Наследственность и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Интеллект – система психологических механизмов, обуславливающая возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности.

Содержание

1. Основные понятия темы.
2. Природа наследственности
3. О действии генотипических и средовых факторов.
4. О физических факторах интеллекта.
5. Феномен умственной одаренности.
6. IQ и гены.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии одаренных детей.docx

— 37.82 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

Белорусский государственный университет имени  М. Танка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу  «Психология одаренных детей»

«Наследственность и интеллект» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 312 учебной группы

                                                   факультета дошкольного образования 

                                                      заочной формы получения образования

                                            Хаменко Светлана Станиславовна

                     
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2009 

Тема: «Наследственность и интеллект»

   

  1. Основные понятия темы.
  2. Природа наследственности
  3. О действии генотипических и средовых факторов.
  4. О физических факторах интеллекта.
  5. Феномен умственной одаренности.
  6. IQ и гены.
  7. Список литературы.

 

Интеллект – система психологических механизмов, обуславливающая возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности. В.Штерн «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности». Д.Векслер определяет интеллект как комбинированную и глобальную способность индивида к адекватным поступкам, здравому мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью. Дж.Томпсон считает, что «интеллект – это прямо идентифицируемое психическое качество, а всего лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует определенные поведенческие проявления».

      Основные  подходы, для каждого из которых  характерна определенная трактовка  природы интеллекта.

     1.Социо-культурный подход: интеллект как результат социализации, а также влияние культуры в целом (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);

     2. Генетический подход: интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром (Ж. Пиаже);

     3. Процессуально-деятельстный подход: интеллект как особая форма человеческой деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л.А. Венгер, О.К. Тихомиров);

     4. Образовательный подход: интеллект как продукт целенаправленного обучения (А.Стаатс, Н.А. Менчинская);

     5. Информационный подход: интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (Г. Айзенк, Э. Хант);

     6.  Феноменологический подход: интеллект как особая форма содержания сознания (В. Келер, Р.Глезер, Р. Мейли);

     7. Структурно-уровневый подход: интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова).

      8. Регуляционный подход: интеллект как условие контроля мотивации (Л. Терстоун, Р. Стернберг).

      Работа  интеллекта и развитие интеллекта зависят от целого ряда факторов: социо-культурных, личностных, нейрофизиологических); существуют многообразные функциональные свойства интеллекта: уровень обобщения слов, сформированность мыслительных операций, обучаемость, сформированность когнитивных навыков, скорость переработки информации, элементарные информационные процессы, переструктурирование познавательных образов, тип организации знаний, соотношение познавательных процессов, контроль потребностей. 
 
 

Наследственность – свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Человеческая наследственность определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, индивидуально-психические особенности. Материальные носители наследственности  - гены – участки дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), молекулы которой заключены в хромосомах всех клеток организм, т.е. сумма наследственных факторов, которые получены им от родительского поколения.  

Генотип. Термин «генотип» образован то двух греческих слов genos - происхождение и tipos – форма, образец. Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученную от родителей. Иначе говоря, генотип - это информация, записанная в молекулах ДНК. 

Среда. Под термином «среда» понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комплекс можно условно поделить на «макросреду» и «микросреду». К факторам «макросреды» обычно относят такие глобальные средства воздействия, как «особенности национальной культуры», «специфику социально-политического общества», «географическую среду» (климат, особенности рельефа местности). К факторам «микросреды» следует отнести все то, что с чем ребенок вступает в непосредственный контакт: «семья», «школа», «сверстники» - ближайшее окружение. Эти факторы относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.  

          Что подразумевается под термином «наследственность». Естественно, что первой мыслью, возникающей  при этом, является предположение, что  понятие «наследственность» означает наследственность биологическую.

          Индивидуальная  наследственность человека в основном состоит из особых генов, которые  он получает от родителей при зачатии. Чтобы оказывать определенное влияние, фактор наследственности должен, таким  образом, иметь особый ген или  комбинацию генов.

          Гены  группируются в хромосомы. Хромосомы  соединены попарно, два члена  каждой пары сходны между собой по своему проявлению и функции Число  хромосом в каждой клетке в целом  постоянно для каждого вида, но отличается у разных видов. Каждая человеческая клетка содержит 48 хромосом (24 пары).

          Каждый  индивид начинает свою жизнь с одной клетки – это оплодотворенная яйцеклетка. Эта клетка делится на две дочерние клетки, каждая из которых снова делится и т.д. до тех пор, пока миллионы клеток не становятся зрелым организмом. Во время процесса клеточного деления, известного как митоз, каждая хромосома внутри клеточного ядра удваивается, разрываясь на две части, и каждая клетка, возникшая в результате такого деления, получается идентичный набор хромосом. Все клетки тела, таким образом, имеют одинаковую наследственность. Из одних клеток развиваются глазные клетки, из других – кожа, кости и т.д. в зависимости от влияния клеточного окружения. Следуя изначальной клеточной дифференциации, гены по-разному взаимодействуют с клеточным окружением, вызывая последующее специализированное развитие различных клеток.

          Наследственной  основой индивидуальных различий является почти бесконечное разнообразие возможных генных комбинаций, особенно в таком сложном организме, как  человек. Во-первых, необходимо отметить, что в целом даже простые свойства человека зависят от совокупного  влияния большого числа генов. Во-вторых, родительские клетки, принимающие участие  в процессе зачатия, содержит различные  комбинации генов. В-третьих, когда  клетки двух организмов, материнского и отцовского, соединяются для  создания нового организма, то тем самым  они еще больше увеличивают разнообразие возможных генных комбинаций. Из этого  следует, что двое детей от одних  родителей, то есть братья или сестры, не могут иметь одинаковую наследственность.

          Простейшей  иллюстрацией механизма наследственности могут служить единичные факторы, зависящие от одной-единственной пары генов. Примером такого единичного фактора  является альбиносность, или отсутствие пигментации в глазах, волосах и на коже. Если индивид получил ген альбиносности от каждого из своих родителей, он сам станет альбиносом.

 

          Экспериментальные исследования генотипических и средовых детерминант в вариативности  интеллектуальных функций, креативности, когнитивных функций ведутся с начала ХХ в. в рамках «психогенетики» - науки, родившейся на стыке генетики и психологии. Одним из основных методов исследования в психогенетике являются предложенные еще                 Ф. Гальтоном методы изучения родственников (детей и родителей, братьев и сестер). одним из самых популярных и наиболее надежных является «близнецовый метод».

          По  результатам психогенетических  исследований (20-30-х годов) генотипические факторы рассматривались как доминирующие. На их долю отводилось в среднем 80% и более, уровень развития интеллекта (определенный по системе IQ) на 80% зависит от генотипа и только на 20% от средового влияния.

          Позднее, в 80-х годах, представления об этом соотношении несколько изменились. Доля генотипа, по данным экспериментальных  исследований, колеблется от 70% до 65%, т.е. генотипические факторы по0прежнему рассматриваются как доминирующие, однако представления о роли среды изменилось в сторону ее увеличения.

          Вводятся  понятия «межличностная среда», «внутрисемейная  среда», «близнецовая среда, «материнский эффект». Это дало возможность углубить экспериментальные исследования и  сделать ряд очень важных выводов. Например, о том, что средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. ПО отношению к ней внешняя, культурная среда выступает скорее как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие.

          Особый  интерес представляет экспериментальное  исследование Л.Уиллерман, описанное в аналитическом обзоре И.В.Равич-Щербо. В исследовании участвовали испытуемые, резко различающиеся по уровню интеллекта. Были обследованы две группы приемных детей:

          дети, у которых IQ их биологических матерей превышал 120 баллов (обычно квалифицируется как верхний предел нормы);

          дети, IQ биологических матерей которых был ниже 95 баллов (т.е. нижний порог нормы).

          В первой группе у 44% детей IQ был выше 120, и не оказалось ни одного ребенка с уровнем интеллекта ниже нормы (95 баллов). Во второй группе у большинства детей показатель интеллекта оказался ниже 95, и не нашлось ни одного ребенка, IQ которого превысил бы 120 баллов. Эти данные красноречиво свидетельствуют о влиянии генетических предпосылок на различия в интеллекте у детей, живущих примерно в равных условиях.

      Иные  результаты получены при исследовании зависимости от генотипа специальных  способностей. Большая часть исследователей также на основе экспериментальных  данных делают вывод о том, что  специальные способности менее  зависимы от генотипа и в большей  мере определяются влияниями среды. Доля генотипической обусловленности специальных способностей, по данным большинства исследований последнего времени, колеблется в интервале 40-50%.

      Данные  о степени зависимости ряда  различных признаков от наследственных факторов (Ф.Айала и Дж. Кайгер) 

    п/п

    Признак Наследуемость  (%)
    1 Телосложение  0,81
    2 рост в положении  сидя 0,76
    3 Масса 0,78
    4 Головной индекс 0,75
    5 Ментальный (умственный) возраст (по А. Бине) 0,65
    6 IQ (по А.Бине) 0,68
    7 IQ (по Отису) 0,80
    8 Вербальные  способности  0,68
    9 Арифметические  способности  0,12
    10 Способности к  естественным наукам 0,34
    11 Способности к  истории и литературе 0,45
    12 Орфографические способности  0,53

Информация о работе Наследственность и интеллект