А.Р.
Лурия вскоре убедился, что способности
памяти испытуемого, практически, безграничны
и он обратился к новому вопросу:
насколько способна его память к
забыванию. Однако в процессе подобной
работы были сделаны выводы о том, что
испытуемый не забывает, практически,
ничего. Дефекты в воспроизведении были
связаны обычно с тем, что образ помещался
в такое положение, при котором его было
трудно «разглядеть». Как показали наблюдения
А.Р. Лурия, пропуски воспроизведения были
не дефектами памяти, а дефектами восприятия,
т.е. объяснялись дефектами зрительного
восприятия, а, следовательно, лежали в
области психологии восприятия, а не в
области психологии памяти.
Вскоре
испытуемый стал профессиональным мнемонистом,
т.е. стал давать выступления. В процессе
этих выступлений он приобрёл поистине
виртуозные навыки. Однако способности
его памяти не были «эйдетическими», его
образы обнаруживали неизмеримо большую
подвижность. К его памяти, как отмечает
А.Р. Лурия, примешивалось решающее значение
синестезий, которые и делали его запоминание
сложным и отличным от «эйдетической»
памяти (в современной психологической
науке под эйдетизмом понимается воспроизведение
во всех деталях образов и предметов, не
действующих в данный момент на анализаторы,
физиологической основой который является
остаточное возбуждение анализатора).
Последний
вопрос, над которым задумывается
А.Р. Лурия, вопрос о способности
своего испытуемого к забыванию.
Как ни старался испытуемый, ему
не удавалось ничего забыть.
Конечно,
книга А.Р. Лурия может и не
раскрывает всех механизмов памяти, однако
представляет значительный интерес
в раскрытии проблем памяти феноменальной,
а также показывает сам процесс
работы известного учёного и во многом
может помочь начинающим психологам.
В
рамках нашей работы, конечно, невозможно
проанализировать взгляды всех известных
учёных на проблему памяти, однако те взгляды,
которые мы представили, могут, по нашему
мнению раскрыть её основные характеристики
и пролить свет на функционирование
её основных процессов.
В
современной психологической науке
память понимается как форма психического
отражения действительности, которая
заключается в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении
человеком своего опыта. Память обеспечивает
человеку накопление впечатлений об окружающем
мире, служит основой приобретения знаний,
умений и навыков и их последующего использования.
Сохранение опыта создаёт возможность
для обучения человека и развития его
психики. Память служит необходимым условием
единства психической жизни человека,
единства его личности.
Память
является сложной психической деятельностью.
В её структуре различают основные
процессы: запоминание, сохранение, забывание,
восстановление (узнавание, воспроизведение).
Запоминание
- это процесс закрепления в сознании
тех образов, которые возникают под воздействием
предметов и явлений действительности
в процессе ощущения и восприятия. Запоминание
- это, как правило, установление связи
с тем, что уже имеется в сознании человека.
Связь между отдельными событиями, фактами,
предметами или явлениями, отражёнными
в сознании человека и закреплёнными в
памяти, в психологии называют ассоциациями.
Сохранение
и забывание являются двумя взаимосвязанными
процессами.
Сохранение
- это удержание заученного в памяти,
забывание - это исчезновение, выпадение
из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания
и затормаживания связей. Забывание является
естественным процессом, однако бороться
с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает
полным или частичным, длительным или
временным. На процесс забывания влияет
несколько факторов, таких как время, деятельность,
предшествующая запоминанию и степень
активности имеющейся информации.
Воспроизведение
- это процесс памяти, который
заключается в появлении в
сознании представлений памяти, ранее
воспринятых мыслей, осуществление заученных
движений. В основе воспроизведения лежит
оживление следов в мозгу, возникновение
в них возбуждения.
Узнавание
- это процесс появления чувства
знакомости при повторном восприятии
предмета или явления. Два процесса
- воспроизведения и узнавания - похожи,
но всё-таки различаются. Воспроизведение,
в отличие от узнавания, характеризуется
тем, что образы, закреплённые в памяти,
актуализируются (оживляются) без опоры
на вторичное восприятие тех или иных
объектов. Поэтому узнавание не может
быть показателем прочности запоминания
и при оценке его эффективности необходимо
ориентироваться только на воспроизведение.
В
основе классификации памяти лежат
различные критерии. В основе видовой
классификации лежат три основных критерия:
-
объект запоминания, то есть
то, что запоминается; по другому,
этот критерий можно охарактеризовать
как степень психической активности
личности; с позиций этого критерия
память классифицируется на образную,
словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.
-
степень волевой регуляции памяти
или характер целей запоминания
(произвольная и непроизвольная
память);
-
длительность сохранения информации
в памяти (кратковременная, долговременная
и оперативная память).
Остановимся
на этих видах более подробно.
Образная
память - это память на представления,
картины природы и жизни, а
также на запахи, звуки и вкусы.
Такая память подразделяется на зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную,
вкусовую. У обычных людей достаточно
хорошее развитие получают зрительная
и слуховая память, они играют ведущую
роль в жизни человека. Остальные виды
памяти (осязательная, обонятельная и
вкусовая) можно назвать профессиональными.
Эти виды памяти развиваются в профессиональной
деятельности (например, у дегустаторов,
парфюмеров и т.д.). Также такие виды памяти
хорошо развиваются в качестве компенсационных
(например, у слепых людей или глухих).
Словесно-логическая
память (или смысловая) - это такой
вид памяти, который опирается
на установление и запоминание смысловых
связей и отношений в материале, который
необходимо запомнить. В словесно-логической
памяти главная роль принадлежит второй
сигнальной системе. Этот вид памяти является
специфической человеческой памятью,
в отличие, к примеру, от двигательной,
эмоциональной и образной, которые в простейших
формах свойственны и животным. Словесно-логическая
память опирается на развитие других видов
памяти, становится ведущей по отношению
к ним, и от её развития зависит развитие
всех других видов памяти.
Двигательная
память представляет собой запоминание,
сохранение и воспроизведение различных
движений и их систем. Значение этого вида
памяти состоит в том, что она служит основой
для формирования различных практических
и трудовых навыков, в том числе и навыков
ходьбы, письма и т.д. Если бы отсутствовала
память на движения, то человеку пришлось
бы каждый раз заново учиться делать простейшие
движения.
Эмоциональная
память - это память на чувства. Пережитые
человеком чувства, как положительные,
так и отрицательные, не исчезают
бесследно, а запоминаются посредством
эмоциональной памяти. Этот вид памяти
имеет большое значение в формировании
личности человека. Пережитые и сохранённые
в памяти чувства выступают в виде сигналов,
либо побуждающих к действию, либо удерживающих
от действий, вызвавших в прошлом отрицательные
переживания. Эмоциональная память является
важнейшим условием духовного развития
человека.
По
критерию длительности сохранения информации
память обычно подразделяют на сенсорную,
кратковременную, долговременную и
оперативную.
Сенсорная
память является такой подсистемой,
которая обеспечивает удержание
в течение очень короткого
времени (обычно менее одной секунды)
продуктов сенсорной переработки
информации, поступающей в мозг через
органы чувств.
Кратковременная
память - является такой подсистемой памяти,
которая обеспечивает оперативное удержание
и преобразование данных, поступающих
от органов чувств и из долговременной
памяти. Кратковременная память является
обязательным этапом для её других видов
как более или менее непосредственное
запечатление и весьма кратковременное
сохранение (обычно измеряемое секундами),
и является обязательным компонентом
долговременной и оперативной памяти.
Долговременная
память представляет собой такую
её подсистему, которая обеспечивает
продолжительное (часы, годы, десятилетия)
удержание знаний, умений и навыков и характеризуется
огромным объёмом сохраняемой информации.
Основным механизмом ввода данных в длительную
память и их фиксацией обычно считается
повторение, которое осуществляется на
уровне кратковременной памяти. Однако,
как показывают исследования, чисто механическое
(однообразное) повторение не приводит
к устойчивому и длительному запоминанию.
Повторение служит необходимым условием
фиксации данных в длительную память лишь
в случае вербальной или легко вербализуемой
информации. Решающее значение имеет осмысленная
интерпретация нового материала, установление
связей между ним и тем, что уже хорошо
усвоено субъектом. В долговременной памяти
одновременно функционирует несколько
форм организации знаний. Одной из них
является организация семантической информации
в иерархические структуры по принципу
выделения более абстрактных, родовых
и более специфических, видовых понятий.
Другой формой организации, характерной
для житейских категорий, является группировка
отдельных понятий вокруг одного или нескольких
представителей категории - прототипов.
Семантическая
информация в долговременной памяти
включает в себя как понятийные,
так и эмоционально-оценочные
моменты, которые отражают различные
личностные отношения субъекта к тем или
иным сведениям.
Оперативная
память - представляет собой мнемические
процессы, обслуживающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия и операции. Оперативная память
отвечает за запоминание каких-либо сведений
и данных на время, необходимое для выполнения
определённой операции, отдельного акта
деятельности. Так, например, в процессе
решения задачи или математического действия
необходимо до получения окончательного
результата удержать в памяти исходные
данные или промежуточные операции, которые
в дальнейшем могут быть забыты. Уже использованную
информацию можно забыть, т.к. оперативная
память в дальнейшем должна быть заполнена
другими данными, новой информацией.
1.2.
Причины и механизмы нарушения памяти
Выделяется
два основных типа нарушений памяти, а
также особый тип нарушений, который можно
обозначить как нарушение мнестической
деятельности (или псевдоамнезия).
Первый
тип - Модально-неспецифические нарушения
памяти.
К нему относятся модально-неспецифические
нарушения памяти. Это целая группа патологических
явлений, неоднородных по своему характеру,
для которых общим является плохое запечатление
информации любой модальности. Модально-неспецифические
нарушения памяти возникают при поражении
разных уровней срединных неспецифических
структур мозга.
В зависимости от уровня поражения неспецифических
структур модально-неспецифические нарушения
памяти носят разный характер.
- Поражение
уровня продолговатого мозга.
При
поражении уровня продолговатого мозга
(ствола) нарушения памяти протекают в
синдроме нарушений сознания, внимания,
цикла "сон-бодрствование". Эти нарушения
памяти характерны для травматических
поражений мозга и описаны в клинической
литературе как ретроградная и антероградная
амнезия, сопровождающая травму. Эта форма
нарушений памяти изучена сравнительно
мало.
- Поражения
уровня гипофиза.
Лучше
всего изучены мнестические расстройства,
связанные с поражением диэнцефального
уровня (уровня гипофиза). Гипофизарные
заболевания долгое время считались
с точки зрения нейропсихологии бессимптомными.
Однако при тщательном изучении у этой
категории больных были обнаружены отчетливые
нарушения памяти, имеющие ряд особенностей.
Прежде всего, у таких больных существенно
больше страдает кратковременная, а не
долговременная память. Кратковременная
память, или память на текущие события,
у них очень ранима. В то же время даже
при грубых нарушениях памяти мнестический
дефект связан не столько с самим процессом
запечатления следов, сколько с плохим
их сохранением в связи с усиленным действием
механизмов интерференции (то есть воздействия
на следы побочных раздражителей), что
и является причиной повышенной тормозимости
следов кратковременной памяти.
При
запоминании словесного, зрительного,
двигательного или слухового материала
введение интерферирующей деятельности
на стадии кратковременной памяти приводит
к резкому ухудшению последующего воспроизведения
материала. Посторонняя деятельность,
предложенная таким больным сразу же после
предъявления материала, как бы "стирает"
предшествующие следы. Изучению механизмов
интерференции следов у больных с поражением
срединных диэнцефальных неспецифических
структур мозга был посвящен цикл исследований,
в которых подробно проанализированы
особенности нарушений памяти у данной
категории больных. Исследовались два
типа интерференции: гомогенная и гетерогенная.