Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель работы – изучить нарушения памяти.
Объект – познавательный процесс память.
Предмет – нарушения памяти.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме нарушений памяти……................5
1.1. Память, основные процессы памяти и её виды…………………………….5
1.2. Причины и механизмы нарушения памяти………………………………..15
Заключение………………………………………………..…………………...…29
Список использованной литературы………………
Гомогенной называется интерференция, при которой в качестве "помех" также используется деятельность запоминания, но уже другого материала. Например, больному предлагается для запоминания 3-4 слова. После их повторения ему предлагается запомнить другие 3-4 слова. После того как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда запоминаются две группы слов (то есть когда интерферирующим фактором выступает та же мнестическая деятельность), возникает наиболее отчетливый феномен тормозимости следов (слов первой группы - словами второй группы).
При гетерогенной интерференции в качестве "помехи" используется другая - немнестическая - деятельность (например, счет в уме, чтение и др.). В этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными (при "пустой паузе").
Таким
образом, диэнцефальный уровень
поражения мозга
Другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, то есть лучшее воспроизведение материала при отсроченном (на несколько часов или даже дней) воспроизведении материала по сравнению с непосредственным воспроизведением.
Это пока еще недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям. Однако у больных с поражением диэнцефальной области оно проявляется более отчетливо, что связано, по-видимому, с нарушениями нейродинамики следовых процессов.
К
модально-неспецифическим
Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, то есть непосредственное запечатление и воспроизведение материала оказалось у них отнюдь не таким плохим, как это можно было предположить. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда (например, 4-5 слов из 10) после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы (не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции), чтобы следы "стирались". Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных "помех". Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных.
Вторая
особенность связана с
Следующая
форма модально-
Базальные
отделы лобных долей мозга сравнительно
часто поражаются опухолями разной
этиологии, что также дает возможность
исследовать
Расстройства
семантической памяти проявляются прежде
всего в нарушении избирательности воспроизведения
следов, например в трудностях логического
последовательного изложения сюжета только
что прочитанного больному рассказа, басни
(или какого-либо другого логически связного
текста), в легком соскальзывании на побочные
ассоциации. В заданиях на повторение
серии слов такие больные обнаруживают
"феномен привнесения новых слов",
то есть тех, которых не было в списке,
слов-ассоциаций (смысловых или звуковых).
Неустойчивость семантических связей
у подобных больных проявляется не только
в заданиях на запоминание логически связного
материала (словесного, наглядно-образного),
но и при решении разного рода интеллектуальных
задач (на аналогии, определение понятий
и др.). У этой категории больных страдают
и процессы опосредования запоминаемого
материала (например, с помощью его семантической
организации), что также является особенностью
нарушений памяти при медиобазальных
поражениях лобных долей мозга.
Второй тип - Модально-специфические
нарушения памяти.
Ко второму типу мнестических дефектов
относятся модально-специфические нарушения
памяти. Эти нарушения связаны с определенной
модальностью стимулов и распространяются
только на раздражители, адресующиеся
какому-то одному анализатору.
К
модально-специфическим нарушениям относятся
нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной,
тактильной, двигательной памяти и др.
В отличие от модально-неспецифических
расстройств памяти, которые наблюдаются
при поражении I функционального блока
мозга, модально-специфические нарушения
памяти возникают при поражении разных
анализаторных систем, то есть II и III функциональных
блоков мозга.
При поражении разных анализаторных систем
соответствующие модальные нарушения
памяти могут проявиться вместе с гностическими
дефектами. Однако нередко нарушения в
работе анализаторной системы распространяются
только на мнестические процессы, в то
время как гностические функции остаются
сохранными.
Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.
При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать (жестами, междометиями и т. п.). У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире (и его изображениях). В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной (или зрительно-речевой) системы.
Нарушения
слухоречевой и зрительно-речевой
памяти характерны лишь для поражений
левого полушария мозга (у правшей).
Для поражения правого
Особый тип нарушений
памяти - псевдоамнезия.
Помимо двух основных типов амнезий, описанных
выше, в нейропсихологии выделяется еще
один тип мнестических нарушений, когда
память страдает главным образом как мнестическая
деятельность. Такого типа нарушения памяти,
которые можно назвать псевдоамнезией,
характерны для больных с массивными поражениями
лобных долей мозга (левой лобной доли
или обеих лобных долей). Сама задача запомнить
материал не может быть поставлена перед
"лобными" больными, так как у них
грубо нарушается процесс формирования
намерений, планов и программ поведения,
то есть страдает структура любой сознательной
психической деятельности, в том числе
и мнестической.
То, что больной "не принимает" задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал (например, 10 слов), то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает "плато" в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала.
В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память (непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание) лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный.
Эти
нарушения можно обозначить как
псевдоамнезию, поскольку у "лобных"
больных нет первичных
Так же различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением, выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения (парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и воображаемого.
Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.
Амнезия - выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени.
Основные типы амнезии: