Насилие в семье как социально - педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.
В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физически наказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились и не любили

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

       Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. - может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны.

  1. Психологическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению определенных негативных черт характера или же тормозящее личностное развитие. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
  2. В последние время выделяют еще такую форму как доведение до самоубийства.
  3. Выделяется такая форма жестокости как торговля детьми.

    В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

     Некоторые родители оправдывают плохое обращение  с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей  может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи  считают, что такие родители в  детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.

     Задача  социального педагога – создать  педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются  к воспитателю. 
 
 
 
 
 

  1. Работа с детьми, пережившими насилие в семье.
 
    1. Психологическая работа с детьми, пережившими насилие в семье.
 

     О важности межличностных отношений  ребенка и «помогающего» взрослого  говорила еще Анна Фрейд: «Что бы мы ни начинали делать вместе с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, - мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит, тем прочнее должна быть эта связь» [15, с.14]

     Социальный  педагог должен не только учитывать  отношение ребенка к себе, но и  овладеть искусством создавать эти  отношения, педагогически целесообразно  выстраивать их.

     Каковы  же должны быть эти отношения? Ответ  однозначен: если во «взрослой» терапии возможно добиться положительных результатов как при положительном, так и при отрицательном переносе (трансфере), то при работе с детьми обязательным является «положительное перенесение», нежная привязанность, во многом напоминающая отношение ребенка к матери.

     И первый шаг, который необходимо сделать  навстречу ребенку, это принять  его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению  к окружающим людям, какой бы она  ни была. Стоит повторить слова  Анны Фрейд, рассказывающей об опыте установления контакта с ребенком: «Моя первая цель заключалась исключительно в том, чтобы представлять интерес для мальчика... Постепенно я стала для него не только интересным и полезным человеком, но и очень сильной личностью, без помощи которой он уже не мог обойтись. С помощью этих трех качеств я стала ему необходимой»

     Современные представители британской школы  психоанализа (М. Клейн, Д. Винник, М  Балинт и др.) считают, что движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие же осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. По мнению этих исследователей, в основе нарушения развития личности, появления агрессивности, жестокости лежат не только конфликты, о которых писал отец психоанализа, но и «нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте». Особенно важно учитывать это в работе с детьми - жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубоко понять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло, отогреть его душу.

     Алиса Миллер напоминает, что ребенок может  выражать свои чувства только в том  случае, если рядом находится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает. Прежде чем  начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметь установить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться в психодраматическую реальность и поверить в метод. Ребенок может оказывать сопротивление, иногда может казаться, что драматическое действие топчется на месте, но ведущий обязательно должен доверять методам Морено: верить в то, что они приведут к успеху.

     Установлению  доверия мешают и культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье - значит предать близких», «нельзя  выносить сор из избы» и т.п.

     Потеря  контроля и ощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными. Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с ними произошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировал принуждение или жестокость. Дети часто рассказывают о случившемся своим родственникам или учителю, но слышат в ответ, что нельзя грубить, нельзя рассказывать про других грязные вещи и все, что они сказали, - неправда. Не удивительно, что после такой реакции старших ощущение беспомощности у ребенка увеличивается.

     Работая с детьми, которые пережили сексуальное  принуждение, мы обязательно должны верить ребенку. О том, что произошло  в действительности, знают лишь он и его мучитель. Только ребенок  знает, как к нему приставали, что  именно случилось и как это на него повлияло. Важно помнить, что эти дети испытали на себе равнодушие, невнимание и жестокость со стороны взрослых. Отсюда их недоверие, настороженность, постоянное ожидание «вероломства». Прежде чем такой ребенок подпустит к себе, психологу предстоит пройти «проверку на лояльность».

     Чем сильнее нарушена целостность «Я»  ребенка, подвергшегося жестокому  обращению, тем больше поддерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлению целостности, должно включаться в психодраму.

     Это может достигаться, например, более  близкой к этому ребенку (даже в смысле пространственного расположения) поддерживающёй позицией ведущего и  группы, сокращением времени сеанса, сокращением количества сцен и увеличением  «разговорных моментов», близких к техникам гуманистической, клиентцентрированной терапии, отказом от техники обмена ролями, использованием приема «открытого конца».

    Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми - жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научиться доверять другим - значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.

     Психодраматические  методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия основаны на реальном взаимодействии, а не на эмоциональном или интеллектуальном обсуждении. Это помогает усилить активность ребенка, повысить спонтанность его поведения и уменьшить сопротивление.

     Психодраматические  методы позволяют построить пространственно-временной конструкт в операциональной системе «здесь и сейчас». Помещая в систему «здесь и сейчас» свое прошлое, настоящее и будущее, основываясь на личном опыте, дети могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим. Таким образом, они изменяют свое восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных условиях (в том числе и в семье). Достоинства психодраматических методов в том, что они:

     - включают в себя важные элементы  личностной проекции и идентификации;

     - рельефно представляют и драматизируют  ролевое поведение членов взаимодействия;

     - фокусируют внимание на социальной  системе и процессах социального  взаимодействия;

     - способствуют выражению «запрещенных  эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.

     Последнее особенно важно знать тем, кто  работает с детьми, испытавшими жестокость. Дело в том, что чувства гнева  и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того как ребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феномен подтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер и др.). Сделать больно, отплатить обидчику - вот первые чувства, переполняющие многих из юных жертв насилия, после того как они рассказали о нем на индивидуальной консультации или в группе. Однако они боятся, что гнев нельзя выражать, что их не поймут и осудят (раздражение, гнев традиционно считаются «плохими» эмоциями). Тем более что дети не имеют опыта конструктивного их выражения.

     Важные  задачи психодраматической работы - создать  безопасные условия, где ребенок  мог бы отыграть негативные эмоции, не загоняя их вовнутрь, и научить  конструктивно выражать гнев. Психодрама предоставляет возможность для выражения гнева. Еще основатель психодраматического метода Морено поощрял своих пациентов к проигрыванию страхов и фантазий в безопасной обстановке, для того чтобы люди могли интегрировать эти страхи и фантазии одновременно с углублением самоосознания и расширением миропонимания.

     После того как наличие гнева признано, а выражение его в игровой  форме «стало позволено», ребенок  начинает контролировать свое поведение  и ощущает себя в безопасности. Итак, психодрама может помочь:

     - отыграть вовне драму внутреннего мира;

     - овладеть своим прошлым и «попрощаться  с ним»;

     - поверить в себя, в свои силы  и возможность изменений;

     - найти оптимальные способы поведения  в трудных жизненных ситуациях;

     - освоить новые роли и модели  поведения.

     Психодрама позволяет моделировать в специально созданных условиях групповой работы реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли. По словам Адама Блатнера, «психодрама в деталях раскрывает перед нами бессознательное отыгрывание в поведении, которым мы пользуемся в качестве защитного механизма для разрядки внутренних импульсов во время символического или реального действия».

     Очень важно, что психодрама использует естественные способы исцеления взрослых и детей, перенесших тяжелую психическую травму. Некоторые психологические защитные механизмы проявляются в поведении, не получающем общественного одобрения, и поэтому воспитатели эти механизмы в лучшем случае игнорируют, а чаще - подавляют (депрессивных детей родители заставляют не унывать, а раздраженных - успокоиться).

     Психодраматическая же работа с детьми позволяет развивать эти качества и с уважением относиться к их проявлениям. Дети отлично чувствуют символическую реальность. В ней они получают возможность сыграть множество ролей, примеряя их на себя, и вместе с тем приобрести опыт интеграции возникающих в процессе игры переживаний. Психодрама не препятствует естественному поведению детей, наоборот - она его поощряет и, если смотреть шире, дает детям возможность почувствовать, что их принимают и ценят.

     В связи с тем, что многие подростки  имеют негативный опыт общения со взрослыми и не доверяют им, представляется важным создание непрофессиональных молодежных объединений (группы самопомощи), которые способствуют организации терапевтической среды. Их основной задачей является создание условий, облегчающих детям и подросткам обращение за профессиональной помощью, адаптация к терапевтическому процессу, облегчение интеграции ребенка или подростка в группу сверстников.

     Существует  ряд проблем, по поводу которых подростки  более склонны обращаться к сверстникам, прежде всего это проблемы общения, любовные отношения и т.п. Важно  и то, что такое общение со сверстниками позволяет снизить страх, тревогу, недоверие к психологам и врачам, обеспечивает подростков информацией о возможности получения профессиональной помощи.  
 
 
 
 

    1. Социально – педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию  в семье.
 

     Как правило, насилие над ребенком происходит в основном в неблагополучных семьях, поэтому в работе с такой семьей социальный педагог руководствуется основными принципами:

  1. Соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст. 3);
  2. Максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
  3. Защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание (семейный кодекс, ст.54);
  4. Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.п.

Информация о работе Насилие в семье как социально - педагогическая проблема