Мотивация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: Изучить теоретический материал по теме мотивация; определения мотив, мотивация. Изучить теории мотивации.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Проблема  мотивации является актуальной как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это  происходит потому, что необходимость  внедрения в практику психологических  исследований, выход к реальному  поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

     Обзор работ отечественных психологов показывает(С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, А. Н. Леонтьев), что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.[2]

     В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание (Д.Макелланд, А.Маслоу). Выполнены многие теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

     Своеобразное  понимание мотивации характерно для гештальтской психологической  школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах.

     Цель: Изучить теоретический материал по теме мотивация; определения мотив, мотивация. Изучить теории мотивации.

     1.Мотивации  личности 

     1.1 Понятие мотивации

      

     Термин  «мотивация» представляет более  широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.[6, 462]

     Мотивация- это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[2, 16]

     Мотиваация - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.[7, 24]

     Мотивационного  объяснения требуют следующие стороны  поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

     Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

     Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

     Мотив в отличие от мотивации — это  то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

     Из  всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

     Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным  с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.[6, 470]

     Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые нуждаются только в биохимических и физических условиях существования. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности люди отличаются разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. 

1.2.Теории мотивации 

     Изучение  потребностей человека привело к  появлению теорий в основе которых  лежит утверждение, что главным  мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая такая  теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским социологом, одним из основателей индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности». 

     Теория  Маслоу

     Огромный  вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу, американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды  он изложил в научных трудах:

     «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и«Мотивация и индивидуальность» (1970).

     Маслоу  известен как создатель иерархической теории потребностей, получившей название «пирамида потребностей»

     Потребности самовыражения

     Потребности признания и самовыражения

     Потребности принадлежности и причастности

     Потребности безопасности и уверенности в  будущем

     Физиологические потребности 

     В соответствии с учением Маслоу человек  имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

     Физиологические потребности, необходимые для выживания  человека

     (потребности  в пище, одежде, воде, воздухе, убежище  и т.п.)

     Потребности безопасности и уверенности в  будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в безопасном состоянии. Увеерннность в будещем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

     Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях.

     Он  ищет внимания к себе, привязанности , поддержки, дружбы, любви.

     Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности). Человек испытывает потребность в самоутверждении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе.

     Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремиться к наиболее полному  использованию своих знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

     По  теории Маслоу все потребности можно  расположить в виде строгой иерархической  структуры, на ниженм уровне которой  находятся физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. С развитием в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения, это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. и по настоящее время).[6]

     Наибольший  интерес представляют три концепции  изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации:

     Концепция К.Альдерфера, концепция приобретенных потребностей Макклеланда, концепция двух факторов Герцберга,

     Каждая  концепция имеет определенное принципиальное отличие.

     К концепции К.Альдерфера так же, как  и в теории Маслоу, потребности  расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» Маслоу

     К числу этих потребностей относятся:

     Потребности существования (по Маслоу: физиологические  потребности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности), потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности - стремление человека иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - стремление человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой безопасностью)

     Потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения, которые  связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.).

     Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации поведения людей.

     Концепция Дэвида Макклеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как  приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач.

     Лица  с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

     Ко  второй группе относятся те, кто  стремиться к власти для того, чтобы  добиваться решения групповых задач. Макклеланд придавал особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой - давать возможность им удовлетворять ее.

     В отличие от концепции Маслоу и  Албдерфера потребности по

     Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние  друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при  анализе мотивации поступков  человека, его поведения и выработке  методов управления человеком.

       Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя, между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.

     Как установил Герцберг, на удовлетворенность  работой оказывают влияние две  группы факторов:

Информация о работе Мотивация личности