Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа
целью данной работы является изучение мотивации как управленческой функции и психологического процесса.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить сущность мотивации как функции управления.
2. Охарактеризовать мотивационные типы персонала, виды и формы мотивации, раскрыть их структуру и содержание.
Введение
Мотивация как процесс управления личностью и группой
Сущность мотивации как функции управления
Мотивационные теории и их значение
Мотивационные типы персонала
Методы стимулирования трудовой деятельности персонала
Проблемы практического подхода к мотивации личности
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
На
нее влияют: совершенствование нормирования
труда, внедрение научной организации,
модернизация рабочих мест, перегруппировка
рабочей силы, сокращение излишнего
персонала, усиление заинтересованности
в более сложном и
Доплатам
свойственны черты
Надбавка к заработной плате - денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.
Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.
Цель премирования - улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях.
При
определении круга премируемых
необходимо исходить из адресного и
целевого направления. Это премии за
сверхплановые, сверхнормативные достижения
в труде, выполнение важных заданий,
проявленную инициативу давшую конкретный
результат. В силу своей целенаправленности
такие поощрения обладают большей
стимулирующей силой и поэтому
эффективней могут
Руководитель
должен учитывать некоторые
Метод
социального стимулирования. Не
Это
поощрение материально-
Материально неденежные блага могут быть использованы в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой деятельности и социальной активности работников. Они, как и любые другие, имеют морально-престижную, помимо содержательной ценности и обладают свойством выделять поощряемого из среды. Оно привлекает внимание всех и является предметом оценок и обсуждения работников.
При этом общая тенденция такова, что чем реже предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.
Большинство
материально неденежных благ имеют
свою денежную составляющую авторитета,
то есть может быть измерена в рублях.
С другой стороны, рассматриваемая
группа стимулов универсальна в том
смысле, что человеку всегда что-нибудь
из материальных неденежных благ необходимо.
В целом соответствующие
Особенности
материально неденежных стимулов стребуют
специфическую форму
Другим
непременным требованием
Необходимо сразу установить временной интервал, после которого работник может поощряться. Он должен быть не менее двух месяцев работы. Исключения могут составлять особо активные и предприимчивые вновь прибывшие работники, которые могут предложить иные возможности, дающие не только повышение качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые же дни раскрывают и претворяют в действие свой потенциал, а их квалификация позволяет грамотно изложить свои наработки.
Таким образом, в практической деятельности предприятий и фирм не существует единых методов стимулирования персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления мотивацией. Важен именно комплексный подход к мотивированию сотрудников. При игнорировании какого-либо элемента мотивационного процесса вся система становится нестабильной и может рассыпаться, как карточный домик. Применение на практике только некоторых элементов модели мотивации, как правило, блокирует всю систему и говорить о том, что сотрудник мотивирован, уже не приходится.
Таким
образом, деятельность руководителей,
связанная с мотивацией членов организации,
является весьма важным моментом в
управлении организации. Правильный выбор
подхода к мотивации и умелое
сочетание практических мероприятий
в этом направлении могут не только
увеличить производительность труда,
но и повысить авторитет руководителя.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
С
другой стороны сила воздействия
одного и того же мотиватора неодинакова,
а порой и противоположна, для
разных людей. Сила воздействия того
или иного мотиватора зависит
от свойств личности, от его пола, возраста
(Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности. (А.В.Ермолин)
Свойства личности | Степень выражен-ности | Компоненты мотива | |||||||||||
П | Д | Му | Предп | НК | Пп | Ов | Цп | Од | Пудп | ||||
Внеш | Внутр | Дек | Недек | ||||||||||
Экстраверсия | Низкая
Высокая |
+ |
+ | + |
+ | + |
+ | + | + |
+ | + | ||
Нейротизм | Низкая
Высокая |
+ | + |
+ | + |
+ | + | + |
+ | + | |||
Самооценка | Низкая
Высокая |
+ |
+ | + | + |
+ | + |
+ | + | + | + | + | + |
Потребность в достижении | Низкая
Высокая |
+ |
+ | + |
+ |
+ |
+ | + | + | + | + | + | |
Избегание неудачи | + | + | + | + | |||||||||
Стремление к успеху | + | + | + | + | + | ||||||||
Импуль-сивность | Низкая
Высокая |
+ |
+ | + |
+ | + |
+ | ||||||
Локус контроля | Низкая
Высокая |
+ |
+ | + |
+ | + | + |
+ | + |
+ | + |
+ | + |
Таблица 2
Связь выбора мотиваторов с полом опрашиваемых
Пол опрошенных |
Компоненты мотива | |||||||||||
П | Д | Му | Предп | НК | Пп | Ов | Цп | Од | Пудп | |||
Внеш | Внутр | Дек | Недек | |||||||||
Мужской | + | + | + | + | ||||||||
Женский | + | + | + | + |
Расшифровка обозначений:
П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);
Д – долженствование, обязанность (должен это сделать…);
Му – мотивационная установка (обещал…);
Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);
Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);
НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, старость надо уважать…);
НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-то сделать);
Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);
Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);
Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод …);
Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);
Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить удовлетворение);