Мозговой штурм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Содержание

Введение 1
1.Метод мозгового штурма 3
2. Этапы мозгового штурма 5
3. Технологии мозгового штурма 9
4.Достоинства и недостатки мозгового штурма 13
Достоинства и недостатки мозгового штурма 15
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Принцип организации метода мозгового штурма.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

 

3. Технологии мозгового штурма

 

     У мозгового штурма есть достаточно много  разновидностей, большинство из которых  можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски.

     Выделяют:

     1) Обратный мозговой штурм

     Его предпочтительно применять при  создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой  идеи, когда решаются две творческие задачи:

    • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
    • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

     Цель  метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного  списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

     В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных  проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности  эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

     2).Теневой мозговой штурм

     Далеко  не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии  и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

     Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей.  Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

     Перечень  выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками  теневой подгруппы, передаются после  завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

     3). Комбинированный мозговой штурм

     Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного  мозгового штурма могут  быть совместно использованы в различных комбинациях.

     Двойной прямой мозговой штурм  заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

     Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

     4). Брейнрайтинг

     Эта методика основана на  технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

     5). Индивидуальный мозговой штурм

     Данный  метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового  штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

     Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

     6). Мозговой штурм на доске

     В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

     7) Мозговой штурм в стиле «соло»

     Этой  технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так  и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

     8) Визуальный мозговой штурм

     Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная  в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики
    • Быстрая реакция

Таким образом. из выше перечисленного можно сделать вывод, что применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач.

 

 4.Достоинства и недостатки мозгового штурма

 

     Сущность  процесса и механизм мозгового штурма легко продемонстрировать с помощью  данной схемы: 

Основная  структура метода “мозгового штурма” 
 

    

      

    

      
 
 
 
 
 

 
 

На стадии поиска следует избегать

оценки  предложений 
 
 
 
 

Желательно  получить как можно больше предложений

        

           Нет

                          Да  
 

                         

Нет

 

Нет

Да

Да

 
 
 
 
 

    

Важно помнить «золотые правила» организации  мозгового штурма в компании, к ним  можно отнести: 

  • Классифицируйте  и поясняйте проблему.
  • Согласовывайте с участниками совещания процессы и методы разрешения проблем.
  • Разделяйте известную информацию по предложенным критериям (сильные стороны, слабые и т.д.)
  • Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации.
  • Применяйте линейное или логическое мышление.
  • Принимайте в расчет предпочитаемые стили и технологии взаимодействия.
  • Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сессии «мозгового штурма» и «синектики».
  • Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения проблемы.
  • Делитесь информацией, выработанной участниками или своей собственной.
  • Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций.
  • Избегайте ограничений в формулировках.
  • Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками совещания.
  • Задавайте открытые вопросы, вопросы на развитие, используя слова: «Когда, где, почему, какой, зачем, что и как» и вопросы на понимание, по типу: «Правильно ли я понял?»
  • Помните о точке зрения партеров, клиентов, участников совещания.
  • Консультируйтесь с другими заинтересованными лицами.
  • Согласовывайте и применяйте практические действия по разрешению возникающих проблем.
  • Настаивайте на своевременном решении проблем и обосновании решений с позиции: где, кто, когда, на какие средства, как?

Достоинства и недостатки  мозгового штурма

     Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений  свойственны определенные достоинства и недостатки.

     Одно  из наиболее важных преимуществ мозгового  штурма заключается в том, что  во  время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование  идей происходит  в условиях комфортной творческой атмосферы.

       Идет активизация всех участников  процесса. Они глубоко вовлечены  в ход генерирования идей и  их обсуждение, более гибко осваивают  новые идеи, чувствуют себя равноправными.

     Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

     Происходит  выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает  синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

     Привлекается  большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

     Мозговой  штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

     Необходимо  выделить также недостатки мозгового  штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.

       В связи с тем, при мозговой  атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят  от реальной проблемы. В потоке  разнообразных предложений бывает  порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

     Из-за высокой степени вовлеченности  участников совещания ответственность  за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

     При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники  совещания могут быть не удовлетворены  эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут  настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Информация о работе Мозговой штурм