Мышление как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

Содержание

Введение;
1. Мышление как процесс;
2. Виды и формы мышления;
3. Особенности творческого мышления;
Задания по формированию практических компетенций:
1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.
Заключение;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология-алеся.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Министерство образования Республики Беларусь 

       Учреждение  образования «Витебский государственный  технологический университет» 

       Кафедра истории и права 
 
 

       Контрольная работа

       по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

       Тема 15. «Мышление как психический процесс» 
 
 
 
 

                                                 Выполнила

                                                 студентка гр.группа

                                                 Романович А.В.

                                                 шифр № (зач.книжки) 

                                                 адрес:210032, г.Витебск,

                                                 пр-т Победы д.7, кв.56. 
 

       Витебск

       2010

       План  выполнения контрольной работы:

Введение;

  1. Мышление как процесс;
  2. Виды и формы мышления;
  3. Особенности творческого мышления;

Задания по формированию практических компетенций:

  1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
  2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.

Заключение;

Список литературы.

 

        Введение.

       Проблема  мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

       Психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки. Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.

       Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей  человек должен опосредованно через  известные элементы и соотношения  найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.

       Важность  психологического изучения мышления состоит  еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.

       Цель  работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

       Задачами  работы являются:

       • Исследование сущность творческого мышления;

       • Исследование понятия интеллектуальных способностей человека;

       Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, монографии.

 

  1. Мышление как процесс.

       В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате

       мышления  он получил определенные сведения и  об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

       Познавая  мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

       Мышление  дает ответ на такие вопросы, которые  нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

       Мышление - опосредованное и обобщенное отражение  существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

       Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

       Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

       Но  мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

       Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

       Язык  является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

       Мышление  социально обусловлено, оно возникает  лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

       Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

 

  1. Виды и формы мышления.

       В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

       1) генезису развития;

       2) характеру решаемых задач;

       3) степени развернутости;

       4) степени новизны и оригинальности;

       5) средствам мышления;

       6) функциям мышления и т.д.

            1. По генезису развития различают  мышление:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое;
  • абстрактно-логическое.

            Наглядно-действенное мышление - вид  мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

            Наглядно-образное мышление - вид  мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

            Словесно-логическое мышление - вид  мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

            Абстрактно-логическое (отвлеченное)  мышление - вид мышления,

       основанный  на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

       Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

            2. По характеру решаемых задач  различают мышление:

  • теоретическое;
  • практическое.

            Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических

       рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

       Теоретическое мышление - это познание законов  и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

            3. По степени развернутости различают  мышление:

  • дискурсивное;
  • интуитивное.

       Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

            4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • репродуктивное
  • продуктивное (творческое).

            Репродуктивное мышление - мышление  на основе образов и

       представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

       Продуктивное  мышление - мышление на основе творческого воображения.

            5. По средствам мышления различают  мышление:

  • вербальное;
  • наглядное.

            Наглядное мышление - мышление на  основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

       Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

            6. По функциям различают мышление:

  • критическое;
  • творческое.

            Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

       В психологической науке различают такие логические формы мышления как:    

Информация о работе Мышление как психический процесс