Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.
Введение 3
Глава 1 Структура и этапы психологического исследования 5
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
5
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния
проблемы, литературный обзор
11
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования 14
Глава 2 Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
16
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
16
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
19
2.3 Описание и представление результатов исследования 20
Глава 3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков (на базе МОУ СОШ № 100 г. Саратова)
23
3.1 Программа исследования самооценки у младших школьников
и подростков
23
3.2 Интерпретация результатов 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Результаты выявления уровня можно представить в виде диаграммы (рис. 3).
Рис. 3 Самооценка младших школьников по методике А.В. Захарова.
Как видно, полученные результаты перекликаются с результатами методики «Лесенка».
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можно сказать, что 74% учащихся во 2 классе признает свое сходство с другими, а вот 26% считают себя уникальными.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков (учащихся 7 класса) по методике Демо-Рубинштейна приведены в таблице 5.
№ | Имя | I | II | III | IV | V | VI | VII | Общ. показ. | Кол. показ. | Уров. самооц. |
1 | Сергей К. | 90 | 65 | 75 | 55 | 42 | 55 | 60 | 442 | 63 | высокий |
2 | Аня Н. | 80 | 90 | 85 | 50 | 95 | 45 | 60 | 505 | 72 | высокий |
3 | Таня М. | 100 | 65 | 50 | 30 | 65 | 40 | 55 | 405 | 58 | средний |
4 | Рома Ч. | 75 | 50 | 50 | 40 | 65 | 55 | 45 | 380 | 54 | средний |
5 | Женя П. | 90 | 90 | 90 | 65 | 43 | 58 | 74 | 510 | 73 | высокий |
6 | Дима С. | 70 | 35 | 45 | 25 | 55 | 20 | 35 | 285 | 41 | низкий |
7 | Аня Л. | 80 | 62 | 60 | 23 | 56 | 50 | 50 | 381 | 54 | средний |
8 | Лена Т. | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 70 | 522 | 75 | высокий |
9 | Виталя С. | 70 | 35 | 74 | 24 | 34 | 51 | 60 | 348 | 50 | средний |
10 | Саша Т. | 60 | 30 | 27 | 15 | 19 | 25 | 30 | 206 | 29 | низкий |
11 | Оля Ш. | 67 | 41 | 45 | 10 | 50 | 30 | 46 | 289 | 41 | низкий |
12 | Вера М. | 81 | 56 | 40 | 15 | 21 | 35 | 35 | 283 | 40 | низкий |
13 | Антон Ф. | 90 | 44 | 39 | 57 | 34 | 50 | 50 | 364 | 52 | средний |
14 | Саша Б. | 80 | 43 | 31 | 12 | 38 | 30 | 41 | 275 | 39 | низкий |
15 | Леша З. | 78 | 30 | 45 | 23 | 20 | 35 | 40 | 271 | 39 | низкий |
16 | Лена В. | 75 | 30 | 45 | 5 | 35 | 35 | 47 | 272 | 39 | низкий |
17 | Яна Г. | 90 | 60 | 80 | 56 | 5 | 79 | 80 | 450 | 64 | высокий |
18 | Оля К. | 70 | 70 | 45 | 10 | 90 | 65 | 70 | 420 | 60 | высокий |
19 | Коля О. | 90 | 50 | 65 | 25 | 10 | 65 | 50 | 355 | 51 | средний |
20 | Толя К. | 80 | 76 | 26 | 85 | 0 | 90 | 90 | 447 | 64 | высокий |
21 | Слава К. | 70 | 57 | 78 | 40 | 35 | 61 | 60 | 401 | 57 | средний |
22 | Оксана В. | 90 | 50 | 68 | 65 | 5 | 85 | 90 | 453 | 65 | высокий |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).
Рис. 4 Самооценка у учащихся 7 класса по методике Демо-Рубинштейна.
Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа испытуемых (7 класс, подростки) по уровню самооценки поделена на три почти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой. Надо отметить, что такое положение вещей характерно для подростковых групп, ведь в данном возрасте самооценка формируется под влиянием много большего количества факторов нежели в младшем школьном возрасте.
Для наглядности сравним результаты исследования самооценки у младших школьников и подростков.
Рис. 5 Сравнение результатов исследования самооценки у младших школьников и подростков
В итоге, во 2 классе, в группе младших школьников большая доля детей имеет нормальную самооценку и меньшую долю – завышенную самооценку. Значения по заниженной самооценке почти равны.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что самооценка младших школьников и подростков различается.
Заключение
В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов, технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.
В представленной работе мы рассмотрели основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.
Изучив структуру проведения психологического исследования, можно выделить следующие принципы:
• Научность;
• Надежность;
• Валидность;
• Стандартизированность;
• Дополнительность;
• Объективность;
• Конфиденциальность.
Особое внимание уделялось использованию новейших информационных технологий в проведении психологического исследования при сборе, обработке информации и ее представлении.
Таким образом, очень важно знать структуру психологического исследования и владеть технологией его проведения.
В главе 3 проведено диагностическое исследование во 2 и 7 классах средней общеобразовательной школы № 100 г. Саратова с использованием следующих методик:
1.Исследование самооценки по методике «Лесенка».
2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, различие в самооценке младших школьников и подростков.
Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.
Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки подростков показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.
Список использованной литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование: принцип построения тестов, способы их оценки, правила применения. Пер. с англ. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского – М.: Высшая школа, 1982.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике – Киев, 1989.
3. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003.
4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М.: Питер, 2004.
5. Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги – М.: Политиздат, 1990.
6. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник – М., 1997.
7. Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001.
8. Методы исследования в психологии: Учебное пособие для вузов – М.: Высшее образование, 2006.
9. Наследов А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие – СПб.: Наука, 1999.
10. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина – М.: МГУ, 1987.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003.
12. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 .
13. Ребер А. Большой толковый психологический словарь – М.: Вече АСТ, 2000.
14. Романова Е. С. Графические методы в психодиагностике – СПб.: Речь, 2001.
15. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии – СПб.: Речь, 2000.
16. Суслов В. И., Чумакова Н. П. Психодиагностика: Учебное пособие – СПб.: СПбГУ, 2003.
Образец бланка к методике «Лесенка»
Имя и фамилия ______________________________
Образец бланка к методике Демо-Рубинштейн
Имя и Фамилия ______________________________
Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.
О – отец
М – мать
Д – дедушка
Б – бабушка
Б2 – брат
С – сестра
Др – друзья
У – учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
[1] Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике – Киев, 1989. С. 45.
[2] Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 64.
[3] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 87.
[4] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 92.
[5] Ребер А. Большой толковый психологический словарь – М.: Вече АСТ, 2000. – С. 134.
[6] Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 126.
[7] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 96.
[8] Как провести социологическое исследование /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шеренги – М.: Политиздат, 1990. – С. 38.
[9] Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – М.: Питер, 2004. – С. 142.
[10] Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник – М., 1997. – С. 57.
[11] Методы исследования в психологии: Учебное пособие для вузов – М.: Высшее образование, 2006. – С. 18.
[12] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003. – С. 38.
[13] Суслов В. И., Чумакова Н. П. Психодиагностика: Учебное пособие – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 116.
[14] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Манычева – М.: Питер, 2003. – С. 45.
[15] Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению – СПб.: Наука, 2001. – С. 121.
[16] Наследов А. Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие – СПб.: Наука, 1999. – С. 34.
Информация о работе Научное исследование, его принципы и структура