Насилие в семье как социально - педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.
В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физически наказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились и не любили

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    Работа социального педагога с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно.

    Этап 1. На основании сигнала об ущемлении  интересов ребенка социальный педагог  производит первичную оценку ситуации.

    Этап 2. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психологический диспансеры, районное отделение милиции, соседей и т.д.

    Этап 3. Сбор информации завершается обобщением полученных данных.

    Этап 4. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомления беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе.

    Этап 5. Далее следует первая встреча  с проблемной семьей.

    Этап 6. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при  отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейший действиях в отношениях данной семьи.

    Этап 7. Независимо от решения вопроса  о пребывании ребенка в семье  или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций.

    Этап 8. Далее следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания.

    Этап 9. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

    Готовность  родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует  об их стремлении сохранить ребенка  в семье. 

    Для того, чтобы выявить подвергся ли данный ребенок насилию или нет, необходимо установить контакт с ребенком. Для этого необходимо:

  1. Создать доверительное отношение (ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику).
  2. Разговор будет менее болезненным для ребенка, если между ним и взрослым достигнуто доверие. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника. Беседа должна преследовать две цели: добиться доверия со стороны ребенка и получить как можно больше нужной информации.

    Проведение  диагностических методик позволяет  выявить специфические черты  личности данной категории. Диагностические методики направлены на выявление особенностей характера и личности ребёнка, определение круга общения, отношения к окружающим людям, самооценки, на определение состояния эмоциональной сферы, на изучение межличностных отношений в классе, внутрисемейных отношений.

    Мы  предлагаем такой диагностический метод как тестирование.

    Тест  для детей «Рисунок семьи»

    Тест  предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет  прояснить отношения ребенка  к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. [ПРИЛОЖЕИЕ А]

    Семейную  ситуацию, которую родители оценивают  со всех сторон положительно, ребенок  может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

    Для того чтобы выяснить какое отношение  родителей к своему ребенку мы предлагаем следующие тесты.

    Тест  для родителей «Какой вы родитель?» [ПРИЛОЖЕНИЕ Б]

    Этот  тест позволяет выявить на сколько  важен ребенок родителям и  сколько уделяется времени их чаду.

    Тест  для родителей «Я и мой ребенок» [ПРИЛОЖЕНИЕ В]

    Данный  тест дополнит представление родителей  о них самих как о родителях  и поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

      Жестокое  обращение с детьми включает в  себя любую форму плохого обращения  со стороны родителей, опекунов, педагогов  и т. д. по отношению к ребенку.

      Причинами этого является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как враждебные массовые действия, направленные на причинение физического, психологического вреда или ущерба или даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей.

      Проявление  агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его — на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования.

      В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения во многих случаях не осуждается окружающими. В результате агрессия не столько преодолевается, сколько трансформируется и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных действий.

      Агрессивность и жестокость в воспитании детей  формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать  семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Использование физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели.

      Детям, страдающим от жестокого обращения, приходится не только сталкиваться с вспышками гнева своих родителей, но и приспосабливаться к обстоятельствам окружающей среды, которые создают преграды в развитии ребенка. К таким негативным факторам относятся разлука с членами семьи, напряженные отношения в семье, отсутствие возможностей для учебы и т. д.

      Жестокое  обращение с детьми может вызвать  непредсказуемые последствия. У  таких детей возникают многочисленные проблемы: задержка речи, антисоциальное поведение и т. п. Жестокое обращение  задерживает процессы развития ребенка, что приводит к появлению проблем, связанных с его социальной адаптацией.

      Проблема  жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская, в большей степени это социальная проблема, которая должна быть решена на государственном уровне с привлечением квалифицированных специалистов, в том числе юристов. Вместе с тем должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам.

      Последствия, вызванные жестоким обращением с  детьми, можно разделить на четыре группы: нарушения настроения и эмоциональных  реакций; проблемы, связанные с посттравматическим стрессом; нарушения сексуальной адаптации; криминальное и антисоциальное поведение.

      Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать  следующие выводы.

      Жестокое  обращение с ребенком:

      — деформирует нормальный процесс  его развития;

      — нарушает привязанность между младенцем и матерью или отцом, или человеком, осуществляющим воспитание ребенка;

      — вызывает дискомфорт у ребенка и  тормозит развитие навыков регуляции  эмоций и поведения, которая понимается как способность модулировать или  контролировать интенсивность и экспрессию чувств и импульсов;

      — способствует формированию недостаточной  чуткости по отношению к другим, обуславливает возникновение проблем, связанных с эмпатией, межличностным  доверием и настроением;

      — приводит к проблемам с социальной адаптации, коммуникации, школьной успеваемости, самоконтроля и агрессивного отношения к сверстникам;

      — приводит к серьезным негативным последствиям, сохраняющимся в зрелом возрасте; оно может стать причиной расстройства настроения, посттравматического  стрессового расстройства, источником проблем сексуальной адаптации  и привести к преступному и  антисоциальному поведению.

    Подобранные нами тесты, позволяют найти хотя бы намек на ненормальное отношение к ребенку в семье. Что позволит провести дальнейшие диагностики.


Информация о работе Насилие в семье как социально - педагогическая проблема