Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2
1. Мотивация как функция менеджмента…………………………………………………4
1.1 Мотивация и стимулирование деятельности персонала…………………………...4
1.2 Сущность и значение мотивации в управленческой деятельности……………….8
1.3 Современные проблемы мотивации служащих…………………………………….9
2. Научные концепции мотивации………………………………………………………..13
2.1 Содержательные теории……………………………………………………………..14
2.2 Процессуальные теории………………………………………………………………17
3. Мотивация в обществе с ограниченной ответственностью «Современные системы связи»……………………………………………………………………………………….20
3.1 Краткая характеристика организации……………………………………………….20
3.2 Система мотивации в организации…………………………………………………..21
3.3 Совершенствование мотивации труда в ООО «Современные системы связи»….23
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………………...26
Приложения

Работа содержит 1 файл

психология -готово.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Важно понять, что хотя эти теории и  расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело явно эволюционный, а не революционный характер. Как  отмечалось выше, это не просто теории, подобные башням из слоновой кости. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду. 

2.1 Содержательные теории 

     Теории  содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлел-ланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

     Теория  иерархии потребностей Маслоу

     Абрахам Маслоу один из известнейших представителей бихевиористского направления в  ряду учений об управлении. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

     Люди  постоянно ощущают какие-то потребности.

     Люди  испытывают определенный набор сильно выраженных  
потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

     Группы  потребностей находятся в иерархическом  расположении по отношению друг к  другу.

     Концепция Маслоу оказала большое влияние  на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

     Во-первых, потребности по-разному проявляются  в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение  в организации, возраст, пол и  т.д.).

     Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое  следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

     В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. На основе систематизации и объединения в  определенную совокупность потребностей, форм их проявления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу (табл. 2.1). 

     Таблица 2.1 Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения

Группы  потребностей Форма проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение Стремление  к достижению результатов  Предоставление  творческой работы
Признание и самоутверждение Желание занимать определенное положение в коллективе Присвоение  рангов или звании
Принадлежность  и причастность Стремление  к установлению дружеских отношении  Поощрение создания неформальных групп _
Безопасность  Стремление  к предотвращению опасных изменении Создание системы  страхования 
Физиологические потребности  Желание регулярно  питаться Создание легко  доступных систем питания 
 

     Теория ERG Альдерфера

     Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер  исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три: потребности существования, связи и роста.

     Группы  потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.

     Теория  приобретенных потребностей МакКлелланда

     Широко  распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к  деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворения этих потребностей.

     Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании  дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

     Теория  двух факторов Герцберга

     Обычно  считается, что удовлетворенность  человека своими действиями, своим состоянием, окружением и неудовлетворенность всем этим являются двумя полюсами, противоположностями, между которыми может находиться состояние и настроение человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие, мотивирование человека, его настроение может переходить из одного состояния в другое, человек может становиться то более удовлетворенным, то более неудовлетворенным. Но, оказывается, не все выглядит так однозначно. Согласно выводам Герцберга, гигиенические факторы и мотивацию можно подразделить на 2 большие категории, которые представлены в табл. 2.2. 

Таблица 2.2 «Гигиенические факторы» и «мотивация»

Гигиенические факторы Мотивация
Политика  фирмы и администрации Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработок Признание и одобрение результатов работы
Межличностные отношения с начальниками, коллегами  и подчиненными Высокая степень  ответственности
Степень непосредственного контроля за работой Возможности творческого  и делового роста
 
 
 
 

     2.2 Процессуальные теории 

     Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

     Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

     Теория  ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

     Ожидания  можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного  события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждения).

     Если  значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации  факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно  выразить следующей формулой (см. приложение 4)

     Мотивация = З х Р х Р – В х валентность

     Другое  объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что  люди субъективно определяют отношение  полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

     Люди  могут восстановить баланс или чувство  справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.

     Основной  вывод теории справедливости для  практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

     И, наконец, 3-ей, основной процессуальной теорией мотивации является модель Портера-Лоулера.

     Лайман  Портер и Эдвард Лоулер разработали  комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели (см. приложение 5) фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждений. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

     Модель  Портера-Лоулера внесла основной вклад  в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в  цепи причинно-следственных связей. Эта  модель показывает также, насколько  важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.

 

      3. МОТИВАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СОВРЕМЕННЫЕ  СИСТЕМЫ СВЯЗИ» 

     3.1 Краткая характеристика организации 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Современные Системы Связи» имеет статус самостоятельного юридического лица по Российскому законодательству и создано как общество с ограниченной ответственностью.

     Данная  организация расположена по адресу: ул. Забайкальского Рабочего, 94. Филиалы данной организации расположена по адресам: ул.Ленина, 106 «Мобайл-центр», ул.Смоленская, 47 «Мобайл-центр» и поселок КСК Торговый Дом «Благодатный».

     Основными документами, определяющими деятельность предприятия, является Устав.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента