Мышление как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

Содержание

Введение;
1. Мышление как процесс;
2. Виды и формы мышления;
3. Особенности творческого мышления;
Задания по формированию практических компетенций:
1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.
Заключение;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология-алеся.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Каждый  пункт данного опросника состоит  их утверждения, за которым следует  пять его возможных окончаний. Задача – указать ту степень, в которой  каждое окончание применимо наиболее точно к типу поведения. На бланке ответов напротив каждого окончания проставляются номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. ( Всего таких групп в опроснике 18).

       Заполнив  опросник получила результаты:  1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.

       Обработка результатов :

       Определила  предпочтение того или иного стиля при помощи ключа. Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, пользуясь ключом, суммировала баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу,  проверила правильность вычислений. Для этого  сложила суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно равно 270, что озночает, что вычисления верны.

       Интерпретация результатов (на основании ключа к опроснику) : объяснение результатов проводила  на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления:

       Синтетический стиль (36 баллов): этот стиль абсолютно чужд, вероятно, не пользуюсь им практически нигде и никогда, даже если этот стиль является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

       Прагматический стиль(37 баллов): стойкое игнорирование данного стиля.

       Аналитический стиль(43 баллов): характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления, то есть, при прочих равных условиях, по возможности,  избегаю использования данного стиля при решении значимых проблем.

       Реалистический стиль(65 баллов): отдаю умеренное предпочтение этому стилю. Иначе говоря, при прочих равных условиях, предрасположена использовать этот стиль больше или чаще других.

       Идеалистический стиль(72 баллов): очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Другими словами, чрезмерно фиксирована на нем, использую его практически во всех ситуациях, следовательно, и в таких, где этот стиль является далеко не лучшим (или даже неприемлемым) подходом к проблеме.

       Краткая характеристика стилей мышления.

       Синтетический стиль мышления проявляется в  том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

       Идеалистический стиль мышления проявляется в  склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов.

       Прагматический  стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех  материалов и информации, которые  легко доступны, стремясь как можно  быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

       Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое  и всестороннее рассмотрение вопроса  или проблемы в тех аспектах, которые  задаются объективными критериями, склонен  к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

       Реалистический  стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

       Индивидуальный  стиль мышления каждого человека влияет на способы решения проблем, которые он выбирает, на способы  поведения, на личностные особенности человека. Очевидно, что у большинства людей существуют смешанные варианты стилей мышления, с преобладанием в той или иной степени какого-то одного. При этом у каждого человека есть один или два ведущих стиля мышления. Стили мышления, по сути, отвечают за постановку цели в процессе решения проблемы. 
 
 

 

       
    1. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.

       Упражнение  №1. "На что это похоже"?

       

       Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

       Упражнение  №2. Задание типа "Заполни пробел".

       

       Упражнение  №3. Игра "Кубики". 

       Материал  состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

       свивается эта игра поэтапно.

       Первый  этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква  Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.

       Второй  этап - освоение способов присоединения  одной части к другой.

       Третий  этап - складывание объемных фигур  из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

       Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

       

       Также могут использоваться и другие аналогичные упражнения.

       Очень эффективными упражнениями для развития логического мышления являются нарды, шашки, шахматы, пазлы, конструкторы, сбор пластиковых и деревянных мини-моделей кораблей и самолётов, решение кроссвордов и др. «классические» логические игры.

 

        Заключение.

       Творческие  способности, в отличие от специальных  способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле  ее выполнения, который может быть назван творческим.

       Для творческого стиля на всех уровнях  деятельности характерны прежде всего  самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и  проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

       Однако  общеизвестно, что при одной и  той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется  шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие комфортности соглашательства) и т.д.

       Проблемный  характер подхода к изучаемым  явлениям — это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет.

       Динамичность  мышления — способность быстро, творчески ориентироваться в  ситуации, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания ситуации и определение оснований.

       Оперативность мышления — включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании фактов наиболее значимы.

       Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем.

       Глубина мышления проявляется в выявлении  существенных свойств, связей и отношений  между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза.

       Логичность  мышления — это развитие последовательности мыслительного процесса, умение сделать  обобщающие выводы из обширных и разнообразных  фактов. Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого мышления заключается в том, что в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

 

        Список литературы.

    1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.-СПб.,2006.
    2. Бородина, Г.В. основы психологии и педагогики : учеб. пособие для студентов перед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. В.Бороздина. – Минск, 2004.
    3. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учеб. пособие / Л. А. Вайнтейн [и др.].-Минск,2005.
    4. Козубовский, В. М. Общая психология : личность :  учеб. рособие/ В.М. Козубовский. – Минск, 2005.
    5. Козубовский, В. М. Общая психология : методология, сознание, деятельность : учеб. пособие / В. М. Козубовский.-Минск, 2003.
    6. Первин, Л. Психология личности: теории и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М., 2000.

Информация о работе Мышление как психический процесс