Межличностные отношения в группе младшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 3. Практическая часть

Выводы и рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения в группе младшего подросткового возраста.doc

— 965.50 Кб (Скачать)

Выводы  и рекомендации

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие  результаты:

  1. На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.
  2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
  • в экспериментальной группе “А” большинство детей имеют

неблагоприятный статус (52%), то есть относятся к категориям “отверженные” и “принебрегаемые”, а в экспериментальной группе “Б” большинство детей имеют  первый и второй статус (56%), то есть относятся к категориям “лидеры” и “предпочитаемые”. Следовательно в экспериментальной группе “Б” большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками;

  • в данных экспериментальных группах существует несколько

взаимосвязей, которые  можно определить как “взаимная  симпатия” между мальчиками и  девочками, а также в группах  наблюдаются явления “неразделенной любви”;

- мотивация выборов  в большинстве случаев определяется  желанием 

общаться, иметь общее дело;

  • самооценка детей данных экспериментальных групп находится в

пределах нормы (средний  уровень), но также есть дети, которые  имеют высокий и низкий уровень  самооценки;

  • математическая обработка данных показала, что дети с низким

статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,

имеющие высокий статус.

После выводов, сделанных  на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

  1. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
  2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

Изучение природы  межличностных отношений непростая  задача. Особенно сложно она решаема  в детских коллективах. В своей  работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния  взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных  отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так  и в других возрастах, при условии  дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.

Список  используемой литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
  2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.
  8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
  10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
  11. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
  13. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
  14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  15. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.
  16. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
  17. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
  18. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  19. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  21. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.
  22. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
  23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
  24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
  25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
  26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
  27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
  28. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. – 32с.
  29. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 161с.

Приложение 1.

Список  детей экспериментальной  группы А.

№ п/п ИМЯ Мальчик / девочка 
  Оксана А. Д
  Алеша Б. М
  Егор Б. М
  Катя Б. Д
  Андрей В. М
  Костя Е. М
  Дима З. М
  Юля И. Д
  Оксана И. Д
  Игорь К. М
  Лиза К. Д
  Валя М. Д
  Саша М. М
  Коля Н. М
  Саша П. М
  Оля П. Д
  Андрей Р. М
  Света Р. Д
  Юля С. Д
  Вова С. М
  Андрей Т. М
  Таня Т. Д
  Костя У. М
  Маша Ф. Д
  Зина Я. Д

Список  детей экспериментальной  группы Б.

№ п/п ИМЯ Мальчик / девочка 
  Артем Б. М
  Гриша Б. М
  Света В. Д
  Егор Г. М
  Лена Д. Д
  Оля Е. Д
  Юля Ж. Д
  Таня З. Д
  Игорь И. М
  Люба К. Д
  Дима К. М
  Жанна Л. Д
  Денис Л. М
  Марина М. Д
  Саша М. М
  Вова Н. М
  Маша П. Д
  Андрей П. М
  Саша Р. М
  Юра С. М
  Юля С. Д
  Света Т. Д
  Катя Т. Д
  Андрей Ч. М
  Оля Ч. Д

Экспериментальная группа “А”.

Приложение 2.

Экспериментальная группа “А”.

№ в списке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1    1   0,5     2     -0,5         -1                -2    
2                   -2 0,5   -1               1 -0,5     2
3 2       1     -0,5                          0,5 -1   -2     
4           2 1     -2     0,5       -1          -0,5      
5   1       -1             -2             2     -0,5   0,5
6   0,5                 1     -1   -0,5   2       -2      
7       -0,5               0,5 -2   2           1       -1
8 0,5 1         2             -1     -0,5           -2    
9               -2   -1   1     2           0,5        
10       -2         0,5     2     1 -0,5         -1        
11           1     -2 -0,5           -1     0,5           2
12       1       -2     2   -0,5               0,5   -1    
13   1     -1             0,5     2   -2               -0,5
14   0,5     2               -1              -2   -0,5     1
15       2     0,5         -1             1        -2 -0,5  
16 -1   -2   2                         0,5     -0,5       1
17   2                     -2   -1 1       0,5         -0,5
18         0,5     -1 -2     1               -0,5 2        
19 1   -1           -2         0,5               -0,5   2  
20       0,5       -0,5       2         -1       1     -2  
21             -0,5 -2             1     2       0,5     -1
22   -2   1       -0,5   -1 0,5         2                  
23         0,5   1         -0,5     -1   -2     2          
24               -2     2   0,5             1     -1   -0,5
25   0,5   2 -0,5           -1           -2     1          
сумма б. 2,5 5,5 -3,0 5,5 3,5 2,0 5,5 -10,0 -5,5 -7,0 5,0 5,5 -7,5 -1,5 5,0 1,0 -8,5 4,5 1,5 4,5 3,5 -3,5 -10,5 -0,5 3,0
колич. + 3 8 0 7 4 2 5 0 1 0 5 6 2 1 5 2 0 3 2 6 7 1 0 1 5
колич. - 1 1 2 2 2 1 2 7 3 6 1 2 6 2 3 3 6 0 0 3 3 1 7 2 5

Таблица 2.1. Таблица социометрических выборов.

Приложение 3.

Экспериментальная группа “А”.

Приложение 4.

Опросный  лист №1.

Социометрический  эксперимент.

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Отвечать  нужно искренне и  точно. Гарантируем  неразглашение ваших ответов. 

  1. Напиши 3 фамилии  учеников из Вашего класса (мальчика или  девочку) с кем бы Ты больше всего  хотел дружить и заниматься интересным делом.
  2. Напиши через запятую фамилии тех, кто Тебе больше всего не нравится в твоем классе.

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Причины твоего выбора:

  1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
  2. Потому что он не жадный.
  3. Потому что мы живем рядом.
  4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
  5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
  6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
  7. Потому что с ним интересно.
  8. Потому что много знает.
  9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
  10. Потому что мы обмениваемся книгами.
  11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
  12. Потому что он очень сильный и защищает меня.
  13. Потому что он (она) мне нравиться.
  14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).

Опросный  лист №2.

Методика  самооценки качеств  личности

(м.  Т. Дембо – С.  Рубинштейн)

 

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ______________________________________

Приложение 5.

Экспериментальная группа “А”.

Порядковый  номер Всего положительных выборов Количество  выборов по мотивам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  3 2 1                        
  9 3 3         2             1
  6   1 1       2             2
  3 1                       1 1
  3 1             1           1
  15 3 3 2   3   2             2
  3         1                 2
  6 2 1         1             2
  8 3 1     1   1 1           1
  3   1     1                 1
  3 1                   1     1
  5 1       1     1 1       1  
  3         1                 2
  9 2   2   1   1     1   1   1
  10 2 3         3             2
  3 1 1     1                  
  3   1         1 1            
  3 1       1                 1
    3 1 1                          1
  4   2           1           1
  4 1           1             2
  5 2 1 1                     1
  3   1           1           1
  3 1               1       1  
  4 1 1                       2
Всего по мотивам  30 22 6 0 11 0 14 6 2 1 1 1 3 28

Информация о работе Межличностные отношения в группе младшего подросткового возраста