Наследственность и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Интеллект – система психологических механизмов, обуславливающая возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности.

Содержание

1. Основные понятия темы.
2. Природа наследственности
3. О действии генотипических и средовых факторов.
4. О физических факторах интеллекта.
5. Феномен умственной одаренности.
6. IQ и гены.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии одаренных детей.docx

— 37.82 Кб (Скачать)

   Исследователи неизменно отмечают, что умственно  одаренные дети отличаются крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, у них повышенный потенциал «умственной энергии» (Ч. Спирмен,                            А.Ф. Лазурский), сильная подвижная и, как правило, уравновешенная нервная система.

   Составляя необходимое условие генезиса высокой  умственной одаренности, благоприятные  биологические задатки не являются, однако, условием достаточным. Необходима одновременно столь же благоприятная культурно-воспитательная среда. При определенных обстоятельствах неординарные биологические задатки могут способствовать возникновению асоциальной направленности.

   Сущность  умственной одаренности, она предстает  перед нами как явление тотального превосходства в умственной сфере. Имеется в виду как количественную характеристику (опережение в отношении возрастных норм умственного развития), так и качественный его аспект, т.е. как развитии, гораздо более богатое в содержательном отношении. При этом обе стороны дополняют друг друга.

   Стал  известен веский аргумент в пользу концепции социальной наследственности. Сотрудники Института реализации человеческого  потенциала из Филадельфии Р. Нортон и Г.Домен сообщили о поразительных  результатах умственного воспитания малолетних детей, осуществляющегося  по разработанной ими методике. «Годовалые дети легко и быстро решают любую  задачу на сложение, вычитание, умножение  или деление в пределах 100. Двух- и трехлетние дети могут столь  же успешно справляться с  тестовыми алгебраическими задачами и числами практически любой величины. Родители этих детей были проинструктированы, как создавать для них богатую среду, богатую как сенсорной информацией, так и возможностями для развития двигательных функций». 

      Говорить  о врожденности и неизменности интеллекта не значит постулировать существование  генов интеллекта. Взаимосвязь между  такими качествами, как врожденность, неизменность и генетическая обусловленность, более сложная, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, врожденное не означает генетическое. Из имеющихся с момента рождения физических и физиологических различий между людьми многие вызваны не генетическими различиями, а особенностями развития. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития нервных связей в мозге зародыша могут привести к существенным различиям в умственной деятельности. Во-вторых генетическое не означает неизменное, что постоянно подчеркивается. Действие генов является прямым ответом на средовые сигналы, а комплексное развитие и метаболизм целостного организма поддерживают его в постоянном взаимодействии с внешним миром. В-третьих, врожденное не означает неизменное. «Синие младенцы», рожденные с анатомическими дефектами кровообращения, могут стать после хирургического вмешательства совершенно здоровыми людьми.

      Эти факты не поднимались психологами, которые обычно полагали, что если интеллект действительно врожден, то он должен быть и генетически  задан, а если так, то должен быть и  неизменен.

      Из  всего вышеизложенного следует  вывод, что эта проблема еще долго  будет оставаться открытой. И будет  служить ареной для споров многих психологов и людей, занимающихся проблемой наследственности и интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

    Список  используемой литературы: 

  1. А. Анастази Дифференциальная психология
  2. А.И. Савенков Одаренные дети в детском саду и школе М., 2000
  3. Е.С. Виноградов О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии 1989г. № 6.
  4. Психология индивидуальных различий // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтр и В.Я. Романова М., 2000
  5. Психолого – педагогический словарь. Мн., 2006
  6. Ю.З. Гильбух, О.Н. Гарнец Феномен умственной одаренности// Вопросы психологии 1990г. № 4

Информация о работе Наследственность и интеллект