Нарушения мышления

Автор: v********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Нарушения мыслительной деятельности привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей, как клиницистов-психиатров, так и экспериментаторов-психологов, что обусловлено прежде всего объективным значением этих нарушений.

Содержание

Вступление.
1. Операциональный компонент мышления.
2. Динамический компонент мышления.
3. Мотивационный компонент мышления.
4. Нарушение критичности.
Выводы.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Нарушения мышления.docx

— 48.69 Кб (Скачать)
 

Содержание. 
 

  Вступление. 

  1. Операциональный компонент мышления.

  2. Динамический компонент мышления.

  3. Мотивационный компонент мышления.

  4. Нарушение критичности. 

  Выводы.

  Список  литературы. 

 

  Вступление. 

  Нарушения мыслительной деятельности привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей, как клиницистов-психиатров, так  и экспериментаторов-психологов, что  обусловлено прежде всего объективным значением этих нарушений.

  Актуальность  патопсихологического изучения динамики нарушений мыслительной деятельности у больных заключается в возможности  получения новых данных, необходимых  для построения патопсихологического синдромного анализа нарушений. До сих пор большинство патопсихологических  исследований были посвящены преимущественно  анализу структурного своеобразия  мышления, проблема формирования особого  патопсихологического синдрома остается неразработанной. Вместе с тем это  необходимо для обеспечения надежной диагностики (при работе психолога  с больными) и определения путей  психологической коррекции. Динамическое исследование нарушений мышления у  больных с разными формами  заболевания позволяет более  точно выделить отдельные компоненты синдрома, определить разную степень  их стабильности в ходе болезни, показать их различия у больных с разными  типами течения болезни.

  Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы  в пределах одного вида нарушений  мышления. Нередко в структуре  патологически измененного мышления больных наблюдаются сложные  сочетания разных видов нарушений. Например, нарушение процесса обобщения  может сочетаться с нарушением целенаправленности мышления, а может - с каким-либо вариантом  нарушения его динамики.

 

  

  1. Операциональный компонент мышления. 

  Снижение  уровня обобщения. В суждениях доминируют непосредственные представления о  предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется конкретными  связями между предметами. Не доступна классификация или создают большое  количество мелких групп на основании  конкретного смысла между ними. Не могут усвоить смысла задания. Больные  часто подходят к данным заданиям изображения предмета с позиции  жизненной пригодности. Эпилепсия, органические поражения головного  мозга, олигофрения.

  Искажение процесса обобщения. Суждения больных  отражают лишь случайную сторону  явлений, а не существенные отношения  между предметами. Появляется феномен  резонерства, который еще называют бесплодное мудрствование. Больные  уходят от содержательной стороны явления, а оперируют их латентными признаками. В экспериментах Больные сближают признаки, которые не соответствуют  в реальности. Шизофрения.

  Мышление  является обобщенным и опосредованным познанием действительности, поэтому  среди логических операций, обеспечивающих протекание мыслительной деятельности, операция обобщения является ключевой. Благодаря обобщению устанавливаются  связи между объектами. Кроме  того, обобщение дает возможность  установления связи не только между  объектами, но и между понятиями. Обобщение служит передаче человеческого  опыта и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений.

  При некоторых психических расстройствах  у больных теряется возможность  использовать систему операций обобщения  и отвлечения. Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями  мозга, обнаружили, что нарушения  операциональной стороны мышления могут принимать разные формы, двумя крайними вариантами которых являются: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

  Снижение  уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о  предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется установлением  сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания, например классификации предметов, подобные больные не в состоянии  из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятия. Например, больной отказывается объединить в одну группу кошку и  собаку, потому что "они всегда враждуют". Или больные объединяют в группы разнородовые понятия: тетрадь и  стол (потому что в тетради можно  писать только на столе), книгу и диван (так как читать книгу удобно на диване), мяч и помидор (потому что красные). Таким образом, предметы объединяются на основе второстепенных или частных признаков.

  При ярко выраженном снижении уровня обобщения  больным вообще недоступна задача на классификацию, так как для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены в  одну группу. Например, стол и стул не объединяются испытуемым в одну группу, так как "на стуле сидят, а на столе работают и кушают".

  В некоторых случаях больные создают  большое количество мелких групп  на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например, они объединяют ключ и замок, перо и ручку, нитки и иголку, тетрадь  и карандаш. Иногда больные объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, на основании которого больной  может составить целый рассказ, включив в него отобранные предметы, но классификация не производится. Например, в одну группу попадают карточки с изображением яйца, ложки и ножа, а в другую - тетради, пера и карандаша. Объяснения больного сводятся к тому, что "он пришел с работы, закусил  яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш...". Такого рода ошибочные решения обозначаются как конкретно-ситуационные сочетания.

  В основном такие решения бывают у  олигофренов (95% случаев), у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%), у больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). У всех этих больных, как правило, психопатологическая симптоматика (т. е. нет бреда, галлюцинаций, расстройств сознания) отсутствует, а в клинической картине заболевания преобладают признаки общего интеллектуального снижения.

  Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных  конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании. Это особенно ярко проявляется при толковании испытуемыми пословиц и метафор. Пословицы являются таким фольклорным жанром, в котором обобщение, суждение передаются через изображение отдельного факта или явления конкретной ситуации. Истинный смысл пословицы становится понятным только тогда, когда человек отвлекается от конкретности, когда единичные явления приобретают характер обобщения.

  У больных обнаруживается чрезмерная связанность суждений с реальными  жизненными фактами, неумение абстрагироваться от них, что приводит к непониманию  условности содержания пословиц и метафор. Слово выступает для больных  в его конкретном значении, они  не могут осмыслить условность, которая  кроется в поговорке. Наиболее грубым и часто встречающимся нарушением является буквальное понимание пословицы, приводящее к потере ее обобщенного смысла. Например, пословицу "Куй железо, пока горячо" больной эпилепсией интерпретирует так: "Железо нельзя ковать, когда оно холодное".

  При работе с методикой "Отнесение  фраз к пословицам" испытуемым предлагаются отдельные пословицы и карточки, на которых раскрывается их точный или приближенный смысл. Например, к  пословице "Шила в мешке не утаишь" предлагаются следующие фразы: "Сапожник чинил шилом сапоги"; "Правду скрыть невозможно"; "Сапожник по неосторожности уронил шило в мешок". Трудность задания здесь переносится  в другую плоскость: нужно не только понять абстракцию, но и исключить  то, что не соответствует смыслу пословиц.

  Снижение  уровня обобщения проявляется и  при исследовании больных методикой  пиктограмм. Так, если рисунки больных  шизофренией отличаются большой  схематичностью и пустой символикой, то образы, создаваемые больными эпилептической болезнью и умственно отсталыми  лицами, носят конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о  непонимании ими переноса и условности. Именно эти особенности проявляются  в их педантизме, обстоятельности  и вязкости.

  Необобщенный  характер ассоциаций у больных, страдающих эпилепсией, и у умственно отсталых лиц обнаруживается и при проведении заданий по установлению последовательности событий. При разложении серии сюжетных картинок больные руководствуются  частными деталями картинки, не увязывая их в единый сюжет. Возникающие ассоциации обусловливаются лишь отдельными, изолированными элементами предъявленной картинки. Смысловые взаимосвязи между  элементами воспринимаемой больным  ситуации не играют никакой роли в  возникновении ассоциации.

  Сопоставление данных, полученных с помощью различных  методов, обнаруживает у больных  эпилепсией, энцефалитом и у олигофренов нарушение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Эти нарушения мышления больных и квалифицируют как снижение уровня обобщения. Мыслительная деятельность таких больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, так как полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

  Как бы антиподом снижения уровня обобщения  выступают искажения процесса обобщения. Если суждения вышеописанных больных  не выходят за пределы частных, единичных связей, то у больных, для которых характерно искажение процесса обобщения, "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме.

  При искажении процесса обобщения больные  в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто  не учитывается. Например, выполняя задание  на классификацию предметов, они  руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Так, больной  объединяет в одну группу вилку, стол и лопату по принципу "твердость". В данном случае задание на классификацию  выполнено на основе столь общих  признаков, что это выходит за пределы содержательной стороны  явлений. В других случаях классификация  предметов осуществляется на основании  чисто внешних, несущественных признаков. Например: жук и лопата объединяются в одну группу по причине того, что "лопатой роют землю, а жук тоже роется в земле".

  Подобные  выполнения задания обозначаются как  бессодержательные или выхолощенные. Чаще всего такие нарушения процесса обобщения встречаются у больных  шизофренией (67,1%), при галлюцинаторно-параноидной  форме течения болезни и при  психопатиях (33,3%). Подобные больные  живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, рядовым  явлениям подойти с "теоретических  позиций".

  Особенно  отчетливо бессодержательный характер суждений таких больных выступает  при выполнении пиктограмм. В них  больные устанавливают лишь формальные, бессодержательные или выхолощенные связи. Условность выполненных рисунков может доходить до абсурда и полной схематизации. Например, для запоминания  словосочетания "теплый вечер" больной  изображает два треугольника, для  слова "сомнение" рисует рыбу-сом, а для слова "разлука" - лук. Другой больной, для того чтобы запомнить слово "сомнение", изображает ком глины, так как "у Глинки есть романс "Сомнение", нарисуем глину".

  Если  для больных со снижением уровня обобщения задание составить  пиктограмму представляет трудность  в силу того, что они не могут  отвлечься от отдельных конкретных значений слова, то больные с искажением процесса обобщения подобные задания  выполняют с легкостью. Такие  больные могут образовать любую  связь, безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Для  них условность рисунка становится столь широкой, что она не отражает реального содержания слова, поэтому  больные могут предложить любую  схему в качестве условного обозначения  слова.

  Бессодержательный характер умственной деятельности больных  обнаруживается и в ассоциативном  эксперименте. Среди ответов больных  описываемой группы адекватные ответы составляли только треть (30,4%), почти  половину ответов (45,8%) составляли ответы типа эхолалий ("колесо" - "колесница"). Довольно часто встречались ответы по созвучию ("лечение" - "течение"), ответы по типу речевых штампов ("цель" - "цель оправдывает средства"), иногда попадались ответы типа экстрасигнальных ("луна" - "яд").

  В суждениях больных шизофренией  доминируют связи, неадекватные конкретным жизненным отношениям. Возникает  симптом выхолощенного резонерства. Особенно явно он проявляется при  сравнении и определении понятий. Например, слово "часы" определяется как "импульс или пульс жизнедеятельности  всего человечества". А сравниваемые одним из больных "сани и телега" определяются им как "видоизменение  видимости".

Информация о работе Нарушения мышления