Автор: v********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:14, реферат
Нарушения мыслительной деятельности привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей, как клиницистов-психиатров, так и экспериментаторов-психологов, что обусловлено прежде всего объективным значением этих нарушений.
Вступление.
1. Операциональный компонент мышления.
2. Динамический компонент мышления.
3. Мотивационный компонент мышления.
4. Нарушение критичности.
Выводы.
Список литературы.
Содержание.
Вступление.
1. Операциональный компонент мышления.
2.
Динамический компонент
3.
Мотивационный компонент
4.
Нарушение критичности.
Выводы.
Список
литературы.
Вступление.
Нарушения
мыслительной деятельности привлекали
и продолжают привлекать внимание исследователей,
как клиницистов-психиатров, так
и экспериментаторов-
Актуальность
патопсихологического изучения динамики
нарушений мыслительной деятельности
у больных заключается в
Особенности
мышления каждого отдельного больного
далеко не всегда могут быть квалифицированы
в пределах одного вида нарушений
мышления. Нередко в структуре
патологически измененного
1.
Операциональный компонент
мышления.
Снижение
уровня обобщения. В суждениях доминируют
непосредственные представления о
предметах и явлениях. Оперирование
общими признаками заменяется конкретными
связями между предметами. Не доступна
классификация или создают
Искажение
процесса обобщения. Суждения больных
отражают лишь случайную сторону
явлений, а не существенные отношения
между предметами. Появляется феномен
резонерства, который еще называют
бесплодное мудрствование. Больные
уходят от содержательной стороны явления,
а оперируют их латентными признаками.
В экспериментах Больные
Мышление
является обобщенным и опосредованным
познанием действительности, поэтому
среди логических операций, обеспечивающих
протекание мыслительной деятельности,
операция обобщения является ключевой.
Благодаря обобщению
При
некоторых психических
Снижение
уровня обобщения состоит в том,
что в суждениях больных
При
ярко выраженном снижении уровня обобщения
больным вообще недоступна задача на
классификацию, так как для испытуемых
предметы оказываются по своим конкретным
свойствам настолько
В
некоторых случаях больные
В основном такие решения бывают у олигофренов (95% случаев), у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%), у больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). У всех этих больных, как правило, психопатологическая симптоматика (т. е. нет бреда, галлюцинаций, расстройств сознания) отсутствует, а в клинической картине заболевания преобладают признаки общего интеллектуального снижения.
Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании. Это особенно ярко проявляется при толковании испытуемыми пословиц и метафор. Пословицы являются таким фольклорным жанром, в котором обобщение, суждение передаются через изображение отдельного факта или явления конкретной ситуации. Истинный смысл пословицы становится понятным только тогда, когда человек отвлекается от конкретности, когда единичные явления приобретают характер обобщения.
У больных обнаруживается чрезмерная связанность суждений с реальными жизненными фактами, неумение абстрагироваться от них, что приводит к непониманию условности содержания пословиц и метафор. Слово выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке. Наиболее грубым и часто встречающимся нарушением является буквальное понимание пословицы, приводящее к потере ее обобщенного смысла. Например, пословицу "Куй железо, пока горячо" больной эпилепсией интерпретирует так: "Железо нельзя ковать, когда оно холодное".
При
работе с методикой "Отнесение
фраз к пословицам" испытуемым предлагаются
отдельные пословицы и
Снижение уровня обобщения проявляется и при исследовании больных методикой пиктограмм. Так, если рисунки больных шизофренией отличаются большой схематичностью и пустой символикой, то образы, создаваемые больными эпилептической болезнью и умственно отсталыми лицами, носят конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о непонимании ими переноса и условности. Именно эти особенности проявляются в их педантизме, обстоятельности и вязкости.
Необобщенный характер ассоциаций у больных, страдающих эпилепсией, и у умственно отсталых лиц обнаруживается и при проведении заданий по установлению последовательности событий. При разложении серии сюжетных картинок больные руководствуются частными деталями картинки, не увязывая их в единый сюжет. Возникающие ассоциации обусловливаются лишь отдельными, изолированными элементами предъявленной картинки. Смысловые взаимосвязи между элементами воспринимаемой больным ситуации не играют никакой роли в возникновении ассоциации.
Сопоставление данных, полученных с помощью различных методов, обнаруживает у больных эпилепсией, энцефалитом и у олигофренов нарушение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Эти нарушения мышления больных и квалифицируют как снижение уровня обобщения. Мыслительная деятельность таких больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, так как полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.
Как бы антиподом снижения уровня обобщения выступают искажения процесса обобщения. Если суждения вышеописанных больных не выходят за пределы частных, единичных связей, то у больных, для которых характерно искажение процесса обобщения, "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме.
При
искажении процесса обобщения больные
в своих суждениях отражают лишь
случайные стороны явлений, существенные
же отношения между предметами мало
принимаются во внимание, предметное
содержание вещей и явлений часто
не учитывается. Например, выполняя задание
на классификацию предметов, они
руководствуются чрезмерно
Подобные
выполнения задания обозначаются как
бессодержательные или
Особенно
отчетливо бессодержательный
Если для больных со снижением уровня обобщения задание составить пиктограмму представляет трудность в силу того, что они не могут отвлечься от отдельных конкретных значений слова, то больные с искажением процесса обобщения подобные задания выполняют с легкостью. Такие больные могут образовать любую связь, безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Для них условность рисунка становится столь широкой, что она не отражает реального содержания слова, поэтому больные могут предложить любую схему в качестве условного обозначения слова.
Бессодержательный характер умственной деятельности больных обнаруживается и в ассоциативном эксперименте. Среди ответов больных описываемой группы адекватные ответы составляли только треть (30,4%), почти половину ответов (45,8%) составляли ответы типа эхолалий ("колесо" - "колесница"). Довольно часто встречались ответы по созвучию ("лечение" - "течение"), ответы по типу речевых штампов ("цель" - "цель оправдывает средства"), иногда попадались ответы типа экстрасигнальных ("луна" - "яд").
В
суждениях больных шизофренией
доминируют связи, неадекватные конкретным
жизненным отношениям. Возникает
симптом выхолощенного