Научное исследование, его принципы и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Структура и этапы психологического исследования 5
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
5
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния
проблемы, литературный обзор
11
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования 14
Глава 2 Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
16
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
16
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
19
2.3 Описание и представление результатов исследования 20
Глава 3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков (на базе МОУ СОШ № 100 г. Саратова)
23
3.1 Программа исследования самооценки у младших школьников
и подростков
23
3.2 Интерпретация результатов 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ММиП1.doc

— 290.00 Кб (Скачать)


Глава 2. Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных

2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования

При проведении обследования должно быть учтено следующее.

Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;

- иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;

- находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);

- должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).

Во время работы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследования должен быть отдельный стол.

Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.

Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.[13]

Последовательность проведения обследования:

1. Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.

2. Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.

3. Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).

4. Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.

5. Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно быть закончено обследование.

6. Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей.

7. Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются.

8. При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения и начать решение.

9. По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих это может отвлекать или раздражать.

10. По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов.

11. Не забудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.

При проведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагносту предъявляются определенные требования.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:

• Понимать задачи эксперимента;

• Хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;

• Знать правила обработки данных и оценивания результатов;

• Уметь контролировать себя;

• Обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.

Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

Диагност в процессе исследовательской работы должен знать и соблюдать этические принципы и правила работы (специальная регламентация

деятельности и действий психолога).[14]

Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность.

Репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. Практически психологи всегда стараются уравнивать группы по возрастному и половому составу. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне суммарный объем экспериментальной и контрольной групп должен быть не менее 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах.

Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется проводить корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 респондентов. Если нет оснований ожиданий тесных связей между параметрами, но тем не менее хотелось бы доказать наличие достоверно значимых связей, то лучше брать выборку 40-50 человек.

Если в обработке данных планируется использовать факторный или компонентный анализ, выявляются факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Количество испытуемых, признаков (измеряемых параметров) и факторов – величины взаимосвязанные при математико-статистическом анализе. Надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ.

Особо следует учесть, что уже в ходе первичной обработки данных может выясниться, что некоторое количество протоколов (заполненных листов для ответа) не может быть взято в обработку. Частые причины такой отбраковки:

• нет ответов на все вопросы, задания и тому подобное;

• в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией;

• по характеру ответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию и другие.

Поэтому лучше сразу обследовать испытуемых примерно на 10 % больше требуемого объема, то есть с запасом.

 

2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования

Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.

1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения индикаторов и вообще всех средств отображения информации в автоматизированных системах.

2. Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемого или испытуемых (оценка реакций, действий, состояния и так далее), и выбора варианта программы эксперимента соизмеримы со скоростью реакций и изменений в организме и психике человека или превышают их, то управление в реальном масштабе времени дает возможность более точной оценки величины психофизиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации, диагностике и прогнозированию состояния человека и многих других параметров.

3. Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач: возможность хранения очень больших объемов информации; оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации; оперативная селекция информации одновременно по многим критериям; гибкость в переструктурировании объемов и принципов организации.

4. Обработка полученных данных. Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке эмпирических данных. Многие процедуры математической обработки могут быть реализованы только на вычислительной технике. Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления. Применение ЭВМ в психодиагностике может не только заменить ручную обработку и вычисления с калькулятором, но и дать возможность использовать мощные формализованные процедуры, например математическую теорию образов.

5. Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер представляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повышать также их использование для обучения и тренировки.

Несомненно, центральной фигурой теоретического и прикладного исследования, психодиагностической ситуации остается специалист, а основными факторами – личность специалиста, его интеллект, профессиональные знания и опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, но принципиально ничего не меняет.[15]

Значительно расширяют возможности обработки и хранения данных психологического исследования системы (программы) управления базами данных (СУБД). Весьма удобны пользовательские программы работы с электронными таблицами «Excel», «Paradox», «Statistica» функционирующие в среде Windows.

 

2.3 Описание и представление результатов исследования

Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.

Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения при помощи фигур (секторов, столбцов и тому подобное), площади которых пропорциональны этим величинам.

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Здесь могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков, событий или качеств.[16]

Секторная диаграмма – диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4. Для обозначения величин, значений следует использовать разные элементы (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и тому подобное).

Гистограмма (столбчатая диаграмма) – графическое представление плотности распределения, при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков).

На заключительных шагах психологического исследования очень важно привести в соответствие новые результаты и существующие взгляды на изучаемый феномен. Интерпретируя полученные результаты, необходимо помнить, что любой изучаемый психический феномен является частью целого.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги психологического исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено в ходе работы.

Выводы должны быть конкретными, пишутся в форме утверждений.

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Здесь подчеркивается актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркивается перспективность использованного подхода, высказывается предположение о возможных путях его модификации, целесообразность применения тех или иных методов и методик и тому подобное. Также указывается практическая, научная, социальная ценность результатов работы.

В раздел Приложения выносятся таблицы с данными, которые дополняют основные результаты; занимающими центральное место в используемых доказательствах; вспомогательный материал: протоколы опытов, описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов; инструкции, методики; иллюстрации вспомогательного характера и тому подобное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков (на базе МОУ СОШ № 100 г. Саратова)

3.1 Программа исследования самооценки у младших школьников и подростков

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ  № 100  г. Саратова общеобразовательной школы. Исследование младших школьников проводилось во 2 «А» классе, исследование подростков – в 7 «А».

Цель – изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.

Объект исследования: личностная сфера детей.

Информация о работе Научное исследование, его принципы и структура