Межличностные отношения среди подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и их отношение к коллективу. Объект исследования: межличностные отношения среди подростков. Предмет исследования: степень сплоченности-разобщенности в группе, статус членов группы и их отношение к коллективу.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме: межличностные отношения среди подростков
1.1. Человек как субъект и объект общения
1.2. Взаимоотношения людей, как предмет исследования в психологии
1.3. Межличностные отношения детей в школе
1.4. Проявление акцентуации характера в подростковом возрасте
1.5. Статус ребенка в коллективе
Вывод по первой главе
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте
2.1. Организация и описание методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

межличностные отношения среди подростков.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

       В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием[18].

     1.4..  Проявление акцентуации характера в подростковом возрасте.

     Тотальность патологических черт характера выступает  в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации. 

     Обычно  акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

     Социальная  дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

     На  основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации  характера.

     Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные  черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Акцентуированные  характеры зависят не от природно-биологических  свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека [22].

        1.5. Статус ребенка в коллективе.

       С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.

       Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.)[10].

       Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

       Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19% [8].

       Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения[17]. 
 

     Вывод по первой главе:

       Исследуя проблему «межличностные отношения среди подростков» мы выяснили, что оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.

     Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом  характерных свойств, присущих определенному  возрасту.

       В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.

       Для подростков большую значимость приобретают отношения со сверстниками. Именно в этих отношениях подросток  может удовлетворить  в полной мере свое стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям.

       Для ребят этого возраста особо актуально становится взаимоотношения между полами. В первую очередь появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.

     Позднее в отношениях преобладает застенчивость, скованность и робость. Иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п.

     Еще позднее между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

       С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

     Так же в подростковом возрасте у ребят  проявляется акцентуация характера. Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Акцентуированные  характеры зависят не от природно-биологических  свойств, а от факторов внешней среды (от отношений с товарищами, от статуса, который ребенок занимает в коллективе и т.п.), которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

       Статус оказывает сильнейшее  влияние на поведение и самосознание  ребенка. Неблагоприятное положение  в классном коллективе является  одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы.

     С психолого-педагогической точки зрения важно изучать, понимать значимость в межличностных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II.  Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте

     2.1. Организация и описание методик исследования.

     Цель  нашего исследования: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и их  отношение к коллективу.

       В соответствии с целью исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

     1. Подобрать соответствующие цели  исследования методики.

     2. Организовать и провести исследование.

     3. Проанализировать результаты.

     В нашем исследовании мы использовали методики:

     1. Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С.Михалюк,А.Ю.Шалыто[18].

     2 . Тест «Оценка отношений подростка с классом» [19].

     3.Характерологический  опросник Леонгарда [20].

      4. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе[21].

     Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто позволяет выявить эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты отношений в коллективе. Методика представляет опросник. Исследование позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. 

     Полный  текст методики дан в приложении 1.

       Оценка отношений подростка с классом (Козлов В.В., Мануйлов Г.М.)

       Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

     Тип 1. Индивид воспринимает группу как  помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально.

     Тип 2. Индивид воспринимает группу как  средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей.

     Тип 3. Индивид воспринимает группу как  самостоятельную ценность.

     Полный  текст методики дан в приложении 2.

     Характерологический опросник Леонгарда 

       Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, таких как: демонстративный тип, педантичный тип, застревающий тип, возбудимый тип, гипертимический тип, дистимический тип, тревожно-боязливый тип, циклотимический тип. аффективно-экзальтированный тип,эмотивный тип.

     Полный  текст методики дан в приложении 3.

     Социометрическая  методика Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

     Полный  текст методики дан в приложении 4. 

     2.2. Анализ результатов исследования.

     Показатели  экспресс методики по изучению социально – психологического климата в коллективе. Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

Информация о работе Межличностные отношения среди подростков