Нарушение межличностной коммуникации в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Важнейшим результатом более строгого и систематического подхода к семейному информационному общению является выявление многочисленных факторов, которые могут ему воспрепятствовать, исказить его смысл, — барьеров обшения. Оказалось, что в ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные, но ухудшающие процесс коммуникации и, соответственно, влияющие на взаимопонимание.

Работа содержит 1 файл

Нарушение межличностной коммуникации в семье.docx

— 54.02 Кб (Скачать)

Нарушение межличностной коммуникации в семье

Важнейшим результатом более строгого и систематического подхода к семейному информационному общению является выявление многочисленных факторов, которые могут ему воспрепятствовать, исказить его смысл, — барьеров обшения. Оказалось, что в ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные, но ухудшающие процесс коммуникации и, соответственно, влияющие на взаимопонимание. Было исследовано значение различных языков в семейном общении: речи, жестов, мимики (Chris-tensen L., Wallace L., 1976; Boyd L, Roach A., 1977); выявлены пути и способы, которыми члены семьи управляют процессом информационного общения в семье и информированностью друг друга; рассмотрены некоторые примеры злоупотребления коммуникационным процессом, использования его для своих (скрываемых) целей (Berne E., 1964), особенности и нарушения передачи информации о чувствах, испытываемых членами семьи друг к другу (Satir V., 1964), и, наконец, различные взаимоотношения, возникающие между членами семьи в ходе информационного общения, способы борьбы за «коммуникационный канал», способы подавления одного из партнеров общения. Представление об этих процессах может дать изучение случая 16.

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье

Целый ряд  нарушений коммуникационного процесса в семье вызвал особенное внимание психотерапевтов. Эти нарушения были описаны как «типичные нарушения» коммуникации в семье.

• Концепция «отклоненной коммуникации»  в семье

Понятие «отклонений коммуникации» (в противоположность  «здоровой коммуникации») охватывает многочисленные нарушения общения, которые были выявлены при исследовании семей шизофреников и других проблемных семей. Это исследование М. Зингера и Л. Вайна (Singer and Wynne, 1966) с помощью теста Роршаха и исследование с помощью теста ТАТ, проводившееся с родителями пациентов, болеющих шизофренией (Goldstein, Rodnick, Jones, McPherson, and West, Эти исследования выявили многочисленные случаи искажений коммуникации. Отмечены искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммутации (вместо диалога — монологи). Весьма характерно также отсутствие зрительного контакта — при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга, имеют место неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи сто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим. При этом особенно важным взывается не наличие или отсутствие какого-либо из этих отклонений, а их я масса в той или иной семье. Результаты исследования с помощью ТАТ показали, что выраженность таких отклонений у родителей повышает риск заболевания шизофренией у детей.

СЛУЧАЙ 16. БОРЬБА ЗА КОММУНИКАЦИОННЫЙ КАНАЛ В СЕМЬЕ (по Watzlawick, Beavin, & Jackson, 1967, p. 111-113)

Терапевт.   Скажите, как это получилось, что  изо всех людей на свете вы нашли  друг друга?

Жена.   Мы работали вместе...

Муж.   Мы... оба работали в одной и той же  фирме. У моей жены была счетная машина, а я как раз их ремонтировал.

Жена. Мы работали в одном и том же здании.

Муж.   Понимаете, она работала в фирме, где была масса всякого оборудования. Поэтому мне и приходилось проводить там много времени, чиня это оборудование.

Жена: Нас  познакомили девушки, которые со мной работали. ( Пауза).

Муж.   Собственно говоря, нас познакомили  на вечеринке, которую устроил один из работников. Нонам случалось видеться и раньше.

Жена.  До этой вечеринки мы не встречались (короткий смех). (Пауза.)

Муж не добавляет  никакой новой информации. Он просто иными словами повторяет то, что  уже говорил. Его единственная цель—утвердить свое право на «последнее слово».

Жена  с этим не смиряется. Она переформулирует  последнее утверждение с целью  утвердить свое право на равный голос  в дискуссии.

Муж также  не добавляет никакой новой информации, он просто тавтологично повторяет то, что сказала жена; просто он так  контрреагирует на ее стремление сказать  последнее слово.

Важно и  привлечение ею «других девушек». Оно «усиливает», повышает роль жены в деле, о котором идет речь. Ведь это девушки, с которыми именно она  работала (а не муж).

Смягченное  и по внешней форме миролюбивое, но в действительности иное, чему жены, описание сути дела.

Это хоть и смягченное, но уже прямо выраженное несогласие. Оно показывает, что  спор уже начался. Эта пауза завершает  первую часть дискуссии. Мы видим, что  это была симметричная дискуссия  без ясного завершения.

•  Парадоксальная коммуникация: концепция «двойной связи»

Концепция «двойной связи» возникла как результат  исследований семей больных шизофренией Г. Бейтсона, Д. Джексона, Дж. Хейли, и Дж. Бикланда, проводившихся в Пало-Алто, Калифорния (Bateson, Jackson, Haley, and Weakland, 1956). «Двойная связь» — разновидность того, что они назвали «парадоксальной коммуникацией», — получается, если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Когда вы заявляете, что нечто вам очень интересно, не отрываясь при этом от газеты, — вот довольно типичный пример парадоксальной коммуникации. Любая разумная реакция на нее обречена, быть ошибочной. Такая коммуникация — не столь уж редкая вещь в повседневной жизни семьи. Однако, занимая большое место в общении с детьми, она может оказывать и патогенное влияние (Steinglass, 1978).

«Двойная  связь* — особенно деструктивная  форма парадоксальной коммуникации, где к противоречивому (парадоксальному) сообщению добавляется и запрет замечать (или, по крайней мере, комментировать) его противоречивость. Пример — коммуникативное поведение молодой женщины в ходе сексуального сближения. Когда ее муж пытается сблизиться с нею, она застывает и отодвигается, когда же он начинает «отступать», она (не желая считаться холодной или фригидной) провоцирует его на сближение и в обидной для него манере спрашивает, почему он сегодня такой пассивный. Муж в этой ситуации включен в «двойную связь*. Какому бы побуждению со стороны жены он ни подчинился, он одновременно нарушит другое.

Позднейшие  исследования не подтвердили предположений  об участии «двойной связи» в этиологии шизофрении, однако ее деструктивная роль в межличностной коммуникации в семье не вызывает сейчас никаких сомнений.

•  «Замаскированная коммуникация»: мистификация

Это понятие  введено Р. Лэингом (Laing, 1965) для описания способов коммуникации при внутрисемейных конфликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке, затушевыванию того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает.

Пример: молодой муж возвращается с работы и находит свою жену там, где он ее оставил, — перед телевизором, в тех же грязных джинсах, окруженную тем же беспорядком.

Жена  (реагирует на его хмурый вид). Ты зол?

Муж (который в действительности крайне раздражен). Да нет, я просто сильно устал.

Жена. Так  почему же ты выглядишь таким злым?

Муж. Тебе это просто, кажется.

Жена. Зачем  ты говоришь неправду? Я же вижу...

М у ж. Я не знаю, о чем ты говоришь...

Основная  функция данной мистификации — сохранить  статус-кво (в данном случае, видимость нормальных взаимоотношений), а способ — неверное сообщение о причине того, что произошло.

Другой  пример — когда ребенок жалуется, что ему плохо, родители ему отвечают: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Просто ты неблагодарный».

В обоих  случаях ради спокойствия индивида интерпретация сообщения так  искажается, что его информационная роль сводится к нулю.

• Информационный тренинг

На основе исследований процессов коммуникации разработан ряд тренинговых методик. Это, во-первых, тренировки внимания и  восприимчивости в ходе

коммуникации.

Психологи и врачи, занимающиеся семьей, всегда понимали, что взаимное внимание супругов, а также родителей и детей, выраженный интерес к тому, что каждый из них может сообщить другому, — немаловажный момент супружеского взаимопонимания. Однако по-настоящему значение его было осознано после исследования Т. Гордона, где было доказано, что значительная часть информации, которой обмениваются члены семьи, обычно остается невоспринятой (Т. Gordon, 1975). Особенно это касается информации, идущей «снизу вверх» — например, от детей к родителям. Важно и то, что сама не воспринятость информации ускользает от передавшего — он склонен считать, что все, что он хотел сказать, воспринято и понято.

Под влиянием работ Т. Гордона составлен ряд  тренировочных программ по формированию «искусства внимательного слушания» (Garland D., 1981), в ходе которых формируются элементарные на первый взгляд, но чрезвычайно важные и часто отсутствующие в обычной семейной жизни навыки: поворот тела по направлению к говорящему, поддержание контакта глазами, «парафраз» — т. е. повторение сказанного другим членом семьи с уточняющим вопросом: «правильно ли я понял то, что вы хотите сказать?»

Другое  направление совершенствования  внутрисемейной коммуникации — это  повышение осознанности коммуникационного  поведения. Как уже указывалось, многое в сложном коммуникационном процессе ускользает от самих общающихся, в особенности это касается невербальной части общения: жестов, мимики, интонации. Специальные тренировки с применением видеотехники помогают членам семьи начать более осознанно подходить к тому, как они общаются (Scholz M., 1980). Ряд исследований и тренинговых систем направлен на развитие у членов семьи способности выражать свои чувства в адекватной и понятной другим форме (Wells R., Figure J., 1982). Исследования, проведенные среди лиц, посещавших те или иные тренировочные программы, подтвердили их эффективность, и в частности — положительное влияние на удовлетворенность семейными отношениями и стабильность семьи (Montgomery В., 1981).

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации

Существует  целый ряд исследований процессов  коммуникации, результаты которых используются в психокоррекционной деятельности. В то же время эти результаты вызывают определенное разочарование: пока все  реальные успехи достигнуты в коррекции  семейных отношений здоровых людей. Слишком мало еще известно о связи  межличностной коммуникации с серьезными личностными нарушениями — нервно-психическими расстройствами. Большие надежды, которые на ранних этапах развития семейной психотерапии связывались с изучением внутрисемейной коммуникации и роли ее нарушений в этиологии серьезных психических заболеваний (таких, например, как шизофрения), пока не оправдались. На сегодняшний день исследователи выяснили, что столь важное внутрисемейное явление, как межличностная коммуникация, влияет на психическое здоровье ее членов лишь опосредованно, через участие в формировании уровня удовлетворенности семьей, степени ее стабильности и т. п.

В действительности нарушения межличностной коммуникации, по-видимому, играют весьма серьезную  роль в этиологии широкого круга  психогенных заболеваний. Однако выявление этой роли должно идти, на наш взгляд, несколько иначе, чем раньше. Полезную роль здесь могла бы сыграть предложенная нами ранее теория «семейно-необходимой» (функциональной) информации (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

Общий недостаток многих исследований семейной коммуникации — это их ограниченность рамками  учения о коммуникационном канале. Как известно, оно охватывает лишь определенный период: с момента, когда  возникает необходимость передачи информации, до момента ее получения, декодировки и интерпретации. Между  тем при изучении семьи важнейшую  роль играют процессы, в силу которых информация становится собственно информацией — ведь она является таковой не вообще, не независимо от каких-то объективных условий, а лишь относительно определенной системы. То, что является информацией в одной системе, не является ею в другой. Это связано, прежде всего, с тем, способна ли она произвести изменения в системе. Если система никак не реагирует на информацию - это значит, что для данной системы она информацией не является. Известие об измене мужа (в отличие от известия о прошлогоднем снеге) является семейной информацией, потому что способно внести большие изменения в жизнь семьи.

В соответствии с этим положением при анализе  коммуникационных процессов в определенной семье необходимо установить, в какие состояния может перейти данная семья, и затем: существует ли такая информация, которая, оказавшись в системе межличностной коммуникации семьи, может перевести семью из одного состояния в другое? Например, семейный психотерапевт анализирует нервно-психическое расстройство у одного из членов семьи, которое возникло под влиянием каких-либо внутрисемейных процессов. Он должен выяснить, наличие каких коммуникационных процессов (появление какой информации в межличностном общении) могло бы предупредить или остановить развитие неблагоприятных семейных процессов, оказавшихся источником психической травматизации. Установив факт возникновения невроза или реактивной депрессии под воздействием нарушений системы семейных представлений или системы взаимного влияния в семье, психотерапевт должен далее выяснить, какие межличностные коммуникационные процессы могли предупредить нарушение этих сторон жизнедеятельности семьи.

Если  существуют такие межличностные  коммуникационные процессы, которые могли бы воспрепятствовать нарушению, то возникают вопросы: как эти процессы могли возникнуть в данной семье, почему они не возникли? Иначе говоря, нужно выяснить: кто, какую информацию, кому и каким способом должен был передать, чтобы не было психической травматизации, а также, откуда, в результате каких процессов должны были у коммуникатора появиться и сама информация, и понимание того, что ее необходимо передать?

Информация о работе Нарушение межличностной коммуникации в семье