Нарушения речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма, и в зависимости от их особенностей протекают с различной быстротой и интенсивностью.

Содержание

1.Введение 2
2.Понятие, функции речи 3
2.1.Функции речи 5
2.2.Речь, как средство общения 8
3.Речь, как инструмент мышления 10
3.1.Соотношение мышления и речи 12
4.Нарушения речи 17
4.1 Патопсихолингвистические речевые нарушения 18
4.2 Расстройства фонационного оформления речи 20
4.3. Расстройства структурно-семантического оформления речи. 21
4.4. Нарушения письменной речи 23
5.Заключение 25
6.Литература 26

Работа содержит 1 файл

речь.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

     А вот умение формировать различные  сенсорные образы, умение переходить от одного сенсорного образа к другому  это и есть мышление. Переход от одного сенсорного образа к другому при мышлении осуществляется примерно так же, как перевод взгляда при рассматривании какого либо объекта или картинки. При нормальных, физиологических условиях мышления переход от одного сенсорного образа к другому осуществляется через опосредующие сенсорные мостики – ассоциации. Опосредующий элемент – это тот же сенсорный образ, либо просто сенсорный фрагмент, но, как правило, информационно менее плотный.

 

3.1.Соотношение мышления и речи

     На  протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, – это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

     Значительный  вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, “так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого”*. “Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением. Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится”*1.

     В свою очередь есть виды мышления, которые  не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

     Л.С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым. Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

     Но  эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий  и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще  в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11-12 до 14-15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории - понятия.

     Очень важное значение для понимания отношения  мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней  речи обладает особым синтаксисом, характеризуется  отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

     Основной  синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, “без слов” понимающих, о чем идет речь в их “разговоре”. Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

     Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи – и в этом состоит ее главная отличительная особенность – преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь, в отличие от внешней, имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

     Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С.Выготский, “концентрированным сгустком смысла”*2. Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления “чистыми значениями”.

     Письменный  текст – это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

     Промежуточное положение между внешней и  внутренней речью занимает эгоцентрическая  речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

     Элементы  этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она, в конечном счете, перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

     Так значит, мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятной, а также что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи.

 

     

     4.Нарушения речи

     Нарушения речи представляют собой отклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности и могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон коры головного мозга. Они подразделяются на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

     Расстройства  устной речи могут быть обусловлены  нарушениями произносительной стороны  речи (фонационного, внешнего оформления высказывания) и структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (системное нарушение речи).

 

4.1 Патопсихолингвистические речевые нарушения

     Патопсихолингвистические  речевые нарушения связаны с  патологией высших психических функций, сознания и личности, которые имеют  место при психических заболеваниях.

     При ряде психических заболеваний у  заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении – больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно (ответы типа “да”, “нет”) или отказными понятиями (“не помню”, “не знаю”), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже встречается противоположное состояние – многоречивость, но также с отсутствием заинтересованности в собеседнике. Главный признак здесь – монологичность речи, исчезновение диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют “аутизмом наоборот, наизнанку”.

     Прогрессивный паралич (вариант сифилитического психоза) – наблюдается невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

     Корсаковский  психоз (встречается в 3-й стадии алкоголизма) – резкое расстройство памяти отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место необходимого.

     Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера (атрофические процессы мозга) – заметна стереотипность речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинаковой интонацией.

     Эпилепсия – речь неясная, замедленная, с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании слабоумия – бедность словаря (олигофазия).

     Маниакально-депрессивный психоз – при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, “телеграфный стиль”, скачки идей, отвлекаемость. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.

     Шизофрения  – речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм болезни. В целом речь больных характеризуется нарушением механизмов опоры ее на прошлый речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и “словотворчество” (неологизмы), замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Эхолалия – повторение слов собеседника или вербигерация – бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания.

     Нарушения речи при локальных поражениях мозга  изучаются нейролингвистикой (раздел нейропсихологии), а нарушения и  коррекция речи при задержке ее развития являются предметом исследования логопедии (отрасль педагогики).

     В логопедии для обозначения нарушений  речи часто используются термины “недоразвитие речи” и “нарушение речи”.

     Недоразвитие  речи предполагает качественно более  низкий уровень сформированности речевой  функции или речевой системы  в целом. Оно может иметь различные  причины: задержка развития только компонентов  речевой системы или сочетание  ее с общей задержкой психического развития, олигофренией.

Информация о работе Нарушения речи