Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 00:00, курсовая работа
Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.
Введение……………………………………………………………………3
Половые различия………………………………………………..…….5
Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса………………………….8
Психология пола……………………………………………………….10
Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола………………………………….…………………………….…….15
Заключение…………………………………………………….………..18
Список используемой литературы……………………………….……19
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Московский Институт Государственного Администрирования
факультет дистанционного обучения
Курсовая работа по предмету Дифференциальная психология
на тему: «Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса ».
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………….……19
Введение
Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения "дифференциальной психологии" на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии был Ф. Гальтон (Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин "дифференциальная психология" (1900). Первыми крупными представителями дифференциальной психологии были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.
В дифференциальной психологии широко применяются тесты - как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.
Вопрос о причинах психологических
различий явился предметом острейших
дискуссий на протяжении всей истории
дифференциальной психологии и прежде
всего - проблема соотношения биологических
и социально-культурных факторов в
формировании индивидуальных особенностей
человека. В 50-60-х годах 20 века для
дифференциальной психологии характерно
интенсивное развитие новых подходов
и методов - как экспериментальных,
так и математических. Совершенствуется
техника статистического
Наряду с различиями между
индивидами в умственном отношении
широко исследуются различия в творческих
и организаторских
Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).
Изучение половых различий помимо научной преследует еще и прагматическую цель: вопреки этим различиям, достигнуть взаимопонимания мужчин и женщин, особенно в области объяснения репродуктивного поведения, потому что у человека, как это ни удивительно, сосуществует несколько форм брачных отношений (в то время как у любого другого биологического вида форма брачного поведения является системообразующим признаком). Попытки исследований в этом направлении предпринимались отечественным этологом В.Р. Дольником. Сравнительная этология, наука об инстинктивных основах поведения, использует метод сравнения программ между неродственными формами животных, родственными видами и между прямыми родственниками, что дает богатый сопоставительный материал, потому что эволюция брачного поведения человека, по-видимому, шла зигзагами, включая групповые и моногамные формы семьи.
У людей присутствуют четыре
формы брачных отношений:
Программы, которыми у
Размножение в человеческом
По-видимому, ответ на этот вопрос
выводит за пределы интересов
отдельного индивида. Если предположить,
что первобытная семья для
воспроизводства вида должна
была воспитать по крайней
мере двух детей, доведя их
до того возраста, в котором
они могли бы прокормить себя
сами, то становится понятным, что
мать в одиночку справиться
с этой задачей не могла.
Поэтому и возникает
Таким образом, чем медленнее
взрослеют дети, тем сильнее выражена
потребность в социальной
Этология изучает и проблему
доминирования полов. В мире
животных равноправия полов
Таким образом, можно сказать,
что отношения между полами "обслуживают"
не только задачу размножения,
но и установление и
В античные времена, как отмечает исследователь древней культуры М. Фуко, отношения между полами символизировали также еще и имущественные отношения, что закрепилось в лексике, относящейся к половой жизни: так, женщины "отдаются", а мужчины "овладевают. Соответственно, потеря и обеднение для одних сопутствует символическому обогащению других, а их интересы переживаются не как взаимные, а как антагонистические.
Итак, эволюционная теория и
Итак, различия между женщинами
и мужчинами существуют, имеют
эволюционное обоснование и во многом
инстинктивную природу. К настоящему
времени существует также и физиологическое,
построенное на изучении действия половых
гормонов, объяснение особенностей поведения
человека. Нейроандрогенетпическая
теория Ли Эллиса утверждает, что половые
различия в поведении связаны
с воздействием андрогенов (группа
мужских половых гормонов, вызывающих
маскулинизацию (омужествление) организма
животных и человека) на мозговые системы.
Как известно, у каждого человека
присутствуют и мужские, и женские
гормоны, но у мужчин доминируют андрогены,
а у женщин - эстрадиол. Существуют
2 стадии влияния половых гормонов
на мозг: первая, "организационная",
имеет место на третьем месяце
жизни эмбриона, а вторая, "активационная",
- во время полового созревания. Эти
два момента характеризуются
особой интенсивностью формирования биологического
пола человека. Четыре типа исследований
подтвердили связь
1. Наступательное эротическое
2. Агрессивное поведение: Впрочем, в психологии поведения животных получены данные, не соответствующие стереотипам традиционно человеческого поведения. Так, например, среди крыс у женских особей наблюдается значительно меньшая робость по сравнению с мужскими особями, причем эта тенденция наблюдалась даже после удаления половой железы у представителей обоих полов. Самки также проявляли большую половую активность, чем самцы. У некоторых видов обезьян также наблюдается поведение, отличающееся от человеческого: копуляция (соединение двух особей при половом акте) может у них инициироваться любым из полов: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое.