Мышление как психический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной.
Цель работы – раскрыть и проанализировать особенности творческого мышления.

Содержание

Введение;
1. Мышление как процесс;
2. Виды и формы мышления;
3. Особенности творческого мышления;
Задания по формированию практических компетенций:
1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.
2. Подберите упражнения, которые Вы можете использовать для развития логического мышления.
Заключение;
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология-алеся.doc

— 168.00 Кб (Скачать)
  • понятия;  
  • суждения;  
  • умозаключения. 

            Понятие - это отражение в сознании  человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:    

  • общими и      единичными;  
  • конкретными и      абстрактными;  
  • эмпирическими и      теоретическими. 

            Общее понятие есть мысль, в  которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

       В зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

       Специфическим содержанием теоретического понятия  выступает

       объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

       Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

       Суждения образуются двумя основными способами:    

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно -  путем умозаключений или рассуждений. 

       В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и

       высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое)суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

       Суждения  могут быть:

  • истинными;
  • ложными;
  • общими;
  • частными;
  • единичными.

            Истинные суждения - это объективно  верные суждения. Ложные

       суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности.

       Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

            Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл.

       Следовательно, олово - электропроводно". Различают  умозаключение:    

  • индуктивное;  
  • дедуктивное;  
  • по аналогии. 

            Индуктивным называется такое  умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

  1. Особенности творческого мышления.

       Мышлению  конкретного человека присущи индивидуальные особенности.

       Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:

  • продуктивность ума;
  • самостоятельность;
  • широта;
  • глубина;
  • гибкость;
  • быстрота мысли;
  • творчество;
  • критичность;
  • инициативность;
  • сообразительность и т.д.

       При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

            Самостоятельность мышления - умение  увидеть и поставить новый

       вопрос  или проблему, а затем решить его  собственными силами. Творческий

       характер  мышления отчетливо выражается именно в такой амостоятельности.

            Гибкость мышления - способность  изменять аспекты рассмотрения

       предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное пере структурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

            Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в

       склонности  к шаблону, к привычным ходам  мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

            Темп развития мыслительных процессов - минимальное число

       упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

            Экономичность мышления - число логических  ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

            Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

            Глубина мышления - умение вникать  в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

            Последовательность мышления - умение  соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

            Критичность мышления - качество  мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

            Устойчивость мышления - качество  мышления, проявляющееся в

       ориентации  на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже

       известные закономерности.

       Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.    

       Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого мышления заключается  в том, что в решении известных  или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

       В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи.

       Вторая  особенность творческого мышления состоит в том, что творчески  мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворческий мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.

       Третья  характерная черта творческого  мышления состоит в стремлении творчески  мыслящего человека среди всех возможных, доступных ему способов решения задачи найти самое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для нетворческого или репродуктивного мышления.

       Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны.

       Функция воздействия заключается в способности человека посредством  речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

       Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

       Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

       Функция обозначения состоит в способности  человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

        Задания по формированию практических компетенций.

    1. Проведите диагностику стиля своего мышления, интерпретируйте свои результаты.

       Провела диогностику стиля своего мышления, на основании опросника. Опросник рассчитан  на диагностику 5 стилей мышления и  содержит 18 утверждений. Стили мышления:

  • синтетический стиль
  • идеалистический стиль
  • прагматический стиль
  • аналитический стиль
  • реалистический стиль

       Опросник "СМ" представляет собой русскоязычную  адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N. Y.. Berkley Books, 1984. P 189-193). Перевод и адаптация выполнены А.А Алексеевым.

         Процедура проведения : изучив текст  опросника, отметила соответствующие пометки.

       Инструкция 

       Этот  опросник предназначен для того, чтобы  помочь  определить предпочитаемый  способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации можно потучить в том случае если как можно точнее сообщать об особенность реального мышления, а не о том, как  следовало бы мыслить.

Информация о работе Мышление как психический процесс