Выводы
и рекомендации
В нашем психодиагностическом
исследовании были достигнуты следующие
результаты:
- На основании анализа
литературных источников описаны основные
аспекты межличностных отношений в группе
детей младшего подросткового возраста,
даны представления о самооценке детей
данного возраста.
- После проведенной
исследовательской работы можно сделать
следующие выводы:
- в экспериментальной
группе “А” большинство детей имеют
неблагоприятный статус
(52%), то есть относятся к категориям
“отверженные” и “принебрегаемые”,
а в экспериментальной группе
“Б” большинство детей имеют
первый и второй статус (56%), то есть
относятся к категориям “лидеры” и “предпочитаемые”.
Следовательно в экспериментальной группе
“Б” большинство детей благополучны
в системе межличностных взаимоотношений,
удовлетворены в общении, признании сверстниками;
- в данных экспериментальных
группах существует несколько
взаимосвязей, которые
можно определить как “взаимная
симпатия” между мальчиками и
девочками, а также в группах
наблюдаются явления “неразделенной
любви”;
- мотивация выборов
в большинстве случаев определяется
желанием
общаться, иметь общее
дело;
- самооценка детей
данных экспериментальных групп находится
в
пределах нормы (средний
уровень), но также есть дети, которые
имеют высокий и низкий уровень
самооценки;
- математическая
обработка данных показала, что дети с
низким
статусным положением
имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус.
После выводов, сделанных
на основе результатов исследования
можно дать следующие рекомендации:
- Необходимо изучить
систему личных отношений детей в группе,
для того чтобы целенаправленно формировать
эти отношения, чтобы создать для каждого
ребенка в группе благоприятный эмоциональный
климат, а также для большей продуктивности
целенаправленной воспитательной деятельности
учителя.
- Нельзя оставлять
без внимания непопулярных детей. Следует
выявить и развить у них положительные
качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их
положение в системе межличностных отношений.
Также необходимо учителю пересмотреть
свое личное отношение к этим детям.
Заключение
В процессе проведенного
исследования влияния статусного положения
ребенка в группе на формирование уровня
его самооценки можно сказать, что моя
гипотеза подтвердилась, так как по
полученным результатам мы видим, что
чем выше статус ребенка в группе, тем
более высокий уровень самооценки выявляется
в процессе экспериментов.
Изучение природы
межличностных отношений непростая
задача. Особенно сложно она решаема
в детских коллективах. В своей
работе мы попытались решить одну достаточно
важную задачу – процесс влияния
взаимоотношений между детьми, в его повседневной,
обыденной форме, а именно, те его аспекты,
которые раскрываются в непосредственном
общении между подростками, в совместной
деятельности разнопланового характера,
на формирование уровня самооценки школьника,
а соответственно и на формирования уровня
его притязаний.
Проведенные исследования
также дают материал для дальнейшего,
более глубокого изучения межличностных
отношений как в данном возрасте
– младшего подростничества, так
и в других возрастах, при условии
дополнительного изучения особенностей
соответствующего возраста предполагаемых
испытуемых. Они так – же дают материал
для работы как непосредственно в исследованной
группе, так и в других, подобных группах
школьников младшего подросткового возраста.
Список
используемой литературы
- Андреева Г.М.
Социальная психология. - М.: Издательство
Московского Университета, 1980. - 195с.
- Байярд Р.Т. Ваш
беспокойный подросток. – М.: Просвещение,
1991. – 63с.
- Битянова М.Р. Социальная
психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
- Божович Л.И. Проблемы
формирования личности. – М.: Просвещение,
1995. – 352с.
- Бодалев А.А. Личность
и общение: избранные труды. - М.: Просвещение,
1983. – 274с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов
С.М. Словарь – справочник по психодиагностике.
– СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
- Выготский Л.С.
Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение,
1984. – 374с.
- Драгунова Т.В.,
Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков. – М.:
Просвещение, 1967. – 156с.
- Давыдов В. В., Драгунова
Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная
и педагогическая психология: учебник
для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение,
1979. - 288с.
- Донцов А.И. Психология
коллектива. - М.: Издательство Московского
Университета, 1984. - 174с.
- Дубровина И.В.,
Лисина М.И. Возрастные особенности психического
развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
- Карпенко Л.А.,
Петровский А. В. Краткий психологический
словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
- Крылов А.А. Практикум
по общей и экспериментальной психологии.
– Л.: Издательство Ленинградского Университета,
1987. – 256с.
- Кондратьева С.В.
Практическая психология: учебно-методическое
пособие. – Минск: Университетское, 1997.
– 212с.
- Крутецкий В.А.
Психология. Учебник для учащихся пед.
училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.
- Кузьмин Е.С. Методы
социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. –
168с.
- Липкина А.И. Самооценка
школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
- Мадорский Л.Р.
Глазами подростков. Книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1991. – 176с.
- Немов Р. С. Психология.
Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы
психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС,
1994. -573с.
- Овчарова Р.В. Справочная
книга школьного психолога. – М.: Просвещение,
1993. – 256с.
- Петровский В.В.,
Шпалинский В.В. Социальная психология
коллектива. Учебное пособие для студентов
пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.-
117с.
- Петровский А.В.,
Абраменкова В.В. Социальная психология:
учебное пособие для студентов пед. Институтов.
- М.: Просвещение, 1987. – 147с.
- Петровский А.В.
Личность. Деятельность. Коллектив. –
М.: Знание, 1982. – 179с.
- Рогов Е. И. Настольная
книга практического психолога в образовании:
учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
- Столяренко Л.Д.
Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс,
1997. – 214с.
- Шевандрин Н.И.
Психодиагностика, коррекция и развитие
личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
- Фельдштейн Д.И.
Психология современного подростка М.:
Педагогика, 1988. – 114с.
- Фельдштейн Д.И.
Психологические аспекты изучения современного
подростка. М.: “Вопросы психологии”,
1985. – 32с.
- Фридман Л.И., Кулагина
И.Ю. Психологический справочник учителя.
- М.: Просвещение, 1991.- 161с.
Приложение 1.
Список
детей экспериментальной
группы А.
№
п/п |
ИМЯ |
Мальчик / девочка
|
|
Оксана А. |
Д |
|
Алеша Б. |
М |
|
Егор Б. |
М |
|
Катя Б. |
Д |
|
Андрей В. |
М |
|
Костя Е. |
М |
|
Дима З. |
М |
|
Юля И. |
Д |
|
Оксана И. |
Д |
|
Игорь К. |
М |
|
Лиза К. |
Д |
|
Валя М. |
Д |
|
Саша М. |
М |
|
Коля Н. |
М |
|
Саша П. |
М |
|
Оля П. |
Д |
|
Андрей Р. |
М |
|
Света Р. |
Д |
|
Юля С. |
Д |
|
Вова С. |
М |
|
Андрей Т. |
М |
|
Таня Т. |
Д |
|
Костя У. |
М |
|
Маша Ф. |
Д |
|
Зина Я. |
Д |
|
Список
детей экспериментальной
группы Б.
№
п/п |
ИМЯ |
Мальчик / девочка
|
|
Артем Б. |
М |
|
Гриша Б. |
М |
|
Света В. |
Д |
|
Егор Г. |
М |
|
Лена Д. |
Д |
|
Оля Е. |
Д |
|
Юля Ж. |
Д |
|
Таня З. |
Д |
|
Игорь И. |
М |
|
Люба К. |
Д |
|
Дима К. |
М |
|
Жанна Л. |
Д |
|
Денис Л. |
М |
|
Марина М. |
Д |
|
Саша М. |
М |
|
Вова Н. |
М |
|
Маша П. |
Д |
|
Андрей П. |
М |
|
Саша Р. |
М |
|
Юра С. |
М |
|
Юля С. |
Д |
|
Света Т. |
Д |
|
Катя Т. |
Д |
|
Андрей Ч. |
М |
|
Оля Ч. |
Д |
|
Экспериментальная
группа “А”.
Приложение 2.
Экспериментальная
группа “А”.
№
в списке |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
1
|
|
1 |
|
0,5 |
|
|
2 |
|
|
-0,5 |
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 |
0,5 |
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
-0,5 |
|
|
2 |
3
|
2 |
|
|
1 |
|
|
-0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
-1 |
|
-2 |
|
|
4
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|
-2 |
|
|
0,5 |
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
-0,5 |
|
|
|
5
|
|
1 |
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
-0,5 |
|
0,5 |
6
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
-1 |
|
-0,5 |
|
2 |
|
|
|
-2 |
|
|
|
7
|
|
|
|
-0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
-2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
-1 |
8
|
0,5 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
-0,5 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
-1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
10
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
0,5 |
|
|
2 |
|
|
1 |
-0,5 |
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
-2 |
-0,5 |
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
2 |
12
|
|
|
|
1 |
|
|
|
-2 |
|
|
2 |
|
-0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
-1 |
|
|
13
|
|
1 |
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
2 |
|
-2 |
|
|
|
|
|
|
|
-0,5 |
14
|
|
0,5 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
-0,5 |
|
|
1 |
15
|
|
|
|
2 |
|
|
0,5 |
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
-2 |
-0,5 |
|
16
|
-1 |
|
-2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
-0,5 |
|
|
|
1 |
17
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
-1 |
1 |
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
-0,5 |
18
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
-1 |
-2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
-0,5 |
2 |
|
|
|
|
19
|
1 |
|
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
-0,5 |
|
2 |
|
20
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
-0,5 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
1 |
|
|
-2 |
|
21
|
|
|
|
|
|
|
-0,5 |
-2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
0,5 |
|
|
-1 |
22
|
|
-2 |
|
1 |
|
|
|
-0,5 |
|
-1 |
0,5 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
0,5 |
|
1 |
|
|
|
|
-0,5 |
|
|
-1 |
|
-2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
2 |
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
-1 |
|
-0,5 |
25
|
|
0,5 |
|
2 |
-0,5 |
|
|
|
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
-2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
сумма
б. |
2,5 |
5,5 |
-3,0 |
5,5 |
3,5 |
2,0 |
5,5 |
-10,0 |
-5,5 |
-7,0 |
5,0 |
5,5 |
-7,5 |
-1,5 |
5,0 |
1,0 |
-8,5 |
4,5 |
1,5 |
4,5 |
3,5 |
-3,5 |
-10,5 |
-0,5 |
3,0 |
колич.
+ |
3 |
8 |
0 |
7 |
4 |
2 |
5 |
0 |
1 |
0 |
5 |
6 |
2 |
1 |
5 |
2 |
0 |
3 |
2 |
6 |
7 |
1 |
0 |
1 |
5 |
колич.
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
3 |
6 |
1 |
2 |
6 |
2 |
3 |
3 |
6 |
0 |
0 |
3 |
3 |
1 |
7 |
2 |
5 |
|
Таблица 2.1.
Таблица социометрических
выборов.
Приложение 3.
Экспериментальная
группа “А”.
Приложение 4.
Опросный
лист №1.
Социометрический
эксперимент.
Инструкция: Выбери
из вашего класса трёх учеников в порядке
твоего предпочтения и укажи их фамилии
в прямоугольниках, расположенных после
задания. Через тире укажи номер
причины, по которой ты делаешь свой выбор
(на другой стороне опросного листа написаны
14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию
и имя.
Отвечать
нужно искренне и
точно. Гарантируем
неразглашение ваших
ответов.
- Напиши 3 фамилии
учеников из Вашего класса (мальчика или
девочку) с кем бы Ты больше всего
хотел дружить и заниматься интересным
делом.
- Напиши через запятую
фамилии тех, кто Тебе больше всего
не нравится в твоем классе.
Дата заполнения ________________
Класс__________
Имя ___________________________
Причины
твоего выбора:
- Потому что он веселый
и с ним можно общаться.
- Потому что он не
жадный.
- Потому что мы живем
рядом.
- Потому что мы вместе
ходим на одну секцию.
- Потому что мы давно
учимся в одной школе.
- Потому что мы вместе
отдыхали летом.
- Потому что с ним
интересно.
- Потому что много
знает.
- Потому что подсказывает
и мы вместе делаем домашнее задание.
- Потому что мы
обмениваемся книгами.
- Потому что мы
вместе играем на компьютере.
- Потому что он
очень сильный и защищает меня.
- Потому что он
(она) мне нравиться.
- Потому что мне
нужен такой друг (подруга).
Опросный
лист №2.
Методика
самооценки качеств
личности
(м.
Т. Дембо – С.
Рубинштейн)
Дата заполнения ________________
Класс__________________________
Имя ______________________________________
Приложение 5.
Экспериментальная
группа “А”.
Порядковый
номер |
Всего
положительных выборов |
Количество
выборов по мотивам |
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
3 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
3 |
3 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
6 |
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
15 |
3 |
3 |
2 |
|
3 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
6 |
2 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
8 |
3 |
1 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
3 |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
5 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
3 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
9 |
2 |
|
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
10 |
2 |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
3 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
4 |
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
5 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
4 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Всего
по мотивам |
30 |
22 |
6 |
0 |
11 |
0 |
14 |
6 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
28 |
|