Автор: Юля Гордеева, 07 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа
В первой главе рассказывается об учебной деятельности, мотивации, ее характере, видах мотивов, а также о сфере образования социальной работы.
Вторая глава посвящена описанию результатов эмпирического исследования мотивации учебной деятельности у студентов младших и старших курсов специальности «социальная работа».
Введение 3
Глава 1. Учебная деятельность и мотивация. Образование в социальной сфере 5
1.1 Понятие учебной деятельности, мотива и мотивации 5
1.2 Особенности учебной деятельности на специальности «социальная работа» 13
Глава 2.Исследование особенностей мотивации учебной деятельности специальности социальная работа» 18
2.1 Общие сведения об исследовании 18
2.2 Анализ результатов исследования учебной мотивации у студентов первого и четвертого курсов специальности «социальная работа» 19
2.3 Выводы 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29
Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность». Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л. И. Божович. Согласно Л. И Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которое определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».
Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л. С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции и идеалы.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов поведения разграничиваются по разным основаниям, например:
а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А. Н. Леонтьеву);
б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая — короткая мотивация, по Б. Ф. Ломову);
в) от социальной значимости (по П. М. Якобсону);
г) от факта включенности в
саму деятельность или
д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т. д.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др... Например, П. М. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Продолжая эту линию исследования, согласно А. Н. Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированные на:
а) объект или цель
б) интересы самого коммуникатора;
в) интересы другого человека или общества в целом.
К
определению доминирующей мотивации
ее деятельности целесообразно также
подойти и с позиции особенностей интеллектуально
– эмоционально - волевой сферы самой
личности как субъекта. Соответственно
высшие духовные потребности человека
могут быть представлены как потребности
(мотивы) морального, интеллектуально-
1) мотивы
(потребности) интеллектуально-
2) морально-этические мотивы,
3)
эмоционально-эстетические
Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, способов, мотивов - мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
В нашей стране подготовку специалистов по работе в социальной сфере ведут с 90-х годов. Направлений и специальностей в данной области множество: социальная работа, социальное страхование, менеджмент в социальной сфере, социальная педагогика, социальная медицина и реабилитационные технологии, охрана труда и многое другое. И в России 1995 год оказался в деле подготовки социальных работников юбилейным. Впервые десять российских вузов осуществили выпуск 300 профессиональных социальных работников, которым были вручены дипломы «Специалист социальной работы».
Крупнейшие ВУЗы, целиком ориентированны на обучение будущих специалистов социальной сферы. «Социальный работник» это узкое понятие, это специалист по социальной защите населения. Однако человек, получивший высшее образование по специальности «социальная работа», может быть задействован в области социального обслуживания, а также управлять процессами, протекающими в данной сфере. Деятельность социального работника вне зависимости от его конкретной специализации, в первую очередь она ориентирована на помощь людям, по той или иной причине оказавшимся в тяжелой ситуации. К таким гражданам нужен особый подход, важно уметь выслушать их, вникнуть в проблему, проявить сочувствие. В то же время надо профессионально выполнять свои обязанности, в срок производить перерасчет пенсии, вносить данные на выдачу пособий. Легкой рассматриваемую профессию не назовешь, и дело здесь не столько в физической нагрузке, сколько в эмоциональном и моральном напряжении. Социальный работник фактически оказывается посредником между государством и нуждающимся в помощи человеком, каждый день он видит чужие трудности и беды, но зачастую изменить ситуацию не в состоянии. И здесь важно не опустить руки, почувствовав собственное бессилие. Итак, профессию социального работника можно отнести к такой профессии, где личностные качества специалиста играют не менее важную роль, чем его знания, навыки и квалификация. [1; с.78]. Без способности к состраданию, без внимания к чужим бедам здесь делать нечего. А от уровня профессиональной подготовки зависит, насколько эффективно удастся помочь людям решить их проблемы. В каждом обществе, даже самом благополучном, всегда есть люди, нуждающиеся в защите, помощи и поддержке. Забота государства о более уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, детях-сиротах) во многом является показателем его стабильности и цивилизованности. [13; с.36].
Несмотря на то, что социальная работа начала развиваться сравнительно недавно, можно сказать, что сейчас она огромна, она охватывает практически все области жизни нашего общества. Но, несмотря на её развитие, почти всюду ощущается нехватка специалистов, имеющих не только высшее образование, но еще и соответствующую подготовку и знания для квалифицированной деятельности в сфере труда, занятости, социального страхования. В данный момент статус социального работника приобретает особое значение, масштабы его деятельности по сравнению с вчерашним днем растут.[6;с.11]. И востребованность профессии на рынке труда постепенно увеличивается. Но низкая заработная плата пугает специалистов и многие, получив высшее образование в этой сфере деятельности, не идут работать по специальности.
И всё-таки чему же учится
студент, за годы обучения в
ВУЗе по специальности «
За время учебы в ВУЗе студент:
Он овладевает следующими методами социальной работы:
Знакомится и осваивает основные технологии социальной работы такие как:
Получает следующий опыт:
Но, несмотря на знания, полученные студентом за годы обучения, и на быстрый рост ВУЗов, где проводится подготовка специалистов, ликвидировать нехватку кадров возможно лишь через несколько лет. И, кроме того, происходит постоянное изменение в системе дисциплин, что вызывает необходимость регулярной профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Что тоже не очень развито.
Для
того чтобы социальная работа в России
развивалась и становилась
Актуальность
исследуемой проблемы заключается,
прежде всего, в том, что сейчас необходимо
изучать мотивацию учебной
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей мотивации учебной деятельности у студентов первого и четвертого курса специальности «социальная работа».
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у студентов специальности «социальная работа»