Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим основные теории личности, имеющие отношение к человеческим потребностям, разработанные учеными в ХХ веке.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ. 4
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА. 4
2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ 12
2.1. Человек и его потребности в теории психоанализа Зигмунда Фрейда 12
2.2 Теория личности К. Юнга 16
2.3 Теория гуманистического психоанализа Э. Фромма 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

человек и его потребности (для сайта).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Далее, правда, обнаруживается, что в современном  обществе потребности развиваются под воздействием не только модуса обладания, но и модуса бытия. Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах. При этом акцент делается в первую очередь на психологии человека и влиянии на него социальной среды. Проведенный Фроммом анализ направлений развития личности, системы ценностей западной цивилизации помогает лучше понять все эти аспекты концепции потребностей.

    Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход "межличностной" теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как "относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений", Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

    Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название "третьей силы в психологии". Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя "целостно-динамический подход", Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции "полностью функционирующей личности", предложенной Роджерсом, и понятию "реализации смысла жизни" Франкла. Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". 3

 

2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ

2.1. Человек и его  потребности в  теории психоанализа  Зигмунда Фрейда

    Учение  о влечении разработал главным образом  З. Фрейд, вписавший этим учением  новую, своеобразную главу в психологию. Он построил его на большом клиническом материале, преломлённом, однако, через призму общей его - в целом для нас неприемлемой - концепции.

    З. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные влечения и влечения «я», или самосохранения, а позже - влечения эроса и влечения смерти. Но, введя вторую группу влечений в построение своей системы, Фрейд фактически сосредоточил своё исследование на изучении сексуальности и пришёл к чудовищному пансексуализму, превратив всю жизнь человека в одно сплошное, открытое или замаскированное, проявление пола.

    Для Зигмунда Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма, самодовлеющую  силу. Оно представляется порождением  замкнутого в себе организма, вне  сознательных отношений личности к  окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, это, с точки зрения Фрейда, «самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный» 4 Он присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». Фрейд недаром говорит о судьбе влечений; они, по Фрейду, определяют судьбу человека.

    Для Фрейда влечения - это основные стимулы  человеческой деятельности, которая  «подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения или удовольствия, или неудовольствия».5 Влечение необходимо требует удовлетворения. Однако непосредственное удовлетворение влечений не всегда возможно. Общественная среда часто налагает на него свой запрет, подвергает его «цензуре». Тогда влечение либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение переключается на другие пути и находит себе опосредованное удовлетворение в различных формах творческой человеческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне - в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда отреагирование неудовлетворённых, вытесненных влечений этими безобидными способами оказывается недостаточным, тогда неизбежным результатом оказывается невроз.

    Фрейд отрывает влечение - этот начальный  чувственный момент, отражающий органическое состояние в ощущениях, от всей последующей  психической деятельности человека по осознанию своей потребности. Фрейдистскому понятию влечения мы противопоставляем иное, согласно которому влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности в органической, интероцептивной чувствительности. 6

    Существуют различные формы проявления потребностей: влечение является лишь одной из них. Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять в примитивном плане органической чувствительности, как если бы эта последняя и вся остальная жизнь сознания были бы друг для друга непроницаемыми сферами. Это относится также и даже особенно к сексуальному влечению, потому что оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и органически включается во всю сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает, таким образом, совсем новое отражение в чувстве. Влечение, как отражение потребности в органической (интероцептивной) чувствительности, включено в него лишь как один, органически слитый с целым, момент. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу её мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.

    Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

    Принцип постоянства -- принцип, согласно которому психический аппарат стремится  поддерживать имеющееся в нем  количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоянство достигается, с одной  стороны, разрядкой уже имеющейся  энергии, с другой -- избеганием того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию.

    В определении этого принципа сохраняется  двусмысленность: тенденция к ослаблению напряжения и тенденция к поддержанию  постоянного энергетического уровня выступают как тождественные.

    Вместе  с тем тенденция к полному  устранению возбуждения (или принцип  Нирваны) считается основным, а другие принципы выступают как ее разновидности. Этими принципами являются принцип  удовольствия и принцип реальности. В соответствии с принципом удовольствия цель психической деятельности в целом -- избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия. Поскольку чаще всего неудовольствие связано с возрастанием количества возбуждения, а удовольствие -- с его ослаблением, постольку принцип удовольствия -- это экономический принцип.

    Принцип реальности образует пару с принципом  удовольствия и видоизменяет его  действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск  прямых и непосредственных удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.

    С точки зрения энергетики принцип  реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную; с точки зрения топики он характеризует  главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я.

    Хотя  Фрейд видел в душевной жизни, а может быть, и в нервной  системе в целом лишь одну тенденцию, на уровне влечений он ввел фундаментальный и неустранимый дуализм влечений к смерти, или полному устранению напряжений, и влечений к жизни, или сохранению и созданию живых организмов, что предполагает более высокий уровень энергетического напряжения. Этот дуализм влечений многие авторы считают дуализмом принципов: он раскрывается в последовательности главных фрейдовских противопоставлений, как свободная энергия -- связанная энергия, высвобождение -- связывание, первичный процесс -- вторичный процесс.

    Что касается разработанной З.Фрейдом психоаналитической теории личности, то ее можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

    Самосознание  человека З.Фрейд сравнивал с  вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

    Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» «Оно» - это  собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

    «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

    Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

    Состояния неудовлетворенности собой, тревожности  и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

    Теория  личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов  неоднократно подвергались критике. Эта  критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его  социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда в разработке общепсихологической теории личности.

2.2 Теория личности К. Юнга

    При анализе концепции Карла Юнга можно сделать вывод о том, что самореализация - это реализация нравственной потребности человека совершать добрые поступки, при этом наиболее квалифицированно добрые дела могут совершаться при высоком уровне развития личности, её интеллектуального и нравственного потенциала, воспитывать же в себе эту нравственную потребность необходимо на протяжении всей жизни.

    Жизненные потребности в юнговском понимании  не ограничиваются физиологией, Юнг  не отрицает даже существование духовных потребностей. В подтверждение своей мысли Юнг приводит пример с кастратами, которые определенно лишены сексуальной потребности, но в то же время не становятся шизофрениками. Объясняя галлюцинаторную активность переполнением «Я» архетипами из коллективного бессознательного, Юнг поставил по существу вопрос о качественном сходстве шизофрении и сна. Толчком к шизофрении, по Юнгу, может послужить неразрешимый конфликт, разрешение которого тем не менее жизненно важно. «Когда данный субъект почувствует, что никто не в состоянии ему помочь, и что сам он также не в силах справиться с внутренними затруднениями, его охватывает паника, приводящая к хаосу душевного расстройства»7

Информация о работе Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях