Мотивация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: Изучить теоретический материал по теме мотивация; определения мотив, мотивация. Изучить теории мотивации.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     1. Гигиенические факторы, которые  некоторые авторы называют факторвми  «здоровью»: зарплата, безопасность  на рабочем месте, условия труда - освещенность, шум, воздух и т.п., отношения с коллегами и подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны непосредственного руководителя, статус.

     2.Мотивирующие факторы, которые сам Герцберг назвал«удовлетворяющими» (это название не получило широкого распространения). К этой группе относятся такие потребности или факторы. Как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.

     Концепция мотивации во многом сходна с теорией  Маслоу.

     Несмотря  на то, что основны6е положения теории Герцберга нашли широкое применение, все адрес раздавались и критические замечания.

     Отдельные авторы указывали на то, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Отсюда делался вывод: что может мотивировать одного человека, он может мотивировать другого, т.е. мотивировать разных людей будут разные факторы.

     Теория Герцберга не учитывала влияния многих переменных величин на ситуацию. Впоследствии ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать разнообразные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Основная концепция этих терий заключается в том, что наряду с учетом потребностей необходимо принимать во внимание то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и какой вид поведения он выбирает. 

     Процессуальные  теории мотивации

     Рассмотренные выше четыре теории относятся к содержательным теориям мотивации, в основе которых  лежит анализ потребностей и их влияние  на мотивы, побуждающие человека к  деятельности.

     В дальнейшем теории мотивации осуществлялось в направлении изучения процесса мотивации и методов мотивирования людей с целью достижения желаемых результатов. Мотивационный процесс включает в себя следующие основные этапы: определение задач и возможного вознаграждения, сравнение их с потребностями и мотивами, выработка определенного поведения, осуществление действий и получение результата. К этому завершающему этапу в организации появляется необходимость решения новых задач, и мотивационный процесс начинается сначала.

     Теории  мотивации, ориентированные на мотивационный  процесс, получили название процессуальных теорий мотивации.

     Процессуальные  теории мотивации не отрицают существования  потребностей, но считают, что поведение  человека во многом определяется его  восприятием и ожиданием в  конкретной ситуации, а также теми действиями, которые он выбирает для достижения желаемого для себя результата.[1] 

     1.3 Стадии мотивации 

     Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть  представлена в  виде  шести  следующих одна за  другой стадии. [6]

     Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

     Первая  стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. А.Маслоу делит их на условные пять групп:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребности в безопасности
  3. Социальные потребности
  4. Потребности в уважении
  5. Потребности в самореализации                                  

     Вторая  стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

     Третья  стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:                         

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;                     
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;                     
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;                          
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

     Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.                                    

     Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что может обменять на желаемый объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.                                               

     Шестая  стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.[6] 

     1.4 Мотиваторы 

     Психологические факторы (образования), участвующие  в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами (мотивациоиными детерминантами); они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.

     Можно выделить следующие группы мотиваторов:

     —  нравственный контроль (наличие нравственных принципов),

     —  предпочтения (интересы, склонности),

     —  внешняя ситуация,

     —  собственные возможности (знания, умения, качества),

     —  собственное состояние в данный момент,

     —  условия достижения цели (затраты усилий и времени),

     —  последствия своего действия, поступка.

     Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их многие авторы называют мотивами. Отсюда у А. Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходимости совершения поступков, проявления активности. Но эти причины не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. Например, школьник знает, что домашнее задание надо сделать, иначе учитель поставит двойку, его будут ругать и т. д. Понимая эти причины (мотиваторы, а не мотивы!), ребенок тем не менее реально начинает заниматься только в том случае, если ему за выполнение задания будет обещано что-то для него привлекательное. Именно это становится «реально действующим» мотиватором (а не мотивом), новым смыслом (ради чего надо сделать домашнее задание). Таким образом, в процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».

     Следует отметить, что мое понимание мотиваторов  отличается от понимания факторов «мотиваторов»  Ф. Герцбергом; под ними он имеет  в виду факторы, приносящие человеку реальное переживание удовлетворения от процесса труда: признание, продвижение, достижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Рекомендации 

     2.1 Как повысить мотивацию 

     Как развить в себе сильную мотивацию. Начнём с того, чтобы изменить окружающую обстановку таким образом, чтобы она помогала превозмогать сомнения. Если ты сделаешь это правильно, то ты сформируешь позитивную обратную связь, так, что твоя мотивация будет увеличиваться день ото дня.

     Есть  восемь шагов, разработанные Стивом Павлина, которые ты можешь совершить, чтобы развить в себе мотивацию достичь любой цели, которую ты себе поставил. 

     Шаг первый: Сожги все мосты.

     Это не значит, что нужно бросить все силы на этот шаг. Если твои цели достаточно важны для тебя, то ты можешь начать с того, что сожжешь все мосты и таким образом уничтожишь пути к отступлению, и у тебя не будет иного выбора, кроме как двигаться вперед.

     Один  владелец казино в Лас-Вегасе решил  бросить курить. Он не чувствовал, что  у него хватит силы духа сделать  это в одиночку. И он разместил  на улице рекламный щит со своей  фотографией и словами "Если я  попадусь вам с сигаретой, то я заплачу вам сто тысяч долларов". Получилось ли у него бросить курить? Конечно, да.

     Это называется повышением своей мотивации. Ты используешь маленькую толику своей мотивации к достижению цели, чтобы создать такие условия, которые просто вынудят тебя двигаться вперед к достижению вершины. Как говорил Дейл Карнеги - положи все яйца в одну корзину и не спускай с неё глаз.

     Если  ты не сожжешь все мосты, ты даешь  понять своему подсознанию, что отступление – в порядке вещей. И когда дела пойдут не совсем гладко, как это неизбежно происходит при достижении несерьёзной цели - ты отступишь. Если ты на самом деле хочешь добиться поставленных целей, , то ты должен сжечь все мосты и развеять их пепел по ветру.

     Если  ты считаешь, что обычный человек так не поступит, ты прав – на  то они и «обычные» люди. 

     Шаг второй: Заполни окружающую тебя обстановку тем, что повышает мотивацию.

     Допустим  одна из твоих целей – сбросить вес. Возьми бумагу и сделай постеры с надписями "Я вешу X кг." , где X - это вес, к которому ты стремишься. И повесь эти постеры вокруг. Измени скринсейвер в своем компьютере на текстовое сообщение которое говорит тоже самое (или нечто подобное с точки зрения мотивации). Возьми журналы и вырежи оттуда фотографии людей, которые имеют такую фигуру, к которой ты стремишься, и также развесь их вокруг.

     Вырежи  фотографии правильной и здоровой пищи и развесь их по своей кухне. Если ты работаешь в офисе, то измени свой офис в этой же манере. Не беспокойся о том, что подумают твои сотрудники, просто делай это. Возможно, первое время это их позабавит, но они также убедятся в том, насколько сильно ты намерен добиться цели. 

     Шаг третий: Окружи себя позитивно настроенными людьми.

     Заводи  знакомства с людьми, которые будут  вдохновлять тебя на пути к твоим  целям, и найди способ проводить с ними больше времени. Разделяй свои цели с людьми, которые поддерживают тебя, а не с теми, кто реагирует на них с цинизмом и равнодушием.

     Если  ты хочешь сбросить вес, иди в тренажёрный  зал, и начинай заводить знакомства среди тех, кто уже находится в хорошей физической форме.

     Ты  заметишь, что их настроение передаётся тебе, и ты начинаешь верить в  то, что и ты можешь добиться таких  результатов. Общение с людьми, которые  сбросили сто или более фунтов может быть очень сильным мотивирующим фактором. 

     Шаг 4: Повышай свою волю источниками  информации.

     Вдохновляющие книги и аудиозаписи - одни из лучших способов повысить мотивацию. Если ты хочешь бросить курить, то прочитай дюжину книг, написанных бывшими курильщиками о том, как они бросили эту  привычку.

     Если  же ты хочешь начать собственное дело, то начинай читать книги по организации  бизнеса. Ходи на семинары и конференции. Я советую тебе питать свою волю мотивирующими источниками информации (книгами, статьями, аудиозаписями) хотя бы пятнадцать минут в день. Это поможет тебе "подзаряжать батарейки" твоего стремления к цели и сделает его непроницаемо сильным.

     Если  ты поглощаешь материал, написанный сильно мотивированными людьми, то ты часто  замечаешь, что чувствуешь, что и  твоя мотивация также повышается. Я недавно прочёл одну хорошую книгу, написанную основателем сети кофеен Старбакc, Говардом Шульцем. После того, как я прочёл её, я был очень удивлён тому, как кто-то может быть таким фантастическим энтузиастом кофе. 

Информация о работе Мотивация личности