Межличностное общение дошкольников с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общения как деятельности.
2. Изучение психические особенности умственно-отсталых дошкольников.
3. Изучение особенностей общения дошкольников с умственно-отсталых дошкольников с взрослыми.
4. Изучение особенностей общения умственно-отсталого дошкольника

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности межличностного общения дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 5
1.1. Понятия общения 5
1.2. Психологическая характеристика умственно-отсталого дошкольника 9
1.3. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со взрослыми 15
1.4. Межличностное общение умственно-отсталого дошкольника
со сверстниками 19
Выводы 22
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

французова курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

   Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии.

  Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений [12].

В образовательных учреждениях цель занятий состоит во влечении детей в общение с взрослыми на познавательные темы. У большинства детей отмечается напряженность [10].

Воспитатели, прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко работники знают особенности и возможности каждого ребенка, и учитывают их в работе.

 

 

Итак, дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу, наказания, различают интонации. Отношение к человеку выявляют прикосновением, улыбкой, заглядыванием в лицо. Умственно-отсталые дошкольники с удовольствием играют с взрослым. Чаще всего семьи влияют на развитие умственно-отсталого ребенка отрицательно. Отцы практически устраняются от воспитания таких детей. Также характерны для таких семей потворствующая гиперопека и скрытая или открытая отчужденность. Дошкольники с умственной отсталостью, воспитывающиеся в интернатах, чувствуют одиночество, отверженность в семье. У таких детей отмечается напряженность. Успех работы воспитателей зависит от, глубины знаний особенностей и возможности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Межличностное общение умственно-отсталых дошкольников со сверстниками

На развитие межличностного общения  со сверстниками у детей дошкольного возраста наиболее существенное влияние будет оказывать первичное нарушение интеллекта. Характерным будет недоразвитие невербального репертуара межличностного общения. Невозможно адекватно объяснять своеобразие сложнейших жизненных проявлений личности вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А таким контекстом, или средой, прежде всего, являются именно малые группы.

Направленность на речевое общение  с окружающими у умственно отсталых дошкольников снижена. Там, где это возможно, они предпочитают пользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему.

          При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде сверстников, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

 

Спецификой межличностных отношений  является тот факт, что другой ребенок  не является объектом отстраненного  наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети-инвалиды не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений [20].

Роль детского коллектива, весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными  нормами поведения. Приобретенные  в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы  поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения [2].

Личные и деловые отношения  между умственно отсталыми детьми складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности.

Основной формой для развития основ  межличностного общения детей с  умственной отсталостью должна быть игра. Игра - очень эффективная форма,

 

 

которую надо использовать для решения  задач, связанных с формированием межличностных навыков и умений.

В процессе практического общения  детей в течение дня, в ходе игр возникает их речевое общение. Процесс речевого общения, как правило, начинается с поручений.

Таким образом, на развитие межличностного общения со сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью существенное влияние оказывает первичное нарушение интеллекта и недоразвитие. Речевое общение со сверстниками также имеет нарушения. Дети предпочитают использовать мимику и жесты. Главной причиной затруднений в общении со сверстниками  является несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других детей, эгоцентризм. Роль межличностного общения со сверстниками, достаточно  важна, т.к. через коллективную деятельность умственно отсталые дети овладевают нравственными нормами поведения. В процессе такого общения обеспечивается равноправное положение детей, возможность самоутверждения. Зачастую в поведении умственно отсталых детей проявляется неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои интересы с общими. Для развития основ межличностного общения детей с умственной отсталостью используют игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Общение играет особую роль в развитии ребенка, начиная с самого раннего  возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия, оно направленно на улучшение отношений и достижение общего результата. У детей это взаимодействие имеет своеобразную форму существования. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов.

Дошкольники с легкой степенью умственной отсталости имеют замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Личность ребенка с нарушениями интеллекта формируется с большими отклонениями. Практически с младшего дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта начинает развиваться интерес к окружающему. Если ребенок в процессе познания окружающего и общения испытывает постоянный неуспех, то у него формируются патологические свойства личности. Слабость воли умственно отсталых детей связанна  с недостаточным  осознанием целей и отсутствием необходимых побуждений к их достижению, но об этом нельзя сказать, когда речь идет об удовлетворении элементарных потребностей. Их эмоции достаточно примитивны они либо негативные, либо положительные, оттенки эмоций для них практически не доступны, как и высшие духовные чувства  из-за слабости интеллектуальной регуляции чувств. Самооценка формируется у дошкольников с умственной отсталостью медленнее и с большим трудом, чем у нормальных детей. Старшие дошкольники более адекватно понимают обстановку.

Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что  семья играет важную роль в адаптации  и интеграции ребенка в общество, но лишь 5 %  родителей правильно  оценивают возможности своих  умственно-

 

отсталых детей. Следовательно, большинство  из них нуждается в помощи специалистов в этом вопросе. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития умственно отсталого ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Родители служат для своих детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации. Взаимоотношения умственно отсталых детей с родителями оказывают влияние на формирование личностных качеств. Долговременное нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска, способным привести его к нарушениям межличностных отношений в коллективе. Межличностные отношения, сложившиеся в семье умственно отсталого ребенка, существенно отличаются от отношений, имеющихся в семье нормально развивающихся детей. Дошкольники с умственной отсталостью отзывчивы на похвалу, наказания, различают интонации. Отношение к человеку выявляют прикосновением, улыбкой, заглядыванием в лицо.

Особенности общения детей со сверстниками отличается от общения с взрослыми, эмоциональностью, раскованностью, отсутствием  жестких правил и ограничений. В  общении с взрослыми дошкольник не контролирует и не управляет действиями, в отличие от их общения со сверстниками. На развитие межличностного общения со сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью существенное влияние оказывает первичное нарушение интеллекта и недоразвитие речи. Главной причиной затруднений в общении может стать несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка и оценка других детей, социальное иждивенчество. Очень важна роль межличностного общения со сверстниками потому, что через коллективную деятельность умственно отсталые дети овладевают нравственными нормами поведения.

 

 

Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в  формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков общения  выходит на первый план при воспитании таких детей.

Проблема вхождения умственно  отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в  проблеме воспитания детей с интеллектуальными  недостатками.

Общество должно учитывать необходимость  расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 2007 – 221с.

2.Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Смирнова Е.О.  Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. – НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.

3.Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 96 с.

4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. : - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

5.Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия,2007. – 344 с.

6.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы  дефектологии  –  Москва,  Просвещение, 2006. – 543 с.

7.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей./ Зав. Редакцией Г.С. Ливанова, М., 1985.

8.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза  общения. – М., 2006. – 142 с.

9.Лисина М. И., Сильвестру А.И.  Психология самопознания у дошкольников. – М.: Штиинца, 1983. – 112 с.

10.Лисина М.И., Шерьзданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 80 с.

11.Лубовский В. И. Психологические  проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Академия, 2007. – 345 с.

12.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.  Семейное воспитание детей с отклонениями / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2004. – 407 с.

13.Международная классификация  болезней МКБ – 10: www.mkb10.ru.

14. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и    аномальных детей. - М: Просвещение, 2006.

15.Cпециальная психология/ Под. ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2006. – 434 с.

 

16.Специальная психология/ Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2006. – 378 с.

17.Справочник по дошкольному  воспитанию/ Под ред. А. И. Шустова.  – М.: Педагогика, 2007. – 390 с.

18.Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екшанова  Е.А. Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Е.А. Стребелевой. –  М.: Издат. центр «Академия», 2002. –  312.

19.Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

20.Урунтаева Г.А., Детская психология:  6-е издание, перераб. и доп.  – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 368 с.

 

 


Информация о работе Межличностное общение дошкольников с умственной отсталостью