Наследственность и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Интеллект – система психологических механизмов, обуславливающая возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности.

Содержание

1. Основные понятия темы.
2. Природа наследственности
3. О действии генотипических и средовых факторов.
4. О физических факторах интеллекта.
5. Феномен умственной одаренности.
6. IQ и гены.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии одаренных детей.docx

— 37.82 Кб (Скачать)
 

      Дружинин  В.Н. делает следующие выводы: «роль  генотипа в детерминации вариации способностей больше, чем роль среды, если:

  1. способность является общей, а не специальной;
  2. способность тесно связана с общим интеллектом;
  3. способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой;
  4. способность является специфически человеческой, видовым признаком «Homo sapiens»

   Рассматривая  проблему генотипической и средовой детерминации развития психики человека, нужно отметить два принципиально  важных момента. Большинство методов  психогенетики позволяет получить данные не о наследуемости той или иной изучаемой характеристики, а о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.

   Само  по себе признание факта генотипической обусловленности вариативности  когнитивных функций вообще и  интеллекта в частности не означает признания невозможности их развития под влиянием средовых факторов.

   Чем больше специалисты изучают генетику, тем больше обнаруживают  связей между генотипическими особенностями  и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом.

 

   Одаренность, в особенности ярко выраженная, может  быть результатом «ошибки природы» при делении клетки и репликации генетического материала. Некоторые  отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит, и некоторые преимущества перед другими организмами.

   Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие  изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями. Факторы, вызывающие мутации, называют мутагенами. Выделяют обычно мутагены трех категорий:

   физические (радиация, электромагнитное излучение, давление, температура);

   химические;

   биологические (бактерии и вирусы). 

   Факторы среды, такие, как радиационный фон, геомагнитное поле, атмосферное давление, как выясняется, могут оказывать  существенное влияние на формирование мозговых структур ребенка на ранних этапах его развития и тем самым  влиять на умственные способности человека.

  1. Радиостимуляция задатков

   Умственные  задатки во многом зависят от анатомо-физиологических  особенностей мозга человека. Причем для развития способностей важны не столько количественные параметры мозга (вес, форма), сколько качественные (свойства нейронов, характер связей между ними). Задатки как потенциал способностей являются врожденными, генетически обусловленными, хотя и неоднозначно.

   Наиболее  сильное положительное действие стимулирующее облучение оказывает  тогда, когда оно приурочено к  ключевым моментам жизни организма6 зачатию, рождению, половому созреванию, поскольку в эти моменты происходит больше всего включений и переключений генетических программ онтогенеза, многие из которых неоднозначны, т.е. имеются в нескольких вариантах. Если в момент включения генетической программы облучение слабо, развитие пойдет в соответствии со слабым вариантом программы (низкая жизнеспособность организма). Если же облучение достаточно сильно, развитие будет определяться сильным вариантом (высокая жизнеспособность организма).

   Повышение жизнеспособности организмов под действием  стимулирующих доз ионизирующего  излучения (радиостимуляция задатков) – это ярко выраженный общебиологический эффект. Он характерен и для растений, для животных. Причем особенно усиливается то главное качество организма, на выработку которого была направлена его эволюция.

         Если это так, то оптимальное облучение человеческого  плода или младенца должно приводить  к улучшению его умственных задатков, поскольку главным в эволюции человека было быстрое совершенствование  его мозга, ни один орган человеческого  тела не развивается быстрее, чем  мозг.

   Предполагаемое улучшение умственных задатков младенцев под действием благоприятных факторов среды назовем младенческим просветлением, а объяснение этого явления действием проникающих излучений будем именовать лучевой гипотезой. 

  1. Кислородный эффект.

   Южноафриканские врачи заметили, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рождались дети, заметно опережавшие  сверстников по темпам и уровню умственного  развития. И наоборот, хорошо известно, что при гипоксии рождаются дети, отстающие в умственном развитии.

   В радиостимуляции задатков свободные радикалы играют положительную роль, активируя геном и метаболизм клеток. В частности, при повышенном содержании в облучаемом организме кислорода фоновые дозы радиации могут стать стимулирующими.

   Следует отметить, что содержание кислорода  в организме увеличивается с  ростом атмосферного давления. Поэтому  в дни повышения давления биологическое  действие фоновой радиации усиливается, а в дни понижения давления ослабляется.  

  1. Рождаемость одаренных людей  в 11-летнем солнечном  цикле.

   Этот  цикл характеризуется сильными колебаниями  относительного числа солнечных  пятен. Была подсчитана частота рождения членов каждой группы в годы разной солнечной активности. Результат получился один и тот же: в годы умеренного солнца одаренных людей рождается больше, чем в годы пассивного и активного солнца, в среднем на 10%.  Следовательно, солнечная активность влияет на рождаемость одаренных людей.

   Время от времени на Солнце происходят мощные вспышки. При попадании Земли  в струю потоков ее геомагнитное поле сильно возмущается, а радиационный фон в результате возрастает на 100-1000%. Происходят они преимущественно в годы «умеренного солнца». Именно они, согласно «лучевой гипотезе», содействуют повышению числа рождаемости одаренных детей. 

  1. Особенность дня рождения.

   Нейронные микросети в мозгу ребенка появляются в самом конце его внутриутробного развития. Естественно ожидать, что наиболее сильное влияние на умственные задачи человека солнечная активность оказывает около дня рождения. Для формирования хороших умственных задатков действительно важна благоприятная солнечная активность именно в день рождения и в его близкой окрестности. В исследовании была выяснена зависимость склонностей человека от характера солнечной активности в день его рождения.  
 

  1. Сезонность  в рождаемости  одаренных людей.

   Среди людей рождающихся зимой, процент  одаренных больше, чем среди людей  рождающихся летом, причем для особо  одаренных этот процент выше, чем  для просто одаренных.

   Некоторые склонны видеть причину сезонной неравномерности рождения одаренных  людей в действии календарных  социальных факторов (обычаи, религиозные  обряды). Другие считают весну всеобщим биологически обусловленным временем зачатий и выводят неравномерность  рождений из этого правила. Однако его  нельзя распространить на человека, который  уже давно освободил себя от необходимости  приспосабливаться к среде биологически, по крайней мере в деле воспроизводства.

   Лучевая гипотеза объясняет годовое изменение  рождаемости одаренных людей  не только качественно, но и количественно.

   Согласно  этой гипотезе, естественно предположить, что сезонность в рождаемости  одаренных людей обусловлена  сезонными вариациями солнечного и  кислородного факторов. Первых их них  характеризуется средним за много  лет среднемесячным значением индекса  геомагнитной возмущенности, второй –  средним за много лет значением  перепада атмосферного давления.

   Следует отметить, что зимой скачки атмосферного давления бывают более резкими  и  случаются чаще, чем летом, потому что зимний контраст температур между  умеренными широтами и экватором  значительно больше летнего. Соответственно, в низких широтах годовой ход  перепада давления более плавный, чем в высоких широтах. Отсюда, видимо, и широтный эффект в рождаемости одаренных людей. 

  1. Вековой ход рождаемости  одаренных людей.

   Обнаруженный  астрономами 58-летний солнечный цикл оказывает влияние и на рождаемость  одаренных людей. Максимумы рождаемости  талантов приходятся на минимумы солнечной  активности, и наоборот. В годы длительных понижений активности, и наоборот. В годы длительных понижений солнечной активности пятна располагаются ближе к экватору Солнца, и вероятность попадания Земли в струю потока заряженных частиц возрастает.

   Астрономами выявлена закономерность: в эпохи  длительно пониженной активности Солнца в обществе возникают и развиваются многие прогрессивные явления, и наоборот, эпохи длительно повышенной активности Солнца – это время застоя в общественном развитии и упадка культуры.

     Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фоновой радиации и развивается до нормы. При этом небольшая часть особей рождается либо при повышенном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. Соответственно, первые («передовики») как бы более продвинуты по пути эволюции, а у вторых («отстающих») более выражены старые черты, вплоть до атавизмов. Иначе «передовики» - это гении, а «отстающие» - дебилы.

Границы между  генотипом и средой теоретически существует, но реально сказать, где  заканчивается действие генотипа и  начинается действие среды практически  невозможно. В последние годы биологи  и врачи все больше говорят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешательства в генотип.  

         Как известно, умственно  одаренными именуются дети, интеллектуальное развитие которых характеризуется прежде всего значительным опережением возрастных норм. Конечно термин «одаренный ребенок» нельзя признать удовлетворительным, поскольку в нем отчетливо слышится указание на некий дар, полученный при рождении, а сложная проблема детерминации повышенного умственного развития воспринимается в результате этого как заранее решенная в духе абсолютного превалирования биологической детерминации.

   Проблема  умственной одаренности издавна служит той главной ареной, на которой оттачивает свое теоретико-методологическое оружие нейтивизм с его тезисом о безоговорочности, неизбежности реализации биологических, в том числе генетических, потенций. «Если человек одарен обширною умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться». Путем применения так называемого генеалогического метода Ф. Гальтону удалось показать, что выдающиеся люди часто имели выдающихся родителей и что по мере уменьшения степени родства уменьшается и связь между талантливостью родственников.

   Л.М. Термен запланировал провести лонгитюдинальное исследование 1000 одаренных детей. При этом выяснялись социальный статус и образовательный уровень родителей. В 1921 г. было обследовано 150 семей. Хотя было констатировано, что «большинство» испытуемых имели преимущество в культурном влиянии со стороны родителей, общий вывод свелся  к тому, что «решающее значение имеет наследственность». Этот вывод представляется тем белее немотивированным, что лишь в половине обследованных семей один из родителей имел профессию, требующую высшего образования. Спрашивается, как могла произойти передача выдающегося интеллекта по механизму генетической наследственности в остальных семьях, если он не был сформирован у родителей?

   Ф. Гальтон и Л.М. Термен знали лишь один вид наследственности – генетический, но факты, на которые опирался первый из них, легко могут объяснены – по крайней мере, частично – наследственностью совсем другого рода  - социальной. На существование такой наследственности впоследствии указали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, подразумевая под данным термином влияние на умственное развитие ребенка особо благоприятной в культурном отношении семейной среды. Только этим фактором и могут быть объяснены данные, полученные в упомянутом исследовании Л.М. Термена.

   Попытки свести генезис умственной одаренности  к механизму генетической наследственности как исчерпывающему опровергается  современной генетикой. «Наука не имеет  доказательств того, что крайняя  форма содержательности высших психических  действий человека – гениальность – якобы требует набора особых «генов интеллекта».

Информация о работе Наследственность и интеллект