Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа
Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.
Введение;
1. Мышление как процесс;
2. Виды и формы мышления;
3. Особенности творческого мышления;
Задания по формированию практических компетенций:
1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.
Заключение;
Список литературы.
Каждый
пункт данного опросника
Заполнив опросник получила результаты: 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.
Обработка результатов :
Определила предпочтение того или иного стиля при помощи ключа. Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, пользуясь ключом, суммировала баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, проверила правильность вычислений. Для этого сложила суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно равно 270, что озночает, что вычисления верны.
Интерпретация результатов (на основании ключа к опроснику) : объяснение результатов проводила на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления:
Синтетический стиль (36 баллов): этот стиль абсолютно чужд, вероятно, не пользуюсь им практически нигде и никогда, даже если этот стиль является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.
Прагматический стиль(37 баллов): стойкое игнорирование данного стиля.
Аналитический стиль(43 баллов): характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления, то есть, при прочих равных условиях, по возможности, избегаю использования данного стиля при решении значимых проблем.
Реалистический стиль(65 баллов): отдаю умеренное предпочтение этому стилю. Иначе говоря, при прочих равных условиях, предрасположена использовать этот стиль больше или чаще других.
Идеалистический стиль(72 баллов): очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Другими словами, чрезмерно фиксирована на нем, использую его практически во всех ситуациях, следовательно, и в таких, где этот стиль является далеко не лучшим (или даже неприемлемым) подходом к проблеме.
Краткая характеристика стилей мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что если...». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.
Идеалистический
стиль мышления проявляется в
склонности к интуитивным, глобальным
оценкам без осуществления
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.
Индивидуальный
стиль мышления каждого человека
влияет на способы решения проблем,
которые он выбирает, на способы
поведения, на личностные особенности
человека. Очевидно, что у большинства
людей существуют смешанные варианты
стилей мышления, с преобладанием в той
или иной степени какого-то одного. При
этом у каждого человека есть один или
два ведущих стиля мышления. Стили мышления,
по сути, отвечают за постановку цели в
процессе решения проблемы.
Упражнение №1. "На что это похоже"?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел".
Упражнение
№3. Игра "Кубики".
Материал состоит из 27 обычных кубиков, - склеенных между собой так, что получается 7 элементов:
свивается эта игра поэтапно.
Первый этап - рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 - буква Т, 2 - буква Г, элемент 3 - уголок, 4 - зигзаг молнии, 5 - вышка со ступеньками, 6 и 7 - крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучшее и эффективнее.
Второй этап - освоение способов присоединения одной части к другой.
Третий этап - складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.
Четвертый этап - складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.
Также могут использоваться и другие аналогичные упражнения.
Очень эффективными упражнениями для развития логического мышления являются нарды, шашки, шахматы, пазлы, конструкторы, сбор пластиковых и деревянных мини-моделей кораблей и самолётов, решение кроссвордов и др. «классические» логические игры.
Заключение.
Творческие
способности, в отличие от специальных
способностей, определяющих успешность
в конкретных видах деятельности,
проявляются в любой
Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.
Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие комфортности соглашательства) и т.д.
Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет.
Динамичность мышления — способность быстро, творчески ориентироваться в ситуации, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания ситуации и определение оснований.
Оперативность мышления — включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании фактов наиболее значимы.
Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем.
Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза.
Логичность мышления — это развитие последовательности мыслительного процесса, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных фактов. Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого мышления заключается в том, что в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.
Список литературы.