Мотивация учебной деятельности у студентов специальности «социальная работа»

Автор: Юля Гордеева, 07 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассказывается об учебной деятельности, мотивации, ее характере, видах мотивов, а также о сфере образования социальной работы.
Вторая глава посвящена описанию результатов эмпирического исследования мотивации учебной деятельности у студентов младших и старших курсов специальности «социальная работа».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Учебная деятельность и мотивация. Образование в социальной сфере 5
1.1 Понятие учебной деятельности, мотива и мотивации 5
1.2 Особенности учебной деятельности на специальности «социальная работа» 13
Глава 2.Исследование особенностей мотивации учебной деятельности специальности социальная работа» 18
2.1 Общие сведения об исследовании 18
2.2 Анализ результатов исследования учебной мотивации у студентов первого и четвертого курсов специальности «социальная работа» 19
2.3 Выводы 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Работа содержит 1 файл

курсовая 2008.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      Для достижения целей необходимо было выполнить  следующие задачи:

    • выявить мотивацию поступления студентов на специальность «социальная работа»;
    • выявить особенности мотивации учебной деятельности на первом и четвертом курсе.

   Объектом  исследования выступают студенты первого  и четвертого курсов специальности  «социальная работа».

   Предметом исследования выступает мотивация  учебной деятельности у студентов  младших и старших курсов специальности  «социальная работа»

     В данной работе можно выдвинуть следующие гипотезы:

  • Мотивы, потребности, отношение и интерес у студентов первого и четвертого курса различаются.
  • Мотивация поступления на специальность «социальная работа» у студентов первого и четвертого курса различна, потому что их потребности, интерес и отношение к учебной деятельности отлично друг от друга.

      Выбор метода сбора данных и его обоснование  – один из важнейших и ответственных  этапов любого исследования. Метод, должен соответствовать изучаемой проблеме, его характеристики должны соответствовать задачам исследования, специфике изучаемой темы, а также он  должен учитывать субъективные оценки и предпочтения респондентов.

      В настоящей работе проводился анкетный опрос студентов первого и  четвертого курсов. Анкета содержит в  себе 13 вопросов, закрытого типа. Респонденты должны были выбрать из предложенных вариантов ответов, то вариант, который им подходит. 

      2.2 Анализ результатов исследования учебной мотивации у студентов первого и четвертого курсов специальности «социальная работа»

 

     В ходе анализа данных по анкетированию  студентов первого и четвертого курсов выяснилось, что в вопросе  о выборе специальности большинство  студентов первого курса придерживались мнения о том, что при поступлении  они изначально хотели поступать  именно на специальность «социальная работа», чего совершенно не выбрали студенты четвертого курса. Так же из рисунка 1 мы видим, что почти равное количество студентов, как первого, так и четвертого курсов придерживались мнения о том, что они подавали заявление более чем на одну специальность. И значительное количество студентов четвертого курса не хотели  поступать на данную специальность, чего совершено не прослеживается у студентов первого курса.

Рис. 1 Выбор  специальности 

     Анализируя  рисунок 1 можно сделать предположение о том, что у студентов четвертого курса на момент поступления в вуз не было большого количества информации о данной профессии. Возможно, причина этого заключается в том, что эта специальность ещё слишком молода, и во время их поступления о ней говорилось слишком мало или вообще не упоминалось.  Что же касается студентов первого курса можно предположить, что у них сейчас большой объем информации и представлений о данной специальности, благодаря тому, что данная специальность уже развита и сформирована, и студенты уже заранее знают, что они будут изучать, и чем они будут заниматься в будущем.

Рис.2 Причины  поступления на специальность «социальная  работа» 

     Из  рисунка 2 можно сделать  выводы о  том, что причины поступления  у первого и четвертого курсов различны. Из рисунка 2 видно, что студенты первого курса поступали на данную специальность, руководствуясь в первую очередь такими причинами как, интерес к профессии и получение знаний в этой области, а также в дальнейшем они будут стремиться оказывать помощь людям и реализовывать свои способности и навыки в данной области. Причины поступления четвертого курса значительно отличаются оттого, что выбирали студенты первого курса. Итак, по мнению студентов четвертого курса, первой причиной их поступления было получение диплома о высшем образовании, второй причиной их поступления является то, что у них не было других альтернатив. Третьей причиной их поступления является интерес к специальности «социальная работа». Так же из рисунка 2 видно, что почти в равном соотношении студенты первого и четвертого курсов придерживались мнения о том, что причинами их поступления являются советы родственников и друзей, а также семейная традиция. 

    Рис.3 Потребность, интерес и отношение к учебе 

          Из рисунка 3 можно сделать вывод о том, что интерес и потребность в учебе у студентов первого курса наиболее выражена. Если же  соотносить интерес и отношение к учебе на четвертом курсе, то можно сказать, что они находятся в равном отношении, по сравнению с потребностью, которая выше интереса и отношения к учебе, но ниже той потребности, которая преобладает у первого курса. Отсюда так же можно сделать вывод о том, что студентам первого курса специальность «социальная работа» более интересна и важна, чем студентам четвертого курса.

    Рис. 4 Учебные мотивы 

   На  рисунке 4 мы видим три группы мотивов  и к каждой группе отнесено по два  определенных мотива, это позволяет  нам сделать вывод о том, что  интеллектуально-познавательные мотивы выражены наиболее ярко как у первого, так и у четвертого курсов. Рассматривая морально-этические мотивы можно сделать вывод о том, что чувство долга и ответственности, а также помощь людям наиболее выражены у первого курса, и помощь людям у них выходит на первый план. Если рассматривать эмоционально- эстетические мотивы то можно сказать, что получение положительных эмоций у студентов двух курсов почти равное, но преобладают они все равно в большей степени у первого курса.

   

    Рис.5 Эмоции, которые проявляются в процессе учебной деятельности 

      На рисунке 5 мы четко видим, что у студентов двух курсов в равной мере преобладают положительные эмоции, а вот соотношение положительных и отрицательных эмоции значительно преобладает у первого курса. Преобладание отрицательных эмоций явно выражено только у четвертого курса, когда у первого курса отрицательные эмоции отсутствуют вообще. Такое распределение можно характеризовать тем, что у студентов старших курсов за годы обучения возникали трудности, проблемы, появлялись отрицательные эмоции, которые в итоге дали нам такой результат. А так же это можно характеризовать такими причинами как отсутствие интереса к учебной деятельности, непонимание в коллективе, отсутствие взаимопонимания между студентом и преподавательским составом. Что касается первого курса то о них можно сказать, что они только начинают учиться и все трудности, проблемы, негативные эмоции им еще придется испытать. И быть может через пару лет, вновь попросив их заполнить анкету, мы получим совершенно другие результаты.  

    Рис. 6 Отношение к оценкам 

   Рассматривая следующий рисунок, мы видим, что для студентов четвертого курса важны оценки, а для студентов первого курса важны не оценки, а желание  учиться и получать знания. Анализируя рисунок 6 можно сказать, что для студентов четвертого курса важны лишь оценки, потому что для них важно получить диплом о высшем образовании. И они заинтересованы в том, чтобы в их дипломе были только положительные оценки. Данный рисунок можно соотнести с рисунком 2, в котором видно, что для студентов четвертого курса одной из главных причин их поступления было получение диплома. А для студентов первого курса причиной их поступления был интерес к профессии, поэтому для них на данном этапе обучения важно желание учиться и получать знания.

    Рис.7 Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности 

   Анализируя  рисунок 7 можно сказать, что у  студентов в ходе учебного процесса есть трудности организационного плана (неудобное расписание, отсутствие свободного времени). Соотнося рисунки 7 и 4, можно сделать вывод о  том, что у студентов первого курса трудности по усвоению материала возникают реже, в отличие от студентов четвертого курса, так как у них наиболее выражено желание получить знания и развить свои способности. Как у первого, так и у четвертого курса трудности в отношении с преподавателями одинаково проявлены. Но по данным рисунка 7 видно, что у студентов старших курсов трудностей не возникает.

    Рис.8 Преодоление трудностей 

   Студенты  первого и четвертого курсов в  процессе учебной деятельности ставят перед собой определенные цели, преодолевая трудности на пути их достижения. Из рисунка 8  можно увидеть, что у старших курсов показатель достигнутых целей выше, чем  у младших. Это можно объяснить наличием опыта, полученного студентами старших курсов за время учебы. Но, несмотря на то, что студенты первого курса уступают студентам четвертого курса в опыте и навыках, они  идут  к поставленным целям, не боясь трудностей, которые встретятся  в дальнейшей учебной деятельности.  

      2.3 Выводы

 

   Проведенное исследование по изучению мотиваций  учебной деятельности у студентов младших и старших курсов специальности «социальная работа», позволяет сделать следующие выводы:

  1. Большинство студентов первого курса поступали на специальность «социальная работа» руководствуясь, прежде всего тем, что они хотят обучаться именно на данной специальности и хотят получать знания и реализовывать свои способности в этой области. Главными причинами поступления четвертого курса являются получение диплома, совет родственников, а также, потому что у них не было других альтернатив.
  2. Учебные мотивы первого и четвертого курсов различны. У студентов первого курса наиболее проявляются интеллектуально-познавательные мотивы (желание получить знание и реализация своих способностей). А у четвертого курса доминируют эмоционально-эстетические мотивы (получение положительных эмоций и избегание неприятных эмоций).
  3. Студенты, как первого, так и четвертого курсов всегда стремятся преодолевать возникающие трудности и достигают поставленных целей, несмотря на то, что у них не всегда все получается.
  4. По проведенному исследованию можно сказать, что у студентов первого курса уровень мотивации учебной деятельности более высокий, чем у студентов четвертого курса.

      Заключение

 

     Актуальность  и своевременность распространения  теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе,  позволяющие реорганизовать преподавание и саму учебную деятельность студента.

     Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией студента, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

     Из  проведенной работы можно сделать  вывод о том, что особенности  учебной деятельности младших и старших курсов специальности «социальная работа» различны. В данной работе нам удалось выявить особенности учебной деятельности у студентов младших и старших курсов, а также определить структуру учебной деятельности в целом.

        В исследовании перед нами стояла цель о получении сведений о  мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов специальности «социальная работа». В ходе  работы мы решили все поставленные задачи: узнали мотивы, интересы, трудности студентов, которые возникают в ходе учебной деятельности; выявили особенности учебной деятельности на младших и старших курсах.  
 
 
 

      Список использованной литературы

  1. Албегова, И.Ф. Исследование мотивации социальных работников /И.Ф. Албегова//  Социологические  исследования. -  2005. - №1 - с. 78-81.
  2. Гончарова, Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков /Е.Б. Гончарова // Вопросы психологии. - 2000. - №6 - с. 133-135.
  3. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /В.В. Давыдов// Вопросы психологии.- 1991.-№6 - с. 5-14.
  4. Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Д. Б. Эльконин -  М.:  1981. – 345с.
  5. Зимин, Н.И. Образование через всю жизнь / Н.И. Зимин// Социальная работа. -  2007. - №6 - с. 26-27.
  6. Колотилин, Н. Социальная работа в моде при любой погоде / Н. Колотилин// Социальное обеспечение. -  2005. -  №23 - с. 11.
  7. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: 1990.с.257
  8. Подольский, А.И. Исследование учебной деятельности студентов / А.И. Подольский// Вопросы психологии. - 1990. - №5. - с.10-13
  9. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. /Н.Ф. Талызина - М.: 1983. – с. 157
  10. Хекаузен, Х. Мотивация и деятельность. /Х. Хекаузен – М.: Педагогика, 1986. – с.342
  11. Цукерман, Г.А. Предметность совместной учебной деятельности /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1990. - №1.-с.41-49
  12. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека /В.И. Чирков// Вопросы психологии. - 1996.- №3.- с. 116-131
  13. Шауцкая, А. Особенности национальной подготовки социальных работников /А. Шауцкая // Социальная защита.- 2004.- №6.- с. 35-37
  14. Якунин, В. А.Психология учебной деятельности студентов /В.А. Якунин - М.: 1994. – с. 321

Информация о работе Мотивация учебной деятельности у студентов специальности «социальная работа»