Межличностные отношения в группе детского сада и пути их оптимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна.
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.
Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Общение как важнейший фактор развития ребенка
а) общая характеристика общения.
б) возрастной аспект
2. . Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Взаимоотношения в разных видах деятельности.
а) социальная ситуация развития дошкольника
б) ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольника
3. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников
а) эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья
б) проблемные формы межличностных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готовая псих. развития.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

ЧУО «Женский институт ЭНВИЛА»

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     По  дисциплине:

     ПСИХОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ

     Тема: Межличностные отношения в группе детского сада и пути их оптимизации

     Вариант № 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Касько  Екатерины Васильевны

     Студентки 2 курса группы 201

     Факультета  психологии

     Заочной формы обучения

     Тел. 8- 017- 2797800

     8 -044 -7966175 
 
 

     Минск 2010

План:

      ВВЕДЕНИЕ

  1. Общение как важнейший фактор развития ребенка

         а) общая характеристика общения.

    б) возрастной аспект

    2. .  Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Взаимоотношения в разных видах деятельности.

             а) социальная ситуация развития дошкольника

             б) ролевая игра - ведущий вид деятельности дошкольника

    3. Эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников

                       а) эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие его психического здоровья

                       б) проблемные формы межличностных отношений

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна.

     В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

     Именно  активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

     Ребенок живет, растет и развивается в  переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

     Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно - исторической системы его отношений с социальной действительностью

     Понятие социальной ситуации развития может  быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего  объективные условия существования  данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

     Другим  компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный  социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как  социально - возрастной группы в структуре  общества.

     Помимо  объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

     Анализ  социальной ситуации развития позволяет  раскрыть содержание межличностных  отношений в детских группах. В детских и подростковых группах  могут быть выделены функционально  - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые отношения между сверстниками.

     Эмоционально  - оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

     Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что  психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

     Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные  эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой  ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

     Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной  отстраненности человека, характеризующейся  разрывом межличностных отношений.

     В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия,

  благодаря которым  люди как физически, 

так и духовно творят друг друга…»

К. Маркс 

.1. Общение как важнейший фактор развития ребенка

а) Общая характеристика общения.

      Общение - это сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку  единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра. Общение является одним из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми..

      Понятие общения близко соотносится с  понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.

      Существуют следующие виды общения:

      1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации;

      2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

      3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

         В классификации выделяют:

      1.как основную рабочую- инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

      2.синдикативную функцию, выражаемою в сплочении малых и больших групп;  
    3. трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

      4. функцию самовыражения, ориентировочную на поиск и на достижение взаимного понимания.

         По критерию цели общения выделяется  восемь функций общения: 

      1.контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

      2.информационная, цель, которой - обмен сообщениями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

      3.побудительная, цель, которой - стимуляция активности партнёра для направления его на выполнения определённых действий;

      4.коордициональная, цель которой- взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

      5.функция понимания, цель которой- не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание- намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

      6.амотивная, цель которой возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний(обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

      7.функция установления отношений, цель которой - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

      8.функция оказания влияний, цель которой- изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра, в том числе его намерений.  Общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

        Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно организованные на смысловое их восприятие другими людьми.

      Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми

      Перцептивная  сторона (перцепция- восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей)

      б) возрастной аспект

      Дошкольный  возраст (3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей  сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к  развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

      Дошкольный  возраст приносит ребёнку новые  принципиальные достижения. В этом возрасте ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность пространства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

Информация о работе Межличностные отношения в группе детского сада и пути их оптимизации