Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть основные вопросы планирования и организации психологического исследования, его проведения, выбора методов и методик, организации сбора данных и их последующей обработки.
Введение 3
Глава 1 Структура и этапы психологического исследования 5
1.1 Общая схема и структура психологического исследования
5
1.2 Психологическое исследование: этапы, изучение состояния
проблемы, литературный обзор
11
1.3 Выбор методов и методик психологического исследования 14
Глава 2 Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных
16
2.1 Организация, процедура и выборка психодиагностического обследования
16
2.2 Использование компьютера в проведении психологического исследования
19
2.3 Описание и представление результатов исследования 20
Глава 3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков (на базе МОУ СОШ № 100 г. Саратова)
23
3.1 Программа исследования самооценки у младших школьников
и подростков
23
3.2 Интерпретация результатов 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 36
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника и подростка.
Задачи диагностической работы:
1. подобрать диагностические методики
2. провести диагностику
3. обработать полученные результаты
4. сделать выводы
Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.
Таблица 1 – Состав учащихся во 2 «А» класса
№ п\п | Имя | № п\п | Имя |
1 | Вася М. | 12 | Сережа Л. |
2 | Катя Н. | 13 | Вера К. |
3 | Рома Ц. | 14 | Вика Н. |
4 | Антон Ш. | 15 | Лера С. |
5 | Лена М. | 16 | Таня Б. |
6 | Оксана Р. | 17 | Рита К. |
7 | Лена Р. | 18 | Оля Я. |
8 | Оля П. | 19 | Коля М. |
9 | Максим В. | 20 | Витя О. |
10 | Денис К. | 21 | Света С. |
11 | Леша К. | 22 | Аня Ш. |
23 | Галя Н. |
Таблица 2 – Состав учащихся в 7 «А» классе
№ п\п | Имя | № п\п | Имя |
1 | Сергей К. | 12 | Вера М. |
2 | Аня Н. | 13 | Антон Ф. |
3 | Таня М. | 14 | Саша Б. |
4 | Рома Ч. | 15 | Леша З. |
5 | Женя П. | 16 | Лена В. |
6 | Дима С. | 17 | Яна Г. |
7 | Аня Л. | 18 | Оля К. |
8 | Лена Т. | 19 | Коля О. |
9 | Виталя С. | 20 | Толя К. |
10 | Саша Т. | 21 | Слава К. |
11 | Оля Ш. | 22 | Оксана В. |
Для исследования самооценки у младших школьников использовались методики «Лесенка» и методика определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову.
Для исследования самооценки у подростков использовались методика Демо-Рубинтшейн.
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).
Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
Для исследования уровня самооценки у подростков применялся адаптированный вариант методики Демо-Рубинштей.
Методика Демо-Рубинштейн
Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики (Приложение 2), оглашается инструкция и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( - ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова
Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в Приложении 3.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест №2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест №3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест №4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест №5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования во 2 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике «Лесенка»
№ | Имя | Самооценка |
1 | Вася М. | нормальная |
2 | Катя Н. | нормальная |
3 | Рома Ц. | заниженная |
4 | Антон Ш. | нормальная |
5 | Лена М. | завышенная |
6 | Оксана Р. | завышенная |
7 | Лена Р. | нормальная |
8 | Оля П. | нормальная |
9 | Максим В. | нормальная |
10 | Денис К. | завышенная |
11 | Леша К. | заниженная |
12 | Сережа Л. | нормальная |
13 | Вера К. | заниженная |
14 | Вика Н. | завышенная |
15 | Лера С. | завышенная |
16 | Таня Б. | нормальная |
17 | Рита К. | нормальная |
18 | Оля Я. | нормальная |
19 | Коля М. | заниженная |
20 | Витя О. | заниженная |
21 | Света С. | нормальная |
22 | Аня Ш. | заниженная |
23 | Галя Н. | заниженная |
В результате, у 11 школьников (48%) – нормальная самооценка, у 5 (22%) – завышенная, у 7 (30%) – заниженная.
Наглядно эти данные можно посмотреть на рисунке 1.
Рис. 1 Самооценка у младших дошкольников по методике «Лесенка»
Анализ самооценки по уровням и полу ребенка привели следующим результатам (см. рис. 2).
Рис. 2 Количество детей, выраженное в процентах, разбитое по уровням самооценки и полу
Получается, что у девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Это подтверждает теоретические положения. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.
Результаты исследования эмоциональной самооценки по методике А.В. Захарова приводятся в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования младших школьников по методике А.В. Захарова
№ | Имя | Ур. самооценки | Отношение с близкими людьми | Социальная заинтересованность | Индивидуализация |
1 | Вася М. | средняя | Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
2 | Катя Н. | средняя | Допускает давление мамы, отца и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
3 | Рома Ц. | низкая | Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки, брата, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
4 | Антон Ш. | средняя | Допускает давление отца, матери, бабу., дед., оказывает тдавление на друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
5 | Лена М. | высокая | Допускает давление матери, отца, оказывает давление на друзей, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
6 | Оксана Р. | высокая | Допускает давление отца, оказывает давление на друзей, сестру, маму | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
7 | Лена Р. | средняя | Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
8 | Оля П. | низкая | Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
9 | Максим В. | низкая | Допускает давление брата, матери, отца, баб. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
10 | Денис К. | высокая | Допускает давление брата, матери, отца, друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
11 | Леша К. | средняя | Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
12 | Сережа Л. | средняя | Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
13 | Вера К. | низкая | Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
14 | Вика Н. | средняя | Допускает давление матери и отца, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
15 | Лера С. | высокая | Допускает давление отца, учителя. Оказывает влияние мамау, сестру, друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
16 | Таня Б. | средняя | Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
17 | Рита К. | средняя | Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
18 | Оля Я. | средняя | Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
19 | Коля М. | средняя | Допускает давление отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
20 | Витя О. | низкая | Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
21 | Света С. | средняя | Допускает давление мамы и отца, учителя; Оказывает давление на баб., дед., брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
22 | Аня Ш. | низкая | Допускает давление брата, отца, матери, учителя; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
23 | Галя Н. | низкая | Допускает давление отца, матери, учителя, бабушки, дедушки; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
Информация о работе Научное исследование, его принципы и структура