Научное исследование, его принципы и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Структура и этапы психологического исследования 5
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
5
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния
проблемы, литературный обзор
11
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования 14
Глава 2 Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
16
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
16
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
19
2.3 Описание и представление результатов исследования 20
Глава 3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков (на базе МОУ СОШ № 100 г. Саратова)
23
3.1 Программа исследования самооценки у младших школьников
и подростков
23
3.2 Интерпретация результатов 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ММиП1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 

Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.

 

Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.

 

Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.

Имя

I

II

III

IV

V

VI

VII

Общ. показ.

Кол. показ.

Уров. самооц.

1

Сергей К.

90

65

75

55

42

55

60

442

63

высокий

2

Аня Н.

80

90

85

50

95

45

60

505

72

высокий

3

Таня М.

100

65

50

30

65

40

55

405

58

средний

4

Рома Ч.

75

50

50

40

65

55

45

380

54

средний

5

Женя П.

90

90

90

65

43

58

74

510

73

высокий

6

Дима С.

70

35

45

25

55

20

35

285

41

низкий

7

Аня Л.

80

62

60

23

56

50

50

381

54

средний

8

Лена Т.

76

66

79

80

72

79

70

522

75

высокий

9

Виталя С.

70

35

74

24

34

51

60

348

50

средний

10

Саша Т.

60

30

27

15

19

25

30

206

29

низкий

11

Оля Ш.

67

41

45

10

50

30

46

289

41

низкий

12

Вера М.

81

56

40

15

21

35

35

283

40

низкий

13

Антон Ф.

90

44

39

57

34

50

50

364

52

средний

14

Саша Б.

80

43

31

12

38

30

41

275

39

низкий

15

Леша З.

78

30

45

23

20

35

40

271

39

низкий

16

Лена В.

75

30

45

5

35

35

47

272

39

низкий

17

Яна Г.

90

60

80

56

5

79

80

450

64

высокий

18

Оля К.

70

70

45

10

90

65

70

420

60

высокий

19

Коля О.

90

50

65

25

10

65

50

355

51

средний

20

Толя К.

80

76

26

85

0

90

90

447

64

высокий

21

Слава К.

70

57

78

40

35

61

60

401

57

средний

22

Оксана В.

90

50

68

65

5

85

90

453

65

высокий

 

 

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.

Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.

Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков

В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.


Заключение

В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.

В представленной работе мы рассмотрели основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.

Изучив структуру проведения психологического исследования, можно выделить следующие принципы:

• Научность;

• Надежность;

• Валидность;

• Стандартизированность;

• Дополнительность;

• Объективность;

• Конфиденциальность.

Особое внимание уделялось использованию новейших информационных технологий в проведении психологического исследования при сборе, обработке информации и ее представлении.

Таким образом, очень важно знать структуру психологического исследования и владеть технологией его проведения.

В главе 3 проведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах средней общеобразовательной школы № 100 г. Саратова с использованием следующих методик:

1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».

2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.

Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.

Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.

 


Список использованной литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: принцип построения тестов, способы их оценки, правила применения. Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского – М.: Высшая школа, 1982.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике – Киев, 1989.

3. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003.

4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М.: Питер, 2004.

5. Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги – М.: Политиздат, 1990.

6. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник – М., 1997.

7. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001.

8. Методы исследования в психологии: Учебное пособие для вузов – М.: Высшее образование, 2006.

9. Наследов А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие – СПб.: Наука, 1999.

10. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: МГУ, 1987.

11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003.

12. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 .

13. Ребер А. Большой толковый психологический словарь – М.: Вече АСТ, 2000.

14. Романова Е. С. Графические методы в психодиагностике – СПб.: Речь, 2001.

15. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии – СПб.: Речь, 2000.

16. Суслов В. И., Чумакова Н. П. Психодиагностика: Учебное пособие – СПб.: СПбГУ, 2003.

 

Приложение 1

 

Образец бланка к методике «Лесенка»

 

Имя и фамилия _________________________________________

 


Приложение 2

 

Образец бланка к методике Демо-Рубинштейн

 

Имя и Фамилия ___________________________________________

 


Приложение 3

 

Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова

 

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

 

 

О – отец

М – мать

Д – дедушка

Б – бабушка

Б2 – брат

С – сестра

Др – друзья

У – учитель

 

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.

 

 

Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

 

 

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

 

 



[1] Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике – Киев, 1989. С. 45.

[2] Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 64.

 

[3] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 87.

[4] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 92.

[5] Ребер А. Большой толковый психологический словарь – М.: Вече АСТ, 2000. – С. 134.

[6] Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 126.

 

[7] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 96.

 

[8] Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги – М.: Политиздат, 1990. – С. 38.

[9] Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М.: Питер, 2004. – С. 142.

[10] Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник – М., 1997. – С. 57.

[11] Методы исследования в психологии: Учебное пособие для вузов – М.: Высшее образование, 2006. – С. 18.

[12] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003. – С. 38.

[13] Суслов В. И., Чумакова Н. П. Психодиагностика: Учебное пособие – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 116.

[14] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003. – С. 45.

 

[15] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 121.

[16] Наследов А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие – СПб.: Наука, 1999. – С. 34.


Информация о работе Научное исследование, его принципы и структура