Нарушения речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма, и в зависимости от их особенностей протекают с различной быстротой и интенсивностью.

Содержание

1.Введение 2
2.Понятие, функции речи 3
2.1.Функции речи 5
2.2.Речь, как средство общения 8
3.Речь, как инструмент мышления 10
3.1.Соотношение мышления и речи 12
4.Нарушения речи 17
4.1 Патопсихолингвистические речевые нарушения 18
4.2 Расстройства фонационного оформления речи 20
4.3. Расстройства структурно-семантического оформления речи. 21
4.4. Нарушения письменной речи 23
5.Заключение 25
6.Литература 26

Работа содержит 1 файл

речь.docx

— 50.08 Кб (Скачать)
 

     Оглавление

     1.Введение 2

     2.Понятие, функции речи 3

     2.1.Функции речи 5

     2.2.Речь, как средство общения 8

     3.Речь, как инструмент мышления 10

     3.1.Соотношение мышления и речи 12

     4.Нарушения речи 17

     4.1 Патопсихолингвистические речевые нарушения 18

     4.2 Расстройства фонационного оформления речи 20

     4.3. Расстройства структурно-семантического оформления речи. 21

     4.4. Нарушения письменной речи 23

     5.Заключение 25

     6.Литература 26 

 

     1.Введение

     Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1)психические процессы, 2)психические состояния, 3)психические свойства.

     Психические процессы – динамическое отражение  действительности в различных формах психических явлений.

     Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и  конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма, и в зависимости от их особенностей протекают с различной быстротой и интенсивностью.

     Все психические процессы подразделяются на познавательные – ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, внимание и речь; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

     Одним из основных отличий человека от животного  мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью.

 

     

     2.Понятие, функции речи

     Речь  – это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

     Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

     С психологической точки зрения, общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово - есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введения слова в определенный контекст, указывая на пространственно- временные характеристики интересующего предмета.

     Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально – выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произношения высказываемой фразы. Также, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи содержится и смысловой подтекст, отражающий цель, с которой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер скрытого смысла, чтобы больше расположить собеседника к себе или сменить тему разговора.

 

2.1.Функции  речи

     Речь  имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

     Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

     Функция обобщения связана с тем, что  слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных  предметов и всегда является носителем  их существенных признаков.

     Третья  функция речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

     Информационная  сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

     Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношение говорящего к предмету сообщения.

     Волеизлиятельная  сторона направлена на то, чтобы  подчинить слушателя замыслу говорящего.

     В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

     Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

     Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль или переориентировать ее.

     Разновидностью  диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

     Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

     Письменная  речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

     Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

     Понятность  речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.

     Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

 

     

     2.2.Речь, как средство общения

     Речь  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

     По  своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

     Таким образом, речевое общение – это сложный и многосторонний процесс, и представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств. Вполне естественно, что то же самое относится и к пониманию речи.

 

     

     3.Речь, как инструмент мышления

     Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач. Мышление – это умение пользоваться имеющимся багажом знаний. Формирование любого, даже самого элементарного сенсорного образа - это и есть уже простейший акт мышления.

     Процесс развития всякого сознания любой  направленности, так же как и процесс  развития мышления начинаются еще до развития речи. Но овладение речью – это кардинальный этап в развитии сознания и мышления. Овладев речью, ребенок получает инструмент для их развития. Этот инструмент – вербальный код, позволяющий оперировать человеку с сенсорным образом.

     Элементы, используемые человеком и в процессе речи и в процессе мышления одни и те же. Это сенсорные образы и двигательные коды. При появлении  у субъекта какого либо сенсорного образа, в силу внешних или внутренних причин, субъект формирует сокращенный двигательный ответ – слово. В случае если сенсорный образ достаточно сложен, субъект формирует по правилам своего языка серию слов, отражающих элементы целого сенсорного образа. Если субъект не рассчитывает на то, что будет услышан собеседником, то порядок формирования слов и их звучание его заботить не должны. В случае, когда субъекту необходимо адекватно передать свой сенсорный образ собеседнику, то он, для того чтобы быть понятым им, должен формировать слова и строить из них речь по единым для всех участников общения правилам. Например, по правилам русского языка.

Информация о работе Нарушения речи