Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Половые различия………………………………………………..…….5
Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса………………………….8
Психология пола……………………………………………………….10
Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола………………………………….…………………………….…….15

Заключение…………………………………………………….………..18

Список используемой литературы……………………………….……19

Работа содержит 1 файл

дифференциальная психология.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Московский Институт Государственного Администрирования

факультет дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету Дифференциальная психология

на тему:  «Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса ».

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнил

                                                                                                      Студентка 

                                                                                                      Королёва Н.Л.                                                                                                                                         

                   

 

                                                         Выкса           

                                                          2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

    1. Половые различия………………………………………………..…….5
    2. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса………………………….8
    3. Психология пола……………………………………………………….10
    4. Разные теории появления и закрепления признаков психологического пола………………………………….…………………………….…….15

Заключение…………………………………………………….………..18

Список используемой литературы……………………………….……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения "дифференциальной психологии" на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также  генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии был Ф. Гальтон (Великобритания), который изобрёл ряд приёмов  и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый  термин "дифференциальная психология" (1900). Первыми крупными представителями  дифференциальной психологии были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

В дифференциальной психологии широко применяются тесты - как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения  интересов, установок, эмоциональных  реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или  личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических  свойствах отдельных индивидов.

Вопрос о причинах психологических  различий явился предметом острейших  дискуссий на протяжении всей истории  дифференциальной психологии и прежде всего - проблема соотношения биологических  и социально-культурных факторов в  формировании индивидуальных особенностей человека. В 50-60-х годах 20 века для  дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие новых подходов и методов - как экспериментальных, так и математических. Совершенствуется техника статистического анализа  тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кеттел, Великобритания), изучается роль ценностной ориентации личности, детально выявляются психологические  аспекты возрастных и половых различий.

Наряду с различиями между  индивидами в умственном отношении  широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере  мотивации. Изучаются корреляции между  психологическими свойствами, с одной  стороны, и физиологическими - с другой (У. Шелдон, Г. Айзенк - Великобритания). В СССР работа в этом направлении  ведётся в ряде лабораторий - в  институте психологии АПН СССР (исследования, проводившиеся Б. М. Тепловым и его  сотрудниками на основе учения И. П. Павлова  о типах высшей нервной деятельности), Ленинградском и Пермском университетах и др.

Факты и выводы дифференциальной психологии важны для решения  многих практических задач (отбор и  обучение персонала, диагностика и  прогностика развития отдельных  свойств, склонностей, способностей индивидов  и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Половые различия

Изучение половых различий помимо научной преследует еще и  прагматическую цель: вопреки этим различиям, достигнуть взаимопонимания  мужчин и женщин, особенно в области  объяснения репродуктивного поведения, потому что у человека, как это  ни удивительно, сосуществует несколько  форм брачных отношений (в то время  как у любого другого биологического вида форма брачного поведения является системообразующим признаком). Попытки  исследований в этом направлении  предпринимались отечественным этологом В.Р. Дольником. Сравнительная этология, наука об инстинктивных основах поведения, использует метод сравнения программ между неродственными формами животных, родственными видами и между прямыми родственниками, что дает богатый сопоставительный материал, потому что эволюция брачного поведения человека, по-видимому, шла зигзагами, включая групповые и моногамные формы семьи.

           У людей присутствуют четыре  формы брачных отношений: групповой  брак, полигиния (один мужчина  и много женщин), полиандрия (одна  женщина и много мужчин) и моногамия  (один мужчина и одна женщина); в последнее время, кроме того, все более распространенной оказывается  одиночная материнская семья  или непожизненные браки по  любви. В чем причина этого  многообразия?

           Программы, которыми у животных  руководствуется самка в своем  родительском и брачном поведении,  могут не совпадать: так, ей  не всегда удается получить  самца с элитным генным набором,  потому что он может быть  уже занят. Однако потомство  нужно иметь. И в таких случаях  иногда получается, что, например, самка гнездового вида имеет  детей вовсе не от того самца,  с которым вьет гнездо, что  и было обнаружено лишь недавно  благодаря методам биохимического  анализа.

           Размножение в человеческом сообществе  имеет несколько важных отличительных  особенностей. Если в мире животных  способность к спариванию у  самок обнаруживается один-два  раза в год, активируя репродуктивное поведение до того спокойных самцов, а в другое время интереса полов друг к другу нет, то у людей все происходит иначе. Самка животных демонстрирует свою готовность к копуляции посредством увеличения молочных желез; женщины же способны вести половую жизнь непрерывно с момента полового созревания, не прерывая ее во время беременности или менструального цикла. При этом момент созревания яйцеклетки (овуляция) остается скрытым не только от других, но и от нее самой. Для чего нужна такая избыточная, с точки зрения задач размножения, сексуальность?

           По-видимому, ответ на этот вопрос  выводит за пределы интересов  отдельного индивида. Если предположить, что первобытная семья для  воспроизводства вида должна  была воспитать по крайней  мере двух детей, доведя их  до того возраста, в котором  они могли бы прокормить себя  сами, то становится понятным, что  мать в одиночку справиться  с этой задачей не могла.  Поэтому и возникает потребность  либо в групповых семьях, когда  детей воспитывают совместно,  а мужчины охотятся далеко  от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать  мужчину рядом с собой и  побудить его заботиться о  семье. Вот для этого, по-видимому, и существует механизм избыточной  гиперсексуальности женщины, благодаря  которому она может использовать  половую жизнь для поощрения  и удержания мужчины. По мнению  этнографов, впрочем, избыточная  гиперсексуальность принесла также  много вреда, в силу чего  и возник запрет на демонстрацию  сексуальных достижений (что распространено  в мире животных).

           Таким образом, чем медленнее  взрослеют дети, тем сильнее выражена  потребность в социальной жизни,  и опыт групповой (приводящий, в конце концов, к возникновению культуры) начинает преобладать над семейным опытом. И человек вышел из-под действия естественного отбора, потому что главным фактором выживания стала не генетическая информация, а внегенетические знания.

           Этология изучает и проблему  доминирования полов. В мире  животных равноправия полов практически  не существует, что способствует  четкому разграничению ролей  и функций. Если же, например, это  иногда встречается, то влечет  за собой противоборство полов.  Так, например, у птичек ремезов  насиживать яйца способны и  самка, и самец, но каждый  старается взвалить эту обязанность  на другого. В результате их "переговоров" треть кладок  погибает, иногда яйца насиживает  самец, а в почти двух третях  случаев самцы пересиливают самок.  Поэтому этология относится к  идее равенства полов с большим  сомнением, обращая внимание на  то, что в истории культуры  это всегда вело к снижению  стабильности брака, потому что  ради него нужно подавлять  древние инстинкты.

           Таким образом, можно сказать,  что отношения между полами "обслуживают"  не только задачу размножения,  но и установление и поддержание  социальной иерархии. Эта задача  также переходит из животного  мира к людям, что и порождает  отношения специфической зависти,  отмечаемые в рамках психоанализа. Так, А. Адлер, вслед за К.  Хорни, также утверждал, что  существует очень много женщин, стремящихся стать мужчинами. А связано это в основном с тем, что "мужчины и мальчики чувствуют себя в семье гораздо комфортнее, их не утомляют мелочами, они намного свободнее в различных жизненных ситуациях, и эта высшая свобода мужского пола заставляет девочек чувствовать неудовлетворенность своей ролью".

            В античные времена, как отмечает исследователь древней культуры М. Фуко, отношения между полами символизировали также еще и имущественные отношения, что закрепилось в лексике, относящейся к половой жизни: так, женщины "отдаются", а мужчины "овладевают. Соответственно, потеря и обеднение для одних сопутствует символическому обогащению других, а их интересы переживаются не как взаимные, а как антагонистические.

           Итак, эволюционная теория и социальная  этология выделяют несколько  устойчивых программ специфического  для каждого пола поведения  и несколько образцов взаимодействия между мужчинами и женщинами, что в настоящее время может быть адекватно отражено только при использовании типологического анализа вариаций этого взаимодействия.

  1. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса

Итак, различия между женщинами  и мужчинами существуют, имеют  эволюционное обоснование и во многом инстинктивную природу. К настоящему времени существует также и физиологическое, построенное на изучении действия половых  гормонов, объяснение особенностей поведения  человека. Нейроандрогенетпическая  теория Ли Эллиса утверждает, что половые  различия в поведении связаны  с воздействием андрогенов (группа мужских половых гормонов, вызывающих маскулинизацию (омужествление) организма  животных и человека) на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские  гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин - эстрадиол. Существуют 2 стадии влияния половых гормонов на мозг: первая, "организационная", имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая, "активационная", - во время полового созревания. Эти  два момента характеризуются  особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучение поведения до, во время  и после пубертата (полово́е созрева́ние (также пуберта́тный период или пуберта́т) — процесс изменений в организме  ребёнка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению  рода. Половое созревание запускается  с помощью сигналов из головного  мозга к половым железам: яичкам у мальчиков и яичникам у девочек). В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем). Соответственно, типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения.

           1. Наступательное эротическое поведение:  от мужчин ждут инициативы, в  то время как женщинам проявление  эротических инициатив противопоказано,  ибо оно приходит в противоречие  с инстинктом. К. Лоренц в условиях  эксперимента вынудил самку одной  из рыбок плыть навстречу самцу,  что привело последнего в состояние  стресса, а половая щель у  него надолго закрылась. 

2. Агрессивное поведение: Впрочем, в психологии поведения животных получены данные, не соответствующие стереотипам традиционно человеческого поведения. Так, например, среди крыс у женских особей наблюдается значительно меньшая робость по сравнению с мужскими особями, причем эта тенденция наблюдалась даже после удаления половой железы у представителей обоих полов. Самки также проявляли большую половую активность, чем самцы. У некоторых видов обезьян также наблюдается поведение, отличающееся от человеческого: копуляция (соединение двух особей при половом акте) может у них инициироваться любым из полов: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое.           

Информация о работе Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса