Межличностные отношения в группах и коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора персонала, для формирования резерва, для профориентационной консультации. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации.
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Межличностные отношения 4
Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 7
2.1. Основные понятия: виды малых групп 7
2.2. Развитие малой группы 9
2.3. Социально-психологический климат в группах 11
Заключение 14
Содержание 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 179.98 Кб (Скачать)
stify">     В сфере развития группы и ее межличностной активности выделяются:

взаимная ориентировка членов группы на действия друг друга и выработка взаимоприемлемого поведения;

«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия;

преодоление разногласий и конфликтов и развитие групповой сплоченности;

возникновение функционально-ролевой согласованности, соответствующей содержанию групповой задачи.

     Процессы взаимодействия и развития малых групп приводят к формированию групповых структур.

     Во-первых, члены группы становятся - лично знакомы и известны друг другу. Развиваются чувства симпатии и антипатии,  и формируется более или менее стабильная структура социоэмоциональных отношений и предпочтений.

     Во-вторых, благодаря групповой композиции члены группы распределяются по позициям большего или меньшего доминирования и по степени вклада в реализацию и выполнение групповых задач и целей. Если ко времени формирования групповой композиции структура влияния, лидерства или структура социальной власти не сформировалась, то часто группа  проходит период борьбы за власть. В ряде случаев члены группы «отбирают» друг у друга формальные роли и зачастую формальные роли подкрепляются  неформальными, такими, как «болтун», «помощник», «молчун», «насмешник» и другие.

     В-третьих, в целевых группах наиболее значимым результатом , по определению, является выполнение задачи, достижение групповой цели.

     В-четвертых, формирование групповых структур и достижение групповых целей связано с удовлетворением - неудовлетворением личных потребностей  и потребностей, связанных  с выполнением  задач членов группы, которые в свою очередь, связаны в большей или меньшей мере со сплоченностью группы. 

2.3. Социально-психологический климат в группах

     Кроме формирования групповых структур, процессы развития малой группы сопровождаются проявлением ряда групповых социально-психологических феноменов, которые выступают параметрами или характеристиками развития, функционирования и жизнедеятельности малой группы. К числу основных явлений относятся: социально-психологический климат группы, групповая сплоченность, феномен конформизма и группового давления, влияние меньшинства и лидерство.

     Социально-психологический климат группы обозначает качественную характеристику межличностных отношений в группе. К числу основных психологических факторов, регулирующих социально-психологический климат группы, относятся:

доверие - недоверие членов группы друг к другу;

симпатия - антипатия во взаимоотношениях членов группы;

свобода - несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;

давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельность решения со стороны руководства;

информированность - неинформированность членов группы о состоянии дел в группе;

удовлетворенность - неудовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и др.

     Социально-психологический климат тесно связан с другими характеристиками групповых структур - сплоченностью, стилем лидерства, межличностной привлекательностью, психологической совместимостью и срабатываемостью.

     Групповая сплоченность обозначает степень психологической общности, единство членов группы, тесноту и устойчивость межличностных взаимоотношений, степень эмоциональной привлекательности группы и ее членов. Близкими, но более частными понятиями  по отношению к групповой сплоченности являются «совместимость» и «срабатывемость».

     Под совместимостью понимается психологический результат сочетания индивидуально-личностных характеристик членов группы, которое приводит  к их высокой удовлетворенности , межличностной симпатии.

     Срабатываемость - это психологический результат взаимодействия членов группы в ходе ее совместной деятельности, который приводит к высокому уровню ее продуктивности.

     Конформизм и групповое давление - это влияние мнения большинства группы на их собственные оценки. Конформизм как социальное явление и конформность или конформное поведение отдельного человека - личностное качество, которое проявляется, когда индивид принимает определенное мнение под «нажимом» группы и демонстрирует сильную зависимость  от группового давления. В отличие от сознательного  изменения мнения  под воздействием убедительных аргументов, конформное поведение  обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

     Влияние меньшинства - рассматривается как противоположный феномен влияния меньшинства на изменение группового мнения. К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относят: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также проявление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, так называемых отступников. Очень показателен пример, когда двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента уверенно называли синий цвет зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством и 8% испытуемых дали ответы, совпадающие с оценками «подставной группы» (в контрольной проверке этого уже не наблюдалось).

     Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Под лидерством понимается руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Лидеры в жизни существуют везде. Они могут возникнуть спонтанно (неформальное признание), их выбирает группа или назначает организация, частью которой является группа. Обычно неформальный лидер выявляется при помощи социометрических опросов, содержащих вопросы типа: «С чьим мнением в группе вы считаетесь больше всего?», «Кого бы вам хотелось выбрать в качестве вашего лидера?».

     Результаты многих исследований показали, что у лидеров выше показатели интеллекта, они в большей степени социально адаптированы, чем остальные члены группы. Их лидерский статус, скорее всего, основан на уверенности членов группы, в способности этих людей проявить необходимые навыки и умения, обеспечить экономические и политические ресурсы, чтобы помочь группе достичь цели. 
 

 

Заключение 

     Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений.

     Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других.

     Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора персонала, для формирования резерва, для профориентационной консультации. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации.

     Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.    

 

      Содержание 

     В.А.Соснин, Е.а. Красникова «Социальная психология», 2-ое издание. Москва, «Форум - ИНФРА-М», 2007 г.

       Статья «Межличностные отношения» http://www.effecton.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективе