Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:37, реферат
В данной работе мы рассмотрим понятие межличностных отношений и психологию малых групп.
В целом социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Введение
1.Межличностные отношения
1.1 Общение как основа межличностных отношений
1.2 Психология межличностного воздействия
2. Малые группы как субъекты общения и межличностных отношений. Понятие и структура малых групп в психологии.
Заключение
Список литературы
Системный
подход в исследовании психологии малых
групп и коллективов
Основными
параметрами малой группы, необходимыми
для ее качественной характеристики
в социально-психологическом
Психологические проблемы
формирования и особенно развития малых
групп исследованы в меньшей
степени, чем их структурные характеристики.
Это связано с тем, что изучение
динамики протекания социально-психологических
явлений в естественных группах
представляет собой сложную
Психологические
механизмы формирования (возникновения,
образования) малых групп могут
существенно различаться в
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
Учет
социально-психологических
Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.
В
концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное
развитие группы характеризуется как
последовательная смена стадий, различающихся
степенью психологической
Развитие
группы происходит в континууме, высшую
точку которого занимает коллектив
— реальная контактная группа, отличающаяся
интегративным единством
В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.
Заключение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития
Самой
важной задачей для малой группы
понять психологию каждого участника.
Познать суть философии можно
посредствам процесса и инструментов
коммуникации. Здесь главной задачей является
понять психологию управления малой группой
от принятия решений до выполнения проектов.
При это очень важно, чтобы в процессе
участвовал каждый член группы, изучая
навыки общения, поощрение, самопомощь
и образование. Наиболее важные факторы
философии процесса коммуникации происходят,
конечно же, во время совещаний малых групп.
Итак, познание философии малых групп
происходит через процесс коммуникации
каждого участника друг с другом.
Список литературы
1)Межличностные отношения: URL: http://asppsi.com/
2)Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008 г. - 160 стр.
3)Понятие малой группы: А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/
4)Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
5)Скараев
Г. Психология малых групп: Психологический
портал. URL: http://psychology.biznet.ru
Информация о работе Межличностные отношения. Психология малых групп