Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, реферат
Цель: Изучить теоретический материал по теме мотивация; определения мотив, мотивация. Изучить теории мотивации.
Введение
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.
Обзор работ отечественных психологов показывает(С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, А. Н. Леонтьев), что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.[2]
В
зарубежных исследованиях изучению
мотивов уделяется большое
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах.
Цель: Изучить теоретический материал по теме мотивация; определения мотив, мотивация. Изучить теории мотивации.
1.Мотивации
личности
1.1 Понятие мотивации
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.[6, 462]
Мотивация-
это процесс побуждения себя и
других к деятельности для достижения
личных целей или целей организации.[
Мотиваация - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.[7, 24]
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.[6, 470]
Количество
и качество потребностей, которые имеют
живые существа, зависит от уровня их организации,
от места, занимаемого соответствующим
организмом на эволюционной лестнице.
Меньше всего потребностей у растений,
которые нуждаются только в биохимических
и физических условиях существования.
Больше всего потребностей у человека,
у которого, кроме физических и органических
потребностей, есть еще материальные,
духовные, социальные. Как личности люди
отличаются разнообразием имеющихся у
них потребностей и особым сочетанием
этих потребностей.
1.2.Теории мотивации
Изучение
потребностей человека привело к
появлению теорий в основе которых
лежит утверждение, что главным
мотивирующим фактором является не материальный,
а психологический. Первая такая
теория связана с именем Элтона Мэйо
(1880-1945), американским социологом, одним
из основателей индустриальной социологии.
Он выдвинул доктрину «человеческих отношений»
в капиталистическом производстве, выделил
противоречия предпринимателей и рабочих
и обосновал их через личные отношения,
в улучшении которых видел путь к установлению
«мира в промышленности».
Теория Маслоу
Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу, американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах:
«Теория
человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии»
(1934) и«Мотивация и
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей, получившей название «пирамида потребностей»
Потребности самовыражения
Потребности признания и самовыражения
Потребности принадлежности и причастности
Потребности безопасности и уверенности в будущем
Физиологические
потребности
В
соответствии с учением Маслоу человек
имеет множество различных
Физиологические потребности, необходимые для выживания человека
(потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)
Потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в безопасном состоянии. Увеерннность в будещем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.
Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях.
Он ищет внимания к себе, привязанности , поддержки, дружбы, любви.
Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности). Человек испытывает потребность в самоутверждении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе.
Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремиться к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.
По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на ниженм уровне которой находятся физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения. Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. С развитием в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения, это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. и по настоящее время).[6]
Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации:
Концепция К.Альдерфера, концепция приобретенных потребностей Макклеланда, концепция двух факторов Герцберга,
Каждая концепция имеет определенное принципиальное отличие.
К концепции К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» Маслоу
К числу этих потребностей относятся:
Потребности
существования (по Маслоу: физиологические
потребности и потребности
Потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения, а также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.).
Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации поведения людей.
Концепция
Дэвида Макклеланда делает основной
акцент на потребности высших уровней,
которые он рассматривает как
приобретенные под влиянием опыта,
жизненных обстоятельств и
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.
Ко второй группе относятся те, кто стремиться к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Макклеланд придавал особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой - давать возможность им удовлетворять ее.
В отличие от концепции Маслоу и Албдерфера потребности по
Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке методов управления человеком.
Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсамя, между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.
Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов: