Автор: Юля Гордеева, 07 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа
В первой главе рассказывается об учебной деятельности, мотивации, ее характере, видах мотивов, а также о сфере образования социальной работы.
Вторая глава посвящена описанию результатов эмпирического исследования мотивации учебной деятельности у студентов младших и старших курсов специальности «социальная работа».
Введение 3
Глава 1. Учебная деятельность и мотивация. Образование в социальной сфере 5
1.1 Понятие учебной деятельности, мотива и мотивации 5
1.2 Особенности учебной деятельности на специальности «социальная работа» 13
Глава 2.Исследование особенностей мотивации учебной деятельности специальности социальная работа» 18
2.1 Общие сведения об исследовании 18
2.2 Анализ результатов исследования учебной мотивации у студентов первого и четвертого курсов специальности «социальная работа» 19
2.3 Выводы 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29
Содержание
Данная работа посвящена проблеме мотивации учебной деятельности у студентов специальности «социальная работа». Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Данная тема актуальна, потому что сейчас необходимо изучать особенности и динамику учебной деятельность у студентов первого и четвертого курса. Своевременность и актуальность поставленной проблемы необходимо изучать, потому что деятельность студентов на данном этапе по разным причинам ещё недостаточно изучена и сформирована.
Проблему мотивации учебной деятельности можно рассмотреть в работах Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Марковой А.К., Талызиной Н.Ф., Леонтьева А.Н., Божович Л.И.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей мотиваций учебной деятельности у студентов первого и четвертого курса специальности «социальная работа».
Задачами данной работы являются:
Объектом данной работы мотивация учебной деятельности.
Предметом данной работы выступают – особенности мотивации студентов старших и младших курсов специальности социальная работа.
Гипотезой данной работы можно выдвинуть, что мотивация поступления на специальность «социальная работа» у студентов первого и четвертого курса различна, потому что их потребность, интерес и отношение к учебной деятельности отлично друг от друга.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения ее результатов специалистами, для проведения тестов по профессиональной подготовке, а также учитывать полученные данные к студентам, готовящимся к поступлению.
Структура данной работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе рассказывается об учебной деятельности, мотивации, ее характере, видах мотивов, а также о сфере образования социальной работы.
Вторая
глава посвящена описанию результатов
эмпирического исследования мотивации
учебной деятельности у студентов
младших и старших курсов специальности
«социальная работа».
Крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являясь научным приоритетом России. Ее разработчики — Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова1, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина2 и др.
Своевременность и актуальность поставленных теорией учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения, в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение и деятельность студентов, по разным причинам недостаточно сформированную и изученную.
Актуальность
и своевременность
Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность — это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
В данный момент отмечают несколько основных характеристик учебной деятельности, которыми она отличается от других форм обучения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия.
Можно добавить еще одну существенную характеристику учебной деятельности: она отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению. В силу этого самодвижения учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д. Б. Эльконина,3 является её основной характеристикой.
5)
также она формирует изменения
психических свойств и
Определяя учебную деятельность как специфический вид человеческой деятельности, прежде всего, подчеркнем вслед за Д. Б. Элькониным ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях, например, в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную структуру и содержание.
Предметом
и содержанием учебной
Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, усвоение является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.
В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта, усвоение опосредствует субъектные изменения не только в интеллектуальном, но и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.
Средства учебной деятельности следует рассматривать в трех планах: во-первых, это интеллектуальные действия (в терминах С. Л. Рубинштейна — мыслительные операции), лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и другое, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные сходства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется в индивидуальный опыт. О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С. Л. Рубинштейна. «Актуализация тех именно знаний, которые нужны для решения данной задачи, предполагает анализ и задачи, и знания, которые могут быть приняты в расчет. Этот анализ предполагает синтетический акт соотнесения задачи и знаний». Итак, сейчас мы рассмотрели средства учебной деятельности, а теперь рассмотрим её способы.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий, где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному, и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях наук и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность (интерес, включенность, позитивные эмоции), либо нежелание, уклонение, избегание.
К внешней
структуре учебной деятельности
мы можем отнести учебную
Учебная
мотивация, как и любой другой
ее вид, системна, характеризуется
Важнейшим фактором создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимое условие для создания интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска. Различные виды интереса, например результативный, процессуальный, учебно-познавательный и др., могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями. Установлена положительная связь мотивационных ориентации с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно — ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая. Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом. Когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности — выработкой обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем. И в то же время самыми разными внешними мотивами — самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др. Так что же такое мотив?
Понимаемая как источник активности и одновременно как система деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего это понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у студентов специальности «социальная работа»