и врожденные аномалии, имеющие "атавистическую" природу, чаще проявляются у женщин, а "футуристическую" — у мужчин. Так, среди новорожденных девочек  чаще попадаются обладающие хвостиками. Однако самый длинный хвостик, составляющий 13 см, все же принадлежал мальчику. Наблюдается половой диморфизм  и в области появления болезней (все новые заболевания, такие, как рак, СПИД, сначала появлялись у мужчин), и в строении мозга (у мужчин более отчетливо выражена асимметрия полушарий и оперативные системы — кора и левое полушарие, а у женщин — консервативные системы, подкорка и правое полушарие, что обусловливает преобладание у мужчин аналитического мышления, а у женщин — интуитивного, образного и чувственного познания). Благодаря меньшей асимметрии женщины также более обучаемы. Кроме того, и в культурно-историческом процессе наблюдается флагманская роль мужчин: каждая новая профессия была вначале только мужской, и лишь затем становилась женской, а основные научные открытия и культурные революции также совершались мужчинами.

Сравнение интеллекта и способностей показало, что женщины по сравнению  с мужчинами обладают большим  словарным запасом, более высокой  беглостью и ясностью речи (однако это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери, как правило, больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями).

В психологии по-разному  рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом  облике человека. Во-первых, маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, маскулинность и фемининность рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. В-третьих, маскулинность и фемининность ( [лат. masculinus — мужской и femininus — женский] — (1) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей) могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки (Кон И.С., 1982).

Психология последних  лет ориентируется на смешанные  модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные  и недифференцированные, которые  присутствуют в каждой половой группе). Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные — отсутствием  жизненных сил.

Большинство психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании  эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать  и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин — внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности).

Итак, мужчины характеризуются  более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением  к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью  к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью. Таким  образом, согласно теории В.А. Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности, уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.

Обобщая сказанное, важно  подчеркнуть, что психологические  особенности должны выводиться из эволюционного  предназначения каждого пола. Поскольку  биологически они равноправны, то интерпретация  особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.

 

  1. Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола.

Как появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс  с разных сторон. Говоря о психологическом  поле, за рубежом используют два  термина: sех, если речь идет о биологических  основах поведения, и депйег, когда  имеют в виду социокультурное  содержание поведения.

1. Психоанализ в основном  развивал взгляд 3. Фрейда на природу  женщин, который состоял в том,  что женщина — это мужчина,  лишенный пениса. Поэтому свою  энергию женщина тратит на  то, чтобы пенисом овла­деть. Позитивного  определения женственности Фрейд  (как, впрочем, и многие другие  психологи, в основном изучавшие  мужчин) не давал. Отсюда — противопоставление и вечная борьба между полами. К. Хорни, яркий представитель классического психоанализа, полагала, что причиной недоверия между полами (наличие которогосомнению не подвергается) является разочарование в надеждах на счастье и любовь, проекция страхов от зависимости, лишения родительской любви, возникающих в детстве. Конфликты раннего детства могут приводить к тому, что у девочки, травмированной разочарованием в отце и ревностью к матери, может возникнуть желание "отнимать" у мужчины, а не получать. Т.е. подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности. Итогом взаимного приспособления полов, согласно К. Хорни, может быть не любовь и привязанность, а смягчение антагонизма и сосуществование.

Информация о работе Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса