Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 02:18, реферат
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда протекает гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиций. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.
Введение 3
1. Определение и сущность межнациональных конфликтов 6
2. Подходы к определению межмежнациональных конфликтов 8
3. Классификация межнациональных конфликтов 13
4. Причины появления межмежнациональных конфликтов 16
Заключение 26
Список использованных источников 28
Вторая
группа экстерриториальных проблем
связана с вопросом создания независимых
территориально-
Следующая важная причина межнациональных конфликтов заключается в борьбе этносов за материальные ресурсы и собственность, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. В случае возникновения подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое "естественное" право на использование земли и природных ресурсов. В этом случае подобные "ресурсные" конфликты имеют тупиковый характер, поскольку "дележ" собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов местных межнациональных элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма такого противостояния: Примером такого конфликта может служить чеченская война.
Еще одна причина межнациональных конфликтов заключается в том, что этнический конфликт представляет собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этого Типа межнациональных конфликтов лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интедектуальной элиты в межнациональных обшностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти. Подобные причины лежат в основе межнациональных конфликтов валлонов и фламандиев в Бельгии.
Наконец,
среди причин, порождающих конфликты
на этнической почве, следует выделить
сложившееся в большинстве
Современное многообразие межнациональных конфликтов вызвано не только выше отмеченными причинами. Этот перечень легко можно было бы продолжить и углубить, выбрав для анализа определенные аспекты формирования и развития каждого конкретного конфликта. Чтобы понять причины межмежнациональных конфликтов, необходимо принять во внимание специфику каждого конкретного конфликта, а также учесть, что конфликтная ситуация может меняться в ходе его эскалации. Особенно очевидно эти черты межнациональных конфликтов обнаруживаются на постсоветском пространстве.
Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, политологи и этнологи выделили большую группу причин самого разного характера. Сюда, в частности, были отнесены несправедливости административно-политической иерархии народов; произвольная перекройка границ национальных образований; депортации народов; непоследовательность в формировании реальной федерации; силовые способы противодействия дезинтеграционным процессам в республиках и т.п.
Все существующие причины межнациональных конфликтов в бывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколько групп:
1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти;
2. культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни;
3. этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие мифации и различий в Уровне естественного прироста населения;
4.
экологические - ухудшение качества
окружающей среды и природных
ресурсов в результате их
5.
этнотерриториальные - несовпадение
государственных или
6.
исторические - прошлые взаимоотношения
народов (войны, былое
7. конфессиональные - не только из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современной религиозности населения;
8. культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры.
К сожалению, многие причины современных межнациональных конфликтов в Российской Федерации были заложены еще в советские времена. Так, совпадение структуры властных отношений с национально-административным делением, предполагающим иерархию межнациональных "большинств" и "меньшинств", привело к отождествлению центральной власти с властью русских, республиканской власти - с властью коренной или титуальной национальности и т.д. Это привело к смещению негативных отношений в межэтническую сферу еще при советской власти, хотя они и были спрятаны довольно глубоко. Жесткая экономическая, политическая и социальная зависимость меньшинств породила у них чувство несправедливости, неполноценности и недоверия к большинству, привело к нарушению естественного хода развития межмежнациональных отношений - вместо интеграции - внутринациональная консолидация. Уже с 70-х годов повысилась значимость этнической принадлежности, что могло бы послужить предупреждением для властных структур, но этого не произошло. Официальные власти продолжали говорить о формировании новой исторической общности людей - советского народа, о дружбе народов и т.д.
С другой стороны, в системе функционирования каждой здоровой этнической культуры заложены механизмы воспитания у ее представителей не только уважения к иным культурным ценностям, но, и в первую очередь, чувства предпочтения родовых этнокультурных ценностей - важнейшие механизмы сохранения этнической общности и центральной зоны ее культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей. В 30-е годы - массовые процессы над "буржуазными националистами", затем - выселение целых народов, позднее - многочисленные ошибки в национальной политике, основанные на идее, что этнические различия и конечном итоге должны умереть, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Все это привело к этническому обеднению не только отдельных людей, но и целых народов.
Очень важной ступенью в формировании современной ситуации межэтнической напряженности и открытых конфликтов стало долгое культивирование нашим обществом в своих гражданах особого стиля поведения, основанного на борьбе, а не на поиске компромисса, что привело к формированию личностей с агрессивной направленностью, реализовавших себя в межмежнациональных конфликтах. Это касается прежде всего советской национальной интеллигенции, представляющей одно-два поколения, из которых вырастили культурных маргиналов. Они сознательно отчуждались обществом от собственных культурных корней (язык, искусство, традиционная сфера) и приобщались к так называемой социалистической культуре, не имевшей собственного нравственного наполнения. Десятилетиями в нашей стране насаждался идеологический монологизм. Но ведь реальная культура - это всегда диалог. У этих людей особенно болезненно идет рост этнического сознания - на фоне чувства тревожности и агрессии. Они стремятся к национальному возрождению и к поискам виноватых в собственном национальном неблагополучии, в кризисе самоидентификации.
Таким образом, СССР сам создал условия для развития межэтнической напряженности, дал лидеров для этих процессов, сигналом к началу которых стал распад СССР.
Создать ситуацию межэтнической напряженности можно достаточно просто, а вот выйти из нее - большая проблема, требующая длительных государственных усилий и больших денежных вливаний.
Так же легко совершить ошибку в межэтническом общении на индивидуальном уровне. Есть несколько правил, следование которым поможет избежать недопониманий и напряженности:
1. знать символику и культуру своего собственного этноса;
2.
знать коммуникативную
3. понять, что все культуры равноценны;
4.
вести себя естественно,
5. искренне интересоваться культурой, ценностями, стереотипами других народов;
6.
постараться увидеть мир
Общаясь с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что наши культуры равноценны, культура не может быть лучше или хуже, псе культуры уникальны. Также не следует считать, что все люди должны смотреть на мир так же, как вы. Это может привести к большой ошибке. Лучше заранее узнать стереотипы, важные для вашего собеседника, тогда вы не сделаете грубых ошибок. Лучше всего, если вы будете вести себя так, как принято в культуре вашего партнера, если вы приехали к нему на родину. Нужно действовать по принципу: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Подведем итог исследования:
Испокон веков в обществе существуют конфликты. В зарубежной социологии XX века доминирует точка зрения, что конфликт является неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. Существуют различные формы социальных конфликтов: классовый, религиозный, расовый, межгосударственный и др. Этнический или национальный конфликт - одна из разновидностей социальных конфликтов. Всякий конфликт без сомнения вызывается рядом причин, этнополитический конфликт - не исключение.
Причиной
разгарания этнического конфликта
может стать посягательство на территорию
проживания этноса, стремление этносов
выходить из-под «имперского обруча»
и создавать независимые