Межличностные отношения. Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим понятие межличностных отношений и психологию малых групп.
В целом социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Содержание

Введение
1.Межличностные отношения
1.1 Общение как основа межличностных отношений
1.2 Психология межличностного воздействия
2. Малые группы как субъекты общения и межличностных отношений. Понятие и структура малых групп в психологии.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

     Системный подход в исследовании психологии малых  групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений  в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и  как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных  отношений.

     Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура  группы. Композиция группы — это  совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих  композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются  соотношения членов группы по таким  особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки  зрения социально-психологических  особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские  и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам. (…)

     Психологические проблемы формирования и особенно развития малых  групп исследованы в меньшей  степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических  явлений в естественных группах  представляет собой сложную исследовательскую  задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся  к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в  излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

     Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут  существенно различаться в зависимости  оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

     Неформальные  группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

     Учет  социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов  является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения  формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями  производственных организаций, могут  складываться принципиально по-разному  в зависимости оттого, формировались  ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному  признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

     Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом  этого процесса, который предстает  перед исследователем как процесс  непрерывного изменения состояний  и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

     В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное  развитие группы характеризуется как  последовательная смена стадий, различающихся  степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

     Развитие  группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив  — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и  психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

     В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

     Заключение

     Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависят  от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

     Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

     Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития

     Самой важной задачей для малой группы понять психологию каждого участника. Познать суть философии можно  посредствам процесса и инструментов коммуникации. Здесь главной задачей является понять психологию управления малой группой от принятия решений до выполнения проектов. При это очень важно, чтобы в процессе участвовал каждый член группы, изучая навыки общения, поощрение, самопомощь и образование. Наиболее важные факторы философии процесса коммуникации происходят, конечно же, во время совещаний малых групп. 
Итак, познание философии малых групп происходит через процесс коммуникации каждого участника друг с другом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

      1)Межличностные отношения: URL: http://asppsi.com/

     2)Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008 г. - 160 стр.

     3)Понятие малой группы: А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/

     4)Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

     5)Скараев Г. Психология малых групп: Психологический портал. URL: http://psychology.biznet.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Межличностные отношения. Психология малых групп