Модель психологической службы в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:13, статья

Описание работы

Психологическая служба - явление не новое, и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации помощи учащимся учебных заведений. Но вся проблема состоит в том, что опыт психологической службы в ВУЗе не достаточно большой и она практически дублирует психологическую службу в среднем учебном заведении.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть некоторые проблемы создания психологической службы в ВУЗе, а также ее определенную модель.

Работа содержит 1 файл

New Документ Microsoft Word.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

1. Психологическое  просвещение - приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

2. Психопрофилактика  - психолог должен проводить постоянную  работу по предупреждению возможного  неблагополучия в психическом  и личностном развитии.

3. Психоконсультирование  - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

4. Психодиагностика - проникновение во внутренний  мир школьника. Результаты обследования  дают информацию по необходимости  коррекции или развитии ученика,  об эффективности профилактической  или консультационной работы.

5. Психокоррекция - устранение отклонений.

Основная идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий  для успешного обучения и психологического развития.

Главный принцип организации психологической службы - системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)

2. Стратегии  психологической работы в школе  

 

В самом общем  виде задачу психолога в школе  можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или "конструирование").

Проектирование деятельности.

Этот вид  профессиональной деятельности психолога  представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

Консультирование.

Под консультированием  же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

Можно сказать, что если при консультировании цель психолога -- максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

Проектировочная деятельность.

Выделив такой  вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой  психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, -- все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на "разные психологии" в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой -- является составляющей многих сложных комплексных задач.

Ключом к  решению многих проблем этого  направления деятельности психолога  в системе образования выступает  анализ функционирования школы как  института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы. 

 

2.1 Соотношение  психологической коррекции и  проектирования

Успешная проектировочная  работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление -- психологическое консультирование, -- наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.

Все же скажем несколько  слов о коррекционной стратегии  и прежде всего отметим некоторые  важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим  звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая "смещенность" роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух "клиентов": реального -- учителя и потенциального -- ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

Еще одна особенность  деятельности школьного психолога  состоит в том, что он сам может  выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления  работы психолога в школе -- проектирование и консультирование.

Школьная психологическая  служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьным психологом нынешняя ситуация в обществе.

Кризис в  социуме, реформирование разваливающейся  системы образования, комплекс личностных проблем, накапливающихся и у  детей, и у взрослых, -- все это  делает позицию школьного психолога весьма сложной, а его присутствие -- необходимым.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ 

 

 

Вид деятельности

Мероприятия

Класс

Сроки выполнения

 

Диагностика

1. Диагностика  уровня готовности к обучению  в школе

1

Сентябрь - Октябрь 

 
 

2. Диагностика уровня социально - психологической готовности детей к обучению в среднем звене

5

Октябрь - Ноябрь

 
 

3. Диагностика  уровня воспитанности учащихся  школы.

6-10

Ноябрь 

 
 

4. Диагностика  уровня сплоченности классных  коллективов

6-8

9-10

Ноябрь 

Декабрь

 
 

5. Диагностика  удовлетворенности учащихся школы  учебно-воспитательной работой

8-11

Апрель 

 
 

6. Профориентационная  диагностика

9-11

Март

 
 

7. Диагностика  уровня социально - психологической  готовности к обучению в среднем  звене школы

4

Апрель 

 
 

8. Определение социально-психологического статуса подростка.

8

Февраль

 
 

9. Диагностика  уровня конфликтности классных  коллективов.

8-9

10-11

Февраль

Февраль

 
 

10. Определение  социально-психологического климата  классных коллективов

8-11

Апрель 

 
 

11. Анкетирование родителей «Что в школе плохо и что хорошо?» (с точки зрения здоровья)

1-11

В течение года

 
 

12. Экспертная  оценка причин неуспеваемости

8-10

Март 

 

Развивающая и коррекционная работа

1. Проведение  адаптационных встреч «Новичок  в средней школе»

5

Октябрь - Ноябрь

 
 

2. Проведение  адаптационной игры «Планета  моего класса»

5

Октябрь

 
 

3. Проведение  коррекционных психологических  игр для младших школьников: «Необитаемый  остров», «Деревья - характеры», «Сказкотерапия».

1

Октябрь - ноябрь

 
 

4. Коррекционные игры для подростков «Ключи в мой внутренний мир», «Поговорим о застенчивости»

8

Декабрь - январь

 
 

5. Психокоррекционная  работа с учащимися, имеющими  внутриличностные и межличностные  проблемы.

4

В течение года

 

Консультирование

1. Консультация классных руководителей по итогам диагностик

1-11

В течение года  

 
 

2. Консультация  родителей по вопросам семейного  воспитания, взаимоотношений родителей  и детей

1-11

В течение года

 
 

3. Консультационная  работа с учащимися школы

5-11

В течение года

 
 

4. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания.

1-11

В течение года

 
 

5. Консультирование  педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия  учащихся школы.

1-11

В течение года

 

Просветительская работа

1. Лектории для  учителей:

«Психологический  подход в работе с одаренными детьми» 

«Психология крика»

«Особенности  работы с детьми девиантного поведения»

«Пути и формы  формирования здорового образа жизни  в классном коллективе»

1-11

 

Ноябрь 

 

Февраль

Апрель  

 

Сентябрь

 
 

2. Лектории для  родителей:

«Основные проблемы адаптации ребенка к школе»

«Роль ребенка  в семье»

«Подростковый кризис: его особенности»

1-11

 

Октябрь 

 

Февраль

Апрель  

 
 

3. Родительская  конференция на тему: «О задачах семьи по формированию навыков здорового образа жизни - здоровье психическое и психологическое»

1-11

15.09.06

 
 

4. Проведение  психологических занятий по профориентации

9-11

В течение года

 

Экспертная  работа

1. Участие в  проектировании образовательной среды в школе

В течение года

   
 

2. Технологическая  поддержка проектировочной деятельности  педагогического коллектива

В течение года

   
 

3. Индивидуальная  психологическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении  педагогической работы с детьми.

В течение года

   
 

4. Посещение  занятий учащихся 1 класса

Сентябрь-октябрь

   
 

5. Участие в  заседаниях Совета по профилактике  правонарушений

В течение года

   
 

6. Организация  работы Психолого - педагогического  консилиума

В течение года

   
 

7. Психолого - педагогическая диагностика учащихся школы в рамках ПМПК

В течение года

   
 

8. Экспертная  оценка социально-образовательных  программ, направленных на формирование  ценностей здорового образа жизни»

Сентябрь

   
 

9. Проведение  коммуникативного тренинга с педагогическим коллективом школы

В течение года

   

Организационно-методическая работа

1. Анализ научной  и практической литературы для  подбора инструментария, разработки  развивающих и коррекционных  программ, проведения психологического  консультирования.

В течение года

   
 

2. Участие в  работе городского методического  объединения педагогов-психологов 

В течение года

   
 

3. Участие в  работе научно-практических семинаров,  конференций, методического совета  школы, педагогического совета  школы.

В течение года

   
 

4. Организация работы клуба «Здоровье»

В течение года

   
 

5. Супервизорство

В течение года

   
 

6. Анализ и  планирование деятельности

В течение года

   
         

Список  литературы:

1. Немов Р.С.  «Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. -- 4-е изд. «М, 2003г.

2. Практикум  по психодиагностике: Учебно-методическое  по-собие. Балашов, 1992г.

3. Байбородова  Л.В. Педагогические основы социального  взаимодействия в разновозрастных  группах учащихся. - М., Педагогика, 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

999999999999999999999999

 

 

Главная»Документы»Иные документы»Назначение психологической службы дошкольного учреждения.

Назначение психологической службы дошкольного учреждения.

Нормативные документы 
к текущей странице» 

 

Назначение психологической  службы

дошкольного образовательного учреждения.    

 В Российской системе образования  складывается система поддержки  и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.    

 Исходным положением для  формирования теории и практики  комплексного сопровождения является  системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается  как выбор и освоение субъектом  развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.  
  Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.  
Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.  
   Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:  
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;  
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;  
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;  
- психологическое обеспечение образовательных программ.  
    Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.  
    Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.  
   Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.  
    Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:  
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;  
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;  
- повышению психологической компетентности педагогов;  
-развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.  

 

Цель и задачи психологической  службы ДОУ

 
     

 Цель психологической службы  ДОУ – создание условий для  сопровождения и развития как  субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.  
    Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:  
1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.  
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.  
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.  

 

Функции психологической  службы ДОУ

 
  

·  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.  
·  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.  
·  Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.  
·  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.  
·  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.  
·  Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.  
·  Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.  
·  Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.  
·  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.  

 

Основные направления  деятельности психолога ДОУ

 
     

 Предлагаемое содержание деятельности  педагога-психолога ДОУ конкретизируется  в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.  

Информация о работе Модель психологической службы в вузе