Нарушения речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма, и в зависимости от их особенностей протекают с различной быстротой и интенсивностью.

Содержание

1.Введение 2
2.Понятие, функции речи 3
2.1.Функции речи 5
2.2.Речь, как средство общения 8
3.Речь, как инструмент мышления 10
3.1.Соотношение мышления и речи 12
4.Нарушения речи 17
4.1 Патопсихолингвистические речевые нарушения 18
4.2 Расстройства фонационного оформления речи 20
4.3. Расстройства структурно-семантического оформления речи. 21
4.4. Нарушения письменной речи 23
5.Заключение 25
6.Литература 26

Работа содержит 1 файл

речь.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

 

4.2 Расстройства фонационного оформления речи

     Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

     Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) – патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально обусловленными нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей природе).

     Заикание  – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка.

     Дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звуко-произношения фонем при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса “-изм”: ротацизм – дефект произношения “р”, ламбдацизм – “л”, мацизм – “г”, хитизм – “х”, каппацизм – “к”, сигматизм - свистящих и шипящих звуков и другие.

     Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звуко-произношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств полостей носа и другие).

     Дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

4.3. Расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления речи.

     Алалия (дисфазия, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Встречается примерно у 1% дошкольников (0,1% всего населения).

     При моторной алалии нарушено произношение слов, родители таких детей характеризуют  их как понимающих, но не желающих говорить. При сенсорной алалии нарушено понимание  речи ребенок слышит, но не понимает слов. Часто он довольно болтлив (повышенная речевая активность) и слышимые слова проговаривает по несколько раз как эхо (эхолалия), но смысла их он не улавливает.

     Афазия  – полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы, нейроинфекции и опухолей мозга. До 3 лет, пока речь еще не сформирована, диагностика афазии невозможна.

     Существуют  различные классификации афазий, отражающие тот или иной исторический период развития наук о речи. В настоящее  время в нашей стране общепринятой является нейропсихологическая классификация  афазий А.Р. Лурия, где выделено 7 форм афазий: сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, моторная (афферентная  и эфферентная), динамическая и семантическая.

     При сенсорной афазии  нарушается способность различать звуковой состав слов (утрата фонематического слуха).

     При акустико-мнестической  афазии (амнестическая афазия) резко снижается объем слухоречевой памяти – до 3-2 элементов, – в силу чего затруднено понимание больших фраз.

     При оптико-мнестической афазии (оптическая амнезия) больные не могут назвать показываемые предметы и пытаются дать им словесное описание (карандаш – “то, чем пишут”). Они не могут нарисовать даже самых простых предметов (стол, дом и другие).

     Моторная  афазия выражается в затруднениях произношения слов. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата, в силу чего возникают затруднения в произношении и различении близких по артикуляции звуков (д,л,н или г,х,к) и часто затруднено выполнение различных оральных движений (надуть щеки, облизать губы, высунуть язык) – афферентная моторная афазия. При попытке что-то сказать больной произносит лишь нечленораздельные звуки, но окружающих понимает хорошо - моторная эфферентная афазия.

     Динамическая  афазия приводит к дефектам формирования внутренней речи. Она проявляется  речевой адинамией, самостоятельно больные почти не высказываются, речь очень бедна. При пробе на заданные ассоциации (например, попросить  назвать 7 красных предметов) больные  называют 1-2 предмета и замолкают.

     При семантическая афазии больные перестают различать грамматические конструкции, отражающие симультанный (одновременный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление нескольких явлений. Они не понимают различий в выражениях “круг над крестом” и “круг под крестом” (предлоги над, под, сверху, снизу и др.), “брат отца” и “отец брата” (конструкции родительного падежа), “ручка длиннее карандаша” и “карандаш короче ручки” (сравнительные отношения) и другие.

 

4.4. Нарушения письменной речи

     Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искажению понимания прочитанного. Дислексия встречается у 3% детей начальных классов массовой школы, чаще у мальчиков. Она объясняется несформированностью (нарушением) высших психических функций, качественной незрелостью головного мозга в его отдельных зонах. Например, при поражении правого полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова, слово прочитывается справа налево.

     В зависимости оттого, какой из анализаторов первично нарушен, выделяют акустическую, оптическую и моторную формы дислексии. Семантическая дислексия проявляется  в нарушении понимания прочитанных  слов или текста при технически правильном чтении, а аграмматическая дислексия  проявляется у ребенка в трудностях усвоения грамматического строя  речи (неправильное согласование в  роде, числе и падеже, неправильное употребление окончаний). Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей и проявляется у них трудностями тактильного опознания букв азбуки Брайля.

     Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв. В случаях полной несформированности процесса письма говорят об аграфии. Аграфия проявляется нарушением способности писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательной функции руки. Письмо представляет собой сложную, многоуровневую форму речевой деятельности, и в ней принимают участие и взаимодействуют различные анализаторы. Причины нарушений письма и чтения являются сходными.

 

     

     5.Заключение

     Речь  – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

     Речь  – это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

     Таким образом, при различных нарушениях речи человек лишается важнейшего и многофункционального средства не только при общении, но и сложного познавательного процесса творческого отражения и преобразования человеческой действительности, т.е. становиться неполноценным.

 

     

     6.Литература:

  1. Сидоров П. И., Парняков А. В. – Введение в клиническую психологию: Т. I., Т 2.
  2. Маклаков А.Г. – Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.- 592 с.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. - М., 1983.
  4. Использованы материалы сайтов:

    http://www.medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p22.php

    http://svbechin.narod.ru/part146.htm#begin

    http://www.krotov.info/lib_sec/shso/77_st1.html

Информация о работе Нарушения речи