Нарушения мышления

Автор: v********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Нарушения мыслительной деятельности привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей, как клиницистов-психиатров, так и экспериментаторов-психологов, что обусловлено прежде всего объективным значением этих нарушений.

Содержание

Вступление.
1. Операциональный компонент мышления.
2. Динамический компонент мышления.
3. Мотивационный компонент мышления.
4. Нарушение критичности.
Выводы.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Нарушения мышления.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

  4. Нарушение критичности. 

  Критичность у Больных исчезает. Следствие  выпадения контроля за своими действиями. Больные могут бездумно соглашаться с абсурдными суждениями, соглашаются с суждениями другого человека. Больные часто не замечают своих ошибок, а при указании на ошибки их не исправляет.

  Мыслительная  деятельность требует, помимо ориентировки в условиях задачи, выполнения логических операций, еще и сличения полученных конечного и промежуточных результатов  с прогнозируемой целью. Другими  словами, в структуру мышления входят действия контроля. Поэтому нарушения  мышления могут возникнуть из-за того, что выпадает контроль за мыслительными действиями и коррекция допущенных ошибок. Такой вид нарушения мышления характеризуется как нарушение критичности мышления.

  Критичность мышления рассматривалась в психологии только в общем плане. С. Л. Рубинштейн считала, что возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли, так как только в мышлении субъект  сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, и следовательно, в случае их несоответствия может выявить ошибку. Б. М. Теплов рассматривал критичность мышления как одно из качеств ума. Он определял критичность как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

  В психопатологии о критичности и  ее нарушениях говорят в плане  отношения больного к своей психопатологической  симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям).

  Патопсихологическому  экспериментальному анализу был  подвергнут тот тип критичности, который состоит в умении обдуманно  действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

  При выполнении различных экспериментальных  заданий у некоторых больных  обнаруживается особая группа ошибок, которую можно охарактеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Например, при выполнении классификации  предметов больные могут, не вслушавшись  в инструкцию, начать раскладку карточек, совершенно не проверяя себя. Они могут  создавать совершенно разнородные, неадекватные по содержанию группы только на основании того, что одни карточки лежат с краю, а другие - посередине стола. При этом вмешательство экспериментатора и указание на необходимость собирать карточки, чтобы они подходили  друг другу по смыслу, приводит к  тому, что больные справляются  с заданием правильно.

  Такое безразличное отношение к своим  ошибкам при потенциальной возможности  их коррекции выявляется при выполнении практически всех экспериментальных  заданий (составлении рассказа по сериям сюжетных картинок, толковании смысла пословиц и поговорок и др.). Несмотря на то, что больные могут осмыслить  содержание басни, условный смысл инструкции, переносный смысл пословицы, вычленить  обобщенный признак, они могут допустить  грубейшие ошибки и действовать  не в соответствии с инструкцией, не придавая этому значения.

  Нарушения критичности у психически больных  были исследованы И. И. Кожуховской, в том числе анализу подверглось  и нарушение критичности мышления. В качестве показателя критичности мыслительной деятельности больных И. И. Кожуховская рассматривала градацию отношения больного к допускаемым ошибкам. Оказалось, что критичность больных проявлялась по-разному: одни больные сами исправляли свои ошибки, другие делали это только под "нажимом" экспериментатора, третьи упорно отстаивали свои решения. Причем коррекции в основном не поддавались ошибки, связанные с разноплановостью суждений, т. е. с нарушением мотивационного компонента мышления.

  В исследовании И. И. Кожуховской был  также проанализирован вопрос о  влиянии оценки экспериментатора на критическое отношение больных  к продукту своей деятельности. Замечания  экспериментатора по-разному отражались на отношении испытуемых к работе. Например, больные эпилепсией чрезвычайно  остро переживали свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить  качество своего решения они были не в состоянии. Болезненная реакция, скорее, была связана с самим фактом негативной оценки их деятельности экспериментатором, чем с содержанием ответа. У  больных шизофренией, в клинической  картине которых преобладали  симптомы вялости, безучастия, отмечалось безразличное отношение к проверке и оценке их деятельности экспериментатором, у них не возникала установка  на исправление ошибок. Это объясняется  нарушением мотивации мышления данной категории больных. 

  Таким образом, можно прийти к выводу, что  нарушение мышления по существу выходит  за пределы нарушений познавательных процессов и должно рассматриваться как невозможность осознать и оценить свое поведение в целом, т. е. как некритичность к своей личности, как следствие нарушения подконтрольности поведения в широком смысле слова.

 

  

  Выводы. 

  Выделяется  три вида патологии мышления: нарушение  операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления и нарушение личностного компонента мышления. Нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Нарушения мышления первой группы можно свести к двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Подобные нарушения мышления, например, встречаются у больных шизофренией.

  В психиатрии выделяют два часто встречающихся  нарушения динамики мышления:

  • лабильность мышления (неустойчивость способа выполнения задания) и инертность
  • мышления (тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой,
  • затрудненность изменения способа работы).

  К нарушениям личностного компонента мышления относятся разноплановость суждений, резонерство, а также нарушение критичности и саморегуляции. В частности, резонерство – это склонность к бесплодному мудрствованию или многоречивым рассуждениям, а нарушение саморегуляции есть невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий (например, встречается у больных эпилепсией или шизофренией). Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления. К нарушениям стройности мышления относят разорванность мышления, бессвязность, стереотипии в речи, действия под влиянием внезапного нелепого умозаключения, паралогическое мышление. К нарушениям целенаправленности относят также символизм и аутическое мышление.

  Нарушения мышления по темпу бывают: ускоренное мышление (при МДП, шизофрении) и замедленное мышление (тоже при МДП), а также тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии). К роду патологии суждений относятся: бредовые расстройства; бредоподобные расстройства (ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями – например, при МДП); сверхценные и навязчивые идеи.

Информация о работе Нарушения мышления